Игорь Рабинер из Сан-Хосе
– К президенту США, традиционно принимающему обладателей Кубка Стэнли, "Кэпиталз" пока не ходили. Если встреча в Белом доме с Дональдом Трампом состоится – вам было бы интересно на ней побывать? – спрашиваю Кузнецова.
– Конечно! Всегда считал, что спорт – вне политики. Каждый должен заниматься своим делом. Мы – народ простой, и наше дело – играть в хоккей, а не указывать, кому куда деньги вложить или где какие стены построить.
И нужно проявлять уважение к людям. Тебя же не просто какой-то Вася Пупкин зовет на ЧТЗ прийти, "разливушки" с ним попить во дворе. Я работаю в стране и должен уважать ее традиции. А если не приду, то с моей стороны это будет неуважением. В то же время у каждого игрока – разный менталитет, разное воспитание, и если кто-то из нашей команды по тем или иным причинам не пойдет, то ни в коем случае не буду этих ребят осуждать. Это их полное право.
В конце прошлого – начале этого года в правительственных учреждениях США был перерыв, они не работали. Может быть, поэтому встречи еще не было. Пока – тишина.
– Как второй по популярности россиянин в столице США…
– После бога! (смеется, тем более что как раз менее чем минутой ранее к нам подходил Александр Овечкин, – Прим. И.Р.)
– ...вы способны что-нибудь сделать для улучшения отношений двух стран, которые в последние годы, мягко говоря, оставляют желать лучшего?
– Мы можем только лучше играть в хоккей. Чтобы на два часа люди могли абстрагироваться от всех жизненных проблем и насладиться нашим творчеством. Считаю, что мы – артисты. А настоящий спорт, как и искусство, всегда сближает людей. И чем лучше мы будем играть, тем больше людей будет хотя бы на пару часов отходить от политических и других новостей.
– Ваша мама в летнем интервью "СЭ" сказала: "Американцы его (то есть вас) признали, а это дорогого стоит. Они очень холодные люди. И расчетливые. Но если ты им нужен и понравился, они для тебя сделаю все". А вы, в отличие от родителей, живя в США, что скажете об Америке и американцах?
– Здесь просто люди живут четко по правилам. Для меня стала очень поучительной ситуация, когда мы только приехали в Штаты. Нужно было подключить кабельное телевидение. Мне говорят: "У вас нет кредитной истории". – "Естественно, нет, – говорю, – я только неделю в стране". – "Мы вам не включим телевидение". – "Почему?" – "Таковы правила". – "А сколько стоит? Я готов за год вперед заплатить". – "Не положено. Нужно платить раз в месяц. Но это можно сделать, только если есть кредитная история".
И вот тогда я понял, до какой же степени здесь все по закону. Как раньше у нас говорили, шаг влево, шаг вправо – расстрел. Но я легко нахожу общий язык с людьми, откуда бы они ни были. Если ты – открытый человек, без какого-то особого выпендрежа, и с уважением относишься к разным культурам, то люди и языковой барьер тебе помогут побыстрее преодолеть, и захотят тебя понять.
Так же ведь и у нас дома. Сейчас вот был чемпионат мира по футболу, миллионы иностранцев приезжали. Все боялись к нам ехать, а потом поражались: "У вас такие люди добрые! И так красиво!" Вот и в Америку приезжаешь с опаской, боишься, что "нас не любят". Но если ты сам стараешься учить язык, разговаривать с людьми, пытаться их понять, то и они поворачиваются к тебе лицом.
– Когда смотрю на кадры празднования вашей победы в Кубке Стэнли, два момента кажутся мне самыми главными лично для вас. Сначала – когда вы возите дочку Есению на плечах по лас-вегасскому льду. И затем – когда она же уже в домашней обстановке сидит в Кубке Стэнли. Угадал?
(Улыбается) – Придерживаюсь такого мнения, что все, что ты выигрываешь и проигрываешь, – для близких. Чтобы они порадовались. Когда происходит такое серьезное событие, то, если бы не они, ты сам ничего бы не понял. Но когда видишь, насколько счастливы родители, жена и ребенок – понимаешь, что, наверное, ради таких моментов и стоит столько лет каждый день выходить на тренировку. Ради этих эмоций и живешь.
Дочка словосочетание "Кубок Стэнли" говорила чаще, чем любые другие слова. После этих слов она, по сути, и разговаривать начала. "Папа Кубок Стэнли выиграл!" – это была ее первая полноценная фраза. А главное, четко так!
– По-русски?
– Конечно. В семье мы говорим только по-русски. Сейчас она стала ходить в американский садик, и за полгода стала понимать язык – и отвечать. Но дома не хочет по-английски говорить.
А в Кубок Стэнли она села дома у Овечкиных. И ей понравилось! Думали, как бы сфоткаться, а весила она тогда еще мало – вот и посадили. Домой каждому игроку дали маленькую копию Кубка – и она нет-нет да берет ее и говорит: "Кубок Стэнли!" Надеюсь, она что-то запомнит.
– В Лас-Вегасе на льду она на что-то активно пальчиком показывала.
– Помню все смутно. Она, наверное, уставшая была из-за перелета и разницы во времени – семьи же только в день игры прилетели. Игра закончилась часа в два-три ночи по Вашингтону. Она знает в лицо Сашу, Диму (Овечкина и Орлова, – Прим. И.Р.). Наверное, на них и показывала.
Клуб организовал всем семьям хоккеистов самолет из Вашингтона. Я так понял, что так везде принято, если ты попал в финал и можешь в конкретном матче выиграть всю серию. Так понимаю, что хозяин команды в этом случае помогает. Мы и за билеты на тот матч ничего не платили – организация взяла все на себя, спасибо ей.
Наверное, в этом вся суть "Кэпиталз" в последние четыре года – создавался такой дух, что семья на первом месте. Бывают организации, где говорят красивые слова – и только. А тут все на самом деле происходило так, чтобы мы как можно больше времени проводили дома, в семьях, но в то же время и чтобы команда была как твоя вторая семья.
– Знаю, ваша дочка обожает, когда вы свою знаменитую птичку после голов показываете.
– Да. Так она теперь обижается, когда я этого не делаю! Вообще-то я нечасто голы забиваю, но вот сделал дубль с "Лос-Анджелесом" – и не показал. Прихожу домой в 11 вечера, предъявляет: "Почему не показал?!" Тяжело ребенку объяснить, что, когда забиваешь, эмоции контролировать невозможно, и это получается или не получается само собой.
– Вы же последний раз ее показали, забив в овертайме 7 февраля "Колорадо".
– Точно. Мои ходят на домашние игры редко, потому что они в семь вечера, а в семь утра надо просыпаться в садик. От арены до дома далеко, и обычно смотрят по телевизору. А на ту игру пришли, и я сначала забил во втором периоде. Жена рассказывала, что дочка так расстроилась, когда я не показал птичку! Ладно, говорит, хоть ты искупил вину тем, что в овертайме это сделал. А то, говорит, домой после второго периода уехали, и два часа в дороге я слушала, что папа забыл птичку показать. Прошу жену, чтобы она объяснила Есении, что не всегда получается. "Сам объясняй!" Приходится теперь думать об этом (смеется).
– Во время празднования в Вашингтоне или Челябинске были моменты, когда у вас глаза на мокром месте были?
– Нет. Наоборот, ждал, что будет больше эмоций. Я в принципе не особо много в своей жизни выиграл – и каждый раз одна и та же история. Молодежный чемпионат мира в Баффало, два взрослых мировых первенства (в Финляндии/Швеции и в Белоруссии, – Прим. И.Р.) – и все время думаешь: вот сейчас накатит!
Но раздается финальная сирена, и словно гири к твоим ногам привязывают. Эмоции кончаются, и особо даже не радуешься. Все остается на льду, в игре. Надеюсь, что будет еще в моей жизни такое, что завоюешь Кубок – и останутся какие-то силы прыгать, радоваться. Вроде в хоккей играешь, последняя смена была – и сил, казалось, вагон. А сирена – и в голове в ту же секунду, видимо, что-то переключается, и этих сил уже нет. Вообще. Кубок Стэнли еще поди подними – он столько весит! Сил у меня в руках немного оставалось.
Понял, что выиграл Кубок, уже когда в Челябинск его привезли. Заходишь в магазин продуктовый и видишь, как люди оборачиваются и рот открывают. Как бы спортсмены ни говорили, что особо не обращают на это внимание – все равно ты в какой-то мере тренируешься и играешь, чтобы какая-то слава была, чтобы тебя узнавали. Когда этим летом домой приехал, вдруг увидел, сколько незнакомых людей радовались за меня. И видно, что это искренне. Удивился, сколько людей в Челябинске в пять утра вставали и наши матчи смотрели – скоро же на работу! От многих слышал: "Слушай, из-за вас месяц на работе выпал". Когда выиграли, начальство им разрешило: "Можете к обеду приходить". Потому что сами тоже смотрели…
– Насколько сложно было после достижения главной цели мотивировать себя на новый сезон?
– Мотивировать особо-то и не надо. Просто смотришь на людей, которые три, четыре Кубка Стэнли выиграли – вот и вся мотивация. Когда ты что-то новое в жизни попробовал, и тебе понравилось – ты же идешь в магазин и покупаешь это снова. Или родился ребенок, ты понял, какая эта радость – и хочешь еще детей. Так и с Кубком Стэнли. Чем больше побеждаешь – тем сильнее голоден до новых побед.
А то, что у нас была серия поражений – тут не в мотивации дело. Просто сидишь в раздевалке и думаешь: слушайте, мы уже полтора года в хоккей почти без перерыва играем. Эмоционально иногда тяжело приходить и на сто процентов на тренировке отдаваться. Эмоции уже неоткуда черпать. И поэтому иногда хорошо, когда случается что-то негативное, и ты проигрываешь.
– Это почему еще?
– Потому что тогда у тебя внутри просыпается что-то спортивное: эй, пора с этими поражениями заканчивать! Когда выигрываешь и все спокойно – чуть-чуть расслабляешь булки. А потом тебе дают по шапке, и это хорошо – приводит в чувство. Потому и хорошо, что лига примерно равная, и так же, как сегодня ты можешь 7:0, завтра – 0:7 проиграть и на землю опуститься. Вот это мотивацию дает.
Проигрывать, конечно, не хочется, но это была хорошая встряска. В такие моменты проверяется, хороша ли команда – или развалится, или соберется. Надеюсь, мы прошли этот тест. В коллективе мы друг друга поддерживали, сплотились еще больше. А теперь начинается долгий выезд, который станет тоже очень серьезной проверкой.
Полностью интервью Евгения Кузнецова – в ближайшее время в "СЭ". Из него вы узнаете:
– Почему после перерыва на Матч звезд в НХЛ вернулся Кузнецов образца прошлогоднего Кубка Стэнли и согласен ли он с Артемием Панариным, что All-Star Game – "шняга";
– Каковы отношения у Кузнецова с Овечкиным на площадке и за ее пределами, может ли Кузя или кто-то другой в команде покритиковать Ови;
– Как он относится к критике Ови в России из-за невозможности участия в Олимпиаде в Пхенчхане;
– Почему разница между Барри Тротцем и Тоддом Рирденом – все равно что между Пепом Гвардьолой и Жозе Моуринью;
– Сохранил ли Кузнецов "усы надежды", в которых был на матче футбольной сборной России в Самаре, почему он неравнодушен к самарским "Крыльям" и что сказал Федору Смолову после ЧМ;
– Кто придумал пельмени в Кубке Стэнли.?
НХЛ: турнирные таблицы, расписание и результаты матчей регулярного чемпионата