НХЛ. КУБОК СТЭНЛИ. Финал
ВРАТАРЬ
Мартин ДЖОНС
В соперничестве вратарей финальной серии я бы не стал никому отдавать преимущество. То, что "Сан-Хосе" играл в финале, во многом заслуга Джонса. В победных для "Акул" матчах по ходу всего плей-офф он был вынужден стоять на ушах. И в каждой из игр финальной серии, включая последний, он сохранял своей команде шансы на успех. Вообще в этой серии я ожидал как минимум в два раза больше заброшенных шайб, но этого не получилось именно благодаря вратарям.
ЗАЩИТА
Обороне "Сан-Хосе" было очень тяжело сконцентрироваться на одной или двух угрозах. У "Пингвинов" было три работающих звена – и на третью пару Диллона с Полаком то и дело попадали то Малкин, то Бонино. "Акулы" основной своей оборонительной парой концентрировались на звене Кросби. И в концовке серии им удалось прикрыть его, но этого оказалось недостаточно.
Перед началом серии к обороне "Сан-Хосе" почти не было вопросов. Была пара Власич и Брауна, способная прикрыть любое звено в лиге. Была пара Бернса и Мартина, опытная и пытающаяся большую часть времени проводить в зоне атаки. И были Полак с Диллоном, которые не должны были проиграть в борьбе под своими воротами. Но у их соперника по финалу ровно играли все четыре звена, и выбрать противостояние паре защитников было практически невозможно. В итоге Диллон и Полак то и дело попадали под одно из самых результативным звеньев "Питтсбурга". Кроме того, тренерам соперника стало понятно, что именно от этой пары в нападении исходит намного меньше угроз, и при их появлении на площадке старались переводить игру в чужую зону.
В целом защита "Сан-Хосе" была достаточно хорошо сбалансирована, но не в серии против "Питтсбурга". С приходом туда главного тренера Майка Салливана и больших кадровых изменений перед началом сезона у "Пингвинов" возникло три практически равных атакующих тройки, и когда у них не получалось взять умением, они просто брали числом.
НАПАДЕНИЕ
Если у "Питтсбурга" мы можем говорить о трех звеньях с равной эффективностью, на которых было тяжело сконцентрироваться, то от результативности лидеров "Сан-Хосе" зависело намного больше. Скоростной хоккей, навязанный соперником, не очень подходил ни Торнтону, ни Павелски, которые не становятся моложе. Может быть, сказалась их усталость – команда провела в этом сезоне больше ста игр. Ну и, самое главное, у них не получалось эффективно играть в углах и вязкой борьбе, выходить из нее за счет коротких передач, выводить шайбу на пятачок.
Да, им удавалось создавать угрозы воротам Мюррея, но их было настолько мало, что в конечном счете игра основных ударных форвардов "Акул" так и не стала решающим фактором. Возможно, сказалось отсутствие Хертля. Хорошей демонстрацией бессилия "Сан-Хосе" стала попытка свести в последних матчах Павелски, Торнтона и Кутюра. Тренеры понимали: чтобы вытянуть серию, эти игроки должны быть более результативны. Это упрощало задачи в обороне для "Питтсбурга", и в итоге это не позволило создать дополнительные моменты у ворот Мюррея. Две-три шайбы Павелски и Торнтона, и все могло повернуться по-другому.
ВРАТАРЬ
Мэтт МЮРРЕЙ
Как бы ни менялся хоккей, вратарь остается главным игроком на площадке, от которого зависит очень многое. Мэтт Мюррей справился с давлением, хотя в этом ему сильно помогли полевые игроки. Для парня, сыгравшего свой первый матч в НХЛ в декабре 2015 года, он провел финал блестяще. То, что требовалось от него, Мюррей сделал.
Мэтт повторил рекорд для новичков – 15 побед в Кубке Стэнли. Такие случаи, когда новичок выигрывает с первого же захода главный трофей, уже были в НХЛ. Но если вспоминать тех, кто это был, то окажется, что все они после окончания карьеры оказались в Зале славы. Поэтому, может быть, мы наблюдали за рождением новой вратарской легенды.
ЗАЩИТА
Майк Салливан поработал со многими выдающимися тренерами: Кенневилем, Тортореллой и другими. Перед началом серии их оборона выглядела одной из самых слабых линий. Вылетел Тревор Дэйли, а Крис Летанг играл с молодым и неопытным Брайаном Дюмулином. Было не очень ясно, как первые две пары будут справляться с ведущими звеньями "Сан-Хосе". Я предполагал, что им будет намного тяжелее.
Большие форварды "Акул", привычные к удержанию шайбы на лицевой линии в зоне соперника, могли доставить им много хлопот. Но этого не случилось. "Питтсбург" при игре в обороне выбрал исключительно умную тактику: его защитники не позволяли останавливаться шайбе в своей зоне после забросов. Одна из основных задач форчекеров при игре в давление – забросить шайбу в угол и сохранить ее там, создать там неразбериху, свалить защитников и так далее. "Питтсбург" не дал такой возможности сопернику. На лицевом борту своей зоны защитники "Пингвинов" подбирали шайбу очень быстро. Как только они оказывались под давлением, шайба тут же продолжала движение куда угодно, но, как правило, по борту на выход из зоны. Из-за этого у "Питтсбурга" не всегда получались организованные выходы из зоны, но зато они получались быстрыми.
В такой ситуации оказывать давление очень тяжело. Нападение соперника, даже при поддержке защитников, при таких ситуациях не может оставаться компактным. Оно получается растянутым, из-за чего образуется свободное пространство, в которое при хорошем движении въезжали открывающиеся игроки "Питтсбурга". В итоге давление "Сан-Хосе", перед началом серии выглядевшее практически неразрешимой задачей, было абсолютно контролируемым игроками "Пингвинов".
НАПАДЕНИЕ
Модель игры Салливана очень хорошо подошла "Питтсбургу". В современных экономических условиях НХЛ создать три равных эффективных звена очень и очень тяжело. Именно это и сыграло основную роль против "Сан-Хосе". По глубине состава "Акулы" превосходили и "Нэшвилл", и "Сент-Луис", а с "Питтсбургом" эта глубина уже не выглядела таковой. Возможно, у основных нападающих "Акул" в концовке уже не хватило физических сил, чтобы бороться с такой скоростной командой, как "Питтсбург".
Если говорить о высокой результативности Фила Кессела в плей-офф, то мы снова вернемся к модели игры "Пингвинов". Наибольшее количество угроз "Питтсбург" создавал при атаках с ходу. В вязкой борьбе вдоль бортов, в углах, на пятачке против больших и сильных защитников Кессел не очень хорош. Но что касается нацеленности на ворота, броска и скорости, то в таких игровых ситуациях он очень опасен. Именно он усилил третье звено "Питтсбурга", о котором говорил практически весь плей-офф. И ни один из их соперников не пытался закрыть его ведущими защитниками.
Сидни КРОСБИ
О том, что Кросби – лучший игрок плей-офф, можно поспорить. Что касается лидерских качеств и обязанностей, то от них зависело очень многое, и он с ними полностью справился. Это тот случай, когда человек ведет за собой других не только и не столько словами, сколько собственным примером. Если Кросби ловит шайбу на себя, то ты увернуться от нее просто не имеешь права. Лидерство всегда сводится к набранным очкам, но огромный объем работы остается за пределами внимания.
В этой ситуации единственное, с чем трудно не согласиться при выборе самого полезного игрокам плей-офф: лидерством Кросби по ходу всего сезона. Капитан "Питтсбурга" делал для победы все, что только от него зависело, будь это зарабатывание на себе удалений или блокирование бросков. Все это позволило посмотреть на него по-новому – не только как на человека, который забивает решающие голы в финале Олимпийских игр, но и как на настоящего лидера и в раздевалке, и на льду.
Крис ЛЕТАНГ
Я бы пристальнее посмотрел на Летанга, поучаствовавшего во всех четырех победных шайбах финальной серии, включая победный гол в шестой игре. Играть сверхэффективно только в обороне сейчас крайне тяжело из-за трактовок правил. Современному защитнику сейчас выдвигаются совершенно новые требования, которым как раз и соответствует Летанг.
Когда "Питтсбург" выиграл в 2009 году, Кросби уже был тем самым знаменитым Кросби, которого мы знаем, а Малкин – тем самым Малкиным. А вот Летанг еще не был первым защитником, и поэтому нынешний Кубок Стэнли для него должен быть важнее, так как для него это – смена ощущений. Его заслугу в победе ни в коем случае нельзя принизить, да и не получится этого сделать. Как только по ходу серии возникали вопросы в обороне, игровые ситуации, которые не нравились тренерам "Питтсбурга", у них был универсальный человек, кто мог решить очень многие проблемы, и делал это с поразительной эффективностью.
Им был Крис Летанг, один из лучших защитников лиги, игрок, на котором можно строить оборону дальше. А если вспомнить его историю (Летанг перенес инсульт. – Прим. "СЭ"), то такую его игру видеть очень отрадно. Для меня его кандидатура на "Конн Смайт" – приз лучшему игроку плей-офф, куда более очевидна, чем Кросби. Ведь во многом благодаря его усилиям у "Сан-Хосе" так ничего особенного и не получилось создать впереди. То, что он не получил этот приз, – особенность его амплуа. Вратари и нападающие куда чаще получают эту награду.
Евгений МАЛКИН
Настоящие лидеры отличаются тем, что проявляют свои качества в самый нужный для этого момент. Я не видел в "Питтсбурге" после первых трех матчей никого более требовательного к себе, чем Малкин. Помнится, он сказал, что нужно больше забивать и лучше играть в большинстве, и именно в четвертой встрече он забросил свою первую шайбу в финале, причем именно в большинстве, и она стала победной. Не могу знать, как он восстановился после травмы руки, это могло сказаться, но на площадке этого видно не было. Когда было нужно, Малкин выходил и делал все, чтобы обеспечить результат. Даже тогда, когда у него не получалось, он оттягивал на себя внимание ведущих игроков соперника. В успехе третьего звена "Питтсбурга" огромная заслуга звеньев Кросби и Малкина, которым "Сан-Хосе" уделял максимум внимания.
Четыре практически равные звена, хоть четвертое и не очень результативное, большое количество новичков, что непременно является заслугой менеджмента, привели "Питтсбург" к победе в Кубке Стэнли. Нельзя не отметить и работу тренерского штаба, пришедшего по ходу сезона и привнесшего изменения, позволившие "Питтсбургу" победить.
Ну и, конечно, обязательно нужно упомянуть вклад игроков, проявивших свои лучшие качества, как игровые, так и бойцовские, без которых ни одна тренерская схема бы не сработала.