КАК ФЕДОРОВ РАСЧИСТИЛ ПЛАЦДАРМ ДАЦЮКУ
Забавно, что летом 2013-го Федоров, по его собственным словам, едва не уговорил Дацюка заключить контракт с ЦСКА по окончании соглашения с "Детройтом", рассчитанного до 2014 года. Но Павел продлил договор на три года, правда, получив за первые два семнадцать миллионов долларов из двадцати двух с половиной, оставил "Ред Уингз" загруженную платежную ведомость и отправился на вольные хлеба в СКА.
Впрочем, магия стала пропадать, домой хотелось все больше – к дочке, пересобранный голеностоп по-прежнему давал о себе знать. Да и варианты скинуть пустой контракт – платить-то Дацюку не надо – в НХЛ всегда найдутся ввиду наличия жесткого пола зарплат, до которого некоторые клубы не достают. И они быстро нашлись. Поэтому отношение к Павлу в среде болельщиков "Ред Уингз" сильно не изменилось. Его, может, перестали боготворить, но это ненадолго. Пройдет пара лет, и фанаты будут пускать слезу по легенде, пересматривая фантастический гол в ворота Марти Турко, потрясающие шайбы "Нэшвиллу" и гениальные передачи, исчисляемые едва ли не сотнями. Все-таки Дацюк отдал "Крыльям" все 14 сезонов, что провел за океаном, и оттрубил их по полной, не устраивая демаршей. В отличие от Федорова, на которого у некоторых до сих пор зуб.
Перед сезоном-1997/98 Федоров отказался подписывать новый контракт с "Детройтом" и принялся бастовать, что, впрочем, не помешало ему поехать на Олимпиаду в Нагано, а уже после нее подписал "оффер-шит" от "Каролины" на 38 миллионов долларов за 6 лет. "Ред Уингз" предложение повторили, выплатив Сергею по условиям соглашения 28 миллионов за первый сезон, в котором он провел лишь 21 матч в регулярном чемпионате и еще 22 в плей-офф. Вряд ли этот рекорд будет побит в ближайшие десятилетия. Но "Крылья" совсем не прогадали – награда в виде второго подряд Кубка Стэнли с Федоровым в качестве претендента на "Конн Смайт Трофи" не заставила себя ждать.
Ну а в 2003 году, по истечении того самого контракта, он отказался от 50 миллионов на 5 лет и 40 миллионов на 4 года, зачем-то уйдя в не хватавший звезд с неба "Анахайм", добравшийся в том же 2003-м до финала лишь благодаря Жигеру и гению Бэбкока. Причем ушел он на те же деньги, чем серьезно разозлил болельщиков. Что интересно, своим уходом Федоров расчистил плацдарм Дацюку, с которым они вместе выиграли Кубок Стэнли-2002, дав ему толчок к развитию. И Павел очень заметно прибавил, но кто сейчас об этом вспомнит?
Отыграй они вместе не два сезона, а все семь, что оставались Федорову до отъезда в Россию, глядишь, и разжились бы гораздо большим количеством перстней. А то и составили бы ударную связку – сдвоенный центр (как пример - Гретцки - Лемье или Сакик - Форсберг) с прекрасным умением обоих играть на фланге мог бы натворить дел. К слову, оба стабильно входят в пятерку лучших игроков "Детройта" всех времен по результатам большинства опросов, опережая, например, самого Теда Линдсея, в честь которого назван один из призов НХЛ. Дацюк, как правило, располагается на четвертом месте. Выше – только Горди Хоу, Стив Айзерман и Никлас Лидстрем, потеснить которых еще очень много лет не сможет никто.
Если говорить о российской болельщицкой среде, то в ней, безусловно, повыше стоит Федоров. Да, Паша волшебник, да, золотые руки, да, творил в эпоху Youtube, но нам никогда не забыть Квебек и Русскую пятерку, где Сергей Викторович был одним из главных, если не главным действующим лицом. А кто-то и чемпионаты мира 1989 и 1990 годов вспомнит, и пару олимпийских медалей. Тогда как Дацюку на международных турнирах хвастать особо нечем.
Как ни забавно, недавно в редакцию "СЭ" позвонил не представившийся болельщик, попросивший связать его с отделом хоккея, и битый час объяснял, что Федоров не достоин включения в список кандидатов на звание лучшего спортсмена последних 25 лет ввиду побега с Игр доброй воли, мол, предатель он и все такое. Но это больше вопрос того, у кого, что и зачем осталось в памяти.
ТРЮКАЧ ПРОТИВ СТАНКА
"В плане мастерства – он первый в моем списке", – говорил о Дацюке Никлас Лидстрем. "Пожалуй, самый мастеровитый игрок, что я когда-либо видел, причем с большим отрывом", – вторил ему Бобби Райан. "Это просто чудо какое-то, вы только посмотрите, что он вытворяет с шайбой", – похвалу обычно резкого в суждениях Бретта Халла трудно заслужить. "Лучший в нашей игре в плане мастерства. Лучшие руки, что я видел", – забивавший 60 голов за сезон Стивен Стэмкос в этом определенно что-то понимает.
Говоря о мастерстве, Лидстрем и компания имели в виду skills, то есть интуитивно понятные наглядные навыки. В первую очередь – технику. Павел действительно потрясающе техничный игрок. Мало кто может с ним в этом поспорить, если вообще кто-то может. Дело еще и в том, насколько Дацюк эстетичен. Если можно исполнить какой-то элемент красиво – он так и сделает, а то и заставит челюсти окружающих повыпадать.
"Он невероятно терпелив и креативен. Я всегда получал удовольствие, наблюдая за его игрой, потому что он пробовал финты, которых я никогда не видел, никогда не пробовал и даже не думал пробовать", – и это говорил один из самых техничных защитников в истории Скотт Нидермайер, обладатель феноменального катания.
"Его отличает то, что он все делает невероятно эффектно. Если шайба у него – жди волшебства", – Майк Пека, один из лучших оборонительных форвардов своего времени, не раз и не два противостоял Дацюку. "Знаете, я занимался хоккеем с несознательного возраста. Мой отец – сам Бобби Халл. Но когда я смотрю на Дацюка – думаю, как вообще этому возможно научиться?" – и снова слова любви от Золотого Бретта. Сам Дацюк на все это отвечал просто и с улыбкой: "В России у нас, как правило, была одна шайба на всех. Приходилось ее оборонять, не отдавая никому, чтобы повозиться".
Нельзя не отметить, что эта эффектность в игре – не ради эффектности как таковой, она целиком и полностью замешана на эффективности. К черту трюкачество, он просто не умеет, да и не хочет играть по-другому. Хоккей для него – забава с соревновательным подтекстом, но ведь так и должно быть. От игры нужно получать удовольствие. У каждого к этому свой путь.
Федоров – другой, он машина, станок. Если Дацюка можно сравнить с дрифт-каром, проходящим трассы юзом, то его – с драгстером, набирающим 100 километров в час за секунду. Сумасшедшая эффективность, которая стояла куда выше эффектности при огромных возможностях, минимум лишних движений, огромное количество черновой работы, и скорость, скорость, скорость не выключающихся ног при фантастическом катании.
"Он самый талантливый игрок, что я только видел", – сказал о Федорове Уэйн Гретцки, назвавший его одним из самых близких друзей, игравших за другие команды. То же самое о его таланте говорил и Стив Айзерман. Лидстрем в интервью Нино Фростино для книги Right on the Numbers, которая вышла в 2004 году, назвал Федорова лучшим игроком в НХЛ, упомянув, что его чрезвычайно трудно остановить из-за невероятной скорости. А великий Скотти Боумэн в свое время заявлял, что Федоров – лучший игрок среди всех, кого он тренировал. И это при том, что через него за 52 года карьеры прошли такие монстры, как Ги Лафлер, Жильбер Перро и Марио Лемье. Каково?
Федоров действительно изначально более одаренный игрок. В этом аспекте Сергей дал бы Дацюку фору. Тот-то сделал себя сам, настоящий self-made man, сделавший своей силой то, что является слабостью абсолютного большинства. За это перед ним можно бесконечно преклоняться, но он никогда не был таким монстром, каким был Федоров. Не займись Боумэн экспериментами, затыкая дырки, – одним "Харт Трофи", кстати, первым в истории для представителей Европы, дело бы не ограничилось.
УНИВЕРСАЛИЗМ ФЕДОРОВА
До Федорова никто никогда не выигрывал одновременно и "Харт Трофи", приз самому ценному игроку, и "Селке Трофи", приз лучшему оборонительному форварду. И, возможно, это достижение никто никогда и не повторит. Дацюк – всего второй в истории игрок, бравший "Селке" три раза подряд и выигравший в пару к этому трофею "Леди Бинг Трофи", приз главному джентльмену НХЛ. И он сделал это дважды. При том что лидировал в лиге по количеству отборов шайбы – какая-то фантастика.
Дацюк развил в себе нечеловеческое умение обкрадывать соперников и перехватывать передачи. Монстр бэкчека, столь чисто и грациозно подбивающий клюшки на возврате из атаки в оборону, он и подкатывался лучше многих защитников. Многие центры считали мукой игру против него. И все же Федоров не только может с ним поспорить – он просто олицетворение универсала. Дацюк хорош на левом фланге, где немало поиграл, вот только Федоров был одинаково крут на любой позиции, куда его ни поставь. На обоих краях и в центре, и даже в линии обороны. Более того, Боумэн говорил, что, отыграй Сергей целый сезон в защите, – взял бы "Норрис трофи", приз лучшему защитнику. Все дело в уникальном крайне тонком понимании игры, выделяющемся даже на фоне Дацюка с его космическим игровым интеллектом. Да и физически он был более чем одарен, чем Павел.
Им обоим было мало равных в универсализме, но перебить в этом плане Федорова не под силу даже Дацюку. Стоит, пожалуй, привести цитату Джереми Реника из его книги JR: "Федоров был конярой (оцените красоту подтекста), зверски пахал, был куда более крупным и мощным игроком, чем могло показаться. Он превосходно катался, обращался с шайбой, как волшебник, и никому не давал продыху. Обороняясь, доставал настолько, что ты быстро начинал его ненавидеть. Играя против "Детройта", невозможно было получить и секунды покоя. Сегодня мы говорим о Малкине и Овечкине, но ни один, ни второй рядом не валялись с Федоровым или Могильным с Буре".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Федоров здорово умел все, что только можно представить. Выиграл почти все, что только можно представить. Ему до сих пор принадлежит рекорд НХЛ по очкам в овертаймах. В плей-офф его невозможно было остановить – в 1990-х только Лемье и Яромир Ягр набрали больше очков в матчах на вылет (136 и 135 против 134). Он всего лишь третий игрок в истории, набиравший по 20 результативных баллов в плей-офф четыре года подряд. В тех же 1990-х он был абсолютно лучшим в Национальной хоккейной лиге по показателю "плюс-минус".
Если брать пики карьеры длиной в пять сезонов, как это принято, например, в НБА (для Федорова это 1993 – 1998, для Дацюка – 2005 - 2010), то они во многом сопоставимы, были королями тех времен, хотя и недополучали заслуженного внимания. Отличает их то, что Федоров всегда был убийцей, настоящим "клатчером", эдаким Полом "Истиной" Пирсом, готовым закопать лидера соперника и забить решающий трехочковый на последних секундах. Дацюк, если продолжать баскетбольные аналогии, – скорее Стив "Стиви Уандер" Нэш. Такой же волшебник, у которого тоже не очень получалось переступать через себя. За Федорова еще и куда более ровная и длинная карьера говорит, пусть он и более одарен.
Они оба делали свои команды лучше – и намного. Но – по-разному. При этом Федоров, первый русский, набравший 1000 очков в НХЛ, был более совершенным игроком, при всем уважении к Дацюку. Однако – за Павла говорит эстетика. И она с лихвой может перекрыть очень многое. Скажем, в эпоху Харламова в сборной СССР были и более эффективные ребята, но помним мы все равно в первую очередь легенду номер 17. Потому что он дарил незабываемые эмоции.