Празднование чемпионства было в самом разгаре. Так что, возможно, вы могли упустить этот момент из виду.
Вскоре после того, как Александр Овечкин отдал Кубок Стэнли в руки главного тренера "Вашингтона" Барри Тротца, специалист отыскал в толпе своего помощника – Тодда Рирдена – и передал заветный трофей в руки долговязого уроженца города Дирфилд, штат Иллинойс.
Возможно, оба уже знали глубинный смысл этого жеста. А, может, тогда еще и нет.
Но, как показало ближайшее будущее, это стало своего рода ознаменование входа "Вашингтона" в новую эру. Это оказалось не просто передачей трофея из рук в руки. Это стало, скажем так, передачей знамени.
Спустя 11 дней после первой победы "Вашингтона" в Кубке Стэнли, Тротц сложил с себя полномочия главного тренера, хотя "Кэпиталз" хотели оставить его в этой роли, а в контракте было опция о продлении договора еще на два года.
Но клуб позволил Тротцу уйти. И через три дня Барри возглавил "Айлендерс", которые предложили такие условия, которые "Столичные" не могли повторить, – контракт на 5 лет с ежегодным окладом в 4 миллиона долларов.
Как и ожидалось, вскоре было объявлено, что вакантный пост в "Вашингтоне" займет Рирден. Это будет его первый опыт работы на посту главного тренера в НХЛ. А последний раз самолично он руководил командой почти десять лет назад, когда полтора года возглавлял "Уилкс-Барри Скрэнтон" из Американской хоккейной лиги – фарм-клуб "Питтсбурга".
С одной стороны, такое решение можно было ожидать. С другой …
Лишь четыре раза за последние три десятка лет команда-победитель меняла тренера перед началом следующего сезона. В одном случае это был Скотти Боумэн, который сменил Боба Джонсона на скамейке "Питтсбурга", когда у последнего обнаружили рак. Боумэн в то время уже трудился в системе "Пингвинз" и помог команде завоевать второй Кубок подряд в 1992-м, а потом отправился в "Детройт", где еще трижды покорил НХЛ (1997, 1998, 2002) после чего закончил карьеру в статусе, возможно, величайшего тренера в североамериканской истории.
В двух других случаях, когда Дэйв Льюис сменил все того же Боумэна после чемпионства "Ред Уингз" в 2002-м и когда Колин Кэмпбелл встал у руля "Рейнджерс" после успеха команды под руководство Майка Кинэна в 1994-м, новые специалисты не смогли повторить успех предшественников. Более того, их пребывание в командах оказывалось неудачным.
Кэмпбелл то приходил, то уходил с поста главного тренера, после чего окончательно сосредоточился на работе в офисе НХЛ. Льюис два года проработал в Детройте, год продержался в Бостоне, но так и не смог добиться результата выше выхода во второй раунд плей-офф.
Так что же ждет Рирдена?
Ты превращаешься из человека, которому игроки могут пожаловаться на главного тренера, в вершителя судеб. Теперь все внимание обращено на тебя.
"Ты должен быть жесток. Уметь принимать решение, даже если оно будет непопулярным", – говорит советник президента "Флориды" Крис Пронгер, который играл вместе с Рирденом за "Сент-Луис".
Одно можно утверждать с точностью: сейчас для Рирдена все сложилось очень удачно. И судьба дала ему яркий шанс проявить себя.
БОУЛИНГ-ГРИН
Как, к примеру, было это в 1990 году, когда мощный защитник задремал на диване родительского дома и его разбудила его мама, которая сообщила, что ему кто-то звонит.
Но другом конце трубки был многолетний скаут НХЛ Маршалл Джонстон, который сообщил, что один из его сотрудников обратил внимание на Рирдена и отметил потенциал молодого человека. И вот теперь "Нью-Джерси" выбрало его в 12-м раунде драфта под общим 242-м номером.
12-й раунд... Это почти ничто. Это на пять раундов больше, чем существует ныне.
В то время Рирден планировал пойти учиться и играть за университет Мэна. Но многолетний генеральный менеджер "Девилз" Лу Ламорелло подключил свои связи и переговорил с легендарным тренером на уровне колледжей, Джерри Йорком, который работал с командой университета Боулинг-Грин, и предложил следующее: Тодд отправляется туда, получает игровую практику, а Лу решит все вопросы с Мэном.
Сначала Йорк пообщался с тренером хоккейной академии Табора, который отметил потенциал молодого подопечного.
Потом встретился с самим Рирденом и его отцом.
"Он был преисполнен энтузиазма. Он сразу сказал: "Я согласен на этот вариант. Уверен, что могу играть на этом уровне". Он был уверен в своих силах", – вспоминает Йорк.
Так Рирден оказался в университете Боулинг-Грин.
Начиналось все не очень легко, но, в конце концов, защитник превратился в ключевого игрока команды.
"В начале Тодд был очень и очень посредственным хоккеистом", – продолжает Йорк.
Наверное, иногда он мог даже думать, что совершил ошибку, добавляет ныне главный тренер колледжа Бостона.
"Но он не опускал руки и продолжал работать", – заключает Джерри.
В дебютном сезоне Рирден делил одну комнату с партнером по команде Кеном Кли.
"Кли стал для него образцом для подражания. То, как Кенни тренировался, как готовился к играм…" – объясняет Йорк.
"Да, он всегда смотрел за тем, что я делаю", – соглашается ныне 47-летний Кли, который входит в тренерский штаб "Сиракьюз" из АХЛ, а прежде работал с женской сборной США по хоккею.
В Боулинг-Грин была принята система, согласно которой более опытный игрок брал под опеку новичка. В первый год за Рирденом присматривал молодой человек по имени Дэн Байлсма.
И пусть сначала они не могли найти общий язык, но вскоре стали близкими друзьями. Потом они начали летом тренироваться вместе во время межсезонья. А когда у обоих появились семьи, то их жены и дети также подружились. И теперь уже это тесные узы дружбы.
В профессиональном спорте, где каждый день готовит тебе новые испытания, где завтра ты можешь оказаться на другом конце страны или даже на другом конце света, где тебя ждут постоянные взлеты и падения, очень ценно иметь человека, который может понять тебя, разделить твои чувства и переживания, даже если вас разделяют сотни или тысячи миль.
"Тодд всегда был моим ближайшим другом. Надеюсь, он думает то же и обо мне", – говорит Байлсма.
ИЗ ИГРОКА В ТРЕНЕРЫ
Рирден провел в Боулинг-Грин четыре года, а потом поколесил по лиге Восточного побережья, Международной хоккейной лиге, АХЛ, прежде чем в сезоне-1998/99 оказаться в "Эдмонтоне". В итоге, в НХЛ на его счету набралось 183 матча.
Он вспоминает первый тренировочный лагерь "Нью-Джерси". Его поставили в пару к будущему члену Зала славы Скотту Стивенсу.
"Они решили объединить лучшего и худшего", – улыбается Тодд.
Он рассказывает, как играл вместе с Пронгером за "Сент-Луис" в сезоне-1999/2000. В том самом сезоне, когда Крис получил и "Норрис" и "Харт Трофи", как лучший защитник и самый ценный игрок лиги.
Пронгер же вспоминает умного партнера с хорошим броском и навыком принять верное и простое решение. Именно умение думать на площадке и открывало перед Рирденом новую главу после окончания карьеры игрока – путь тренера.
А ключевой момент на этом пути случилось через пару лет после ухода Тодда из "Блюз".
Локаут сезона-2004/05. Рирден оказался в АХЛ в составе "Хьюстона", где команду тренировал Тодд Маклеллан. Вскоре специалист перебрался на должность помощника Майка Бэбкока в "Детройт", после чего уже успел поработать главным тренером "Сан-Хосе" и "Эдмонтона".
Рирден надеялся, что после окончания локаута ему найдется место в молодой команде "Миннесоты", но Маклеллан настаивал, что его опыт больше пригодится молодежи "Хьюстона".
Тогда в команде играли: центрфорвард Микко Койву (ныне капитан "Уайлд"), молодые защитники Пьер-Марк Бушар и Джон Эрскин, а также вратари Джош Хардинг и Майк Смит.
В какой-то момент Маклеллан намеренно поставил в пару к Рирдену совсем молодого игрока по имени Брент Бернс, которого только пробовали перевести с позиции нападающего в защиту. Как вы, наверное, помните, в 2017 году Бернс был награжден "Норрисом".
Главный тренер объяснял Рирдену, почему отвел для него определенное место в раздевалке: чтобы молодые ребята могли видеть, как готовиться к игре настоящий опытный профессионал.
Наконец, когда Тодд получил травму, а в команду пригласили пару молодых ребят из лиги Восточного побережья, Маклеллан попросил Рирдена показать новичком видеозаписи и объяснить принципы системы игры "Хьюстона".
"Наверное, мне стоило повесить коньки на гвоздь уже тогда", – улыбается Рирден.
Забавно, как складывается судьба, правда? Чем больше Рирден работал с молодыми ребятами, чем больше учил их, готовил их, тем дальше он отдалялся от своей мечты вновь вернуться в НХЛ.
Но Тодд не привык отказывать в помощи.
Маклеллан продолжал рассчитывать на Рирдена, все больше полагаясь на него, как на помощника, а не как на действующего игрока. Они обсуждали состав, сочетание звеньев. В итоге, даже после возвращения в строй Тодд перестал выходить на лед.
"Можно сказать, Маклеллан воспитывал меня. И мне очень понравилась новая роль. Мне было приятно, когда я видел, что могу помогать команде таким образом и оказывать влияние на результат", – рассуждает Рирден.
Но защитник не собирался завершать карьеру. После окончания локаута он на два года переехал в Европу, после чего вернулся в Боулинг-Грин уже в качестве помощника главного тренера в сезоне-2007/08.
А в конце того сезона прошел слух, что "Питтсбург" начал поиски специалиста, который мог бы помочь фарму "Пингвинов" в плей-офф.
"ПИТТСБУРГ"
Байлсма в то время был помощником Тодда Ричардса в "Уилкс-Барри Скрэнтоне". Дэн был уверен, что его друг справиться с этой ролью, но было очень важно, чтобы главный тренер разделял это мнение.
Тот согласился.
В межсезонье Ричардс отбыл в "Сан-Хосе", а Байлсма был повышен до главного тренера. Как полагается, Дэн провел отбор кандидатов на роль помощника, но, как выяснилось, никого лучше старого друга не нашлось.
Их взаимоотношения что в "Уилкс-Барри", что в "Питтсбурге", где Байлсма вновь был главным тренером, а Рирден – вновь его помощником, всегда отличало понимание того, что дружба и работа в одной команде – это разные вещи.
"Мы далеко не всегда во всем соглашались друг с другом. Тодд всегда отстаивал свою точку зрению. Никогда не считал мои слова истиной в последней инстанции", – отмечает Дэн.
По ходу сезона-2008/09 Байлсма был назначен в качестве замены ушедшему Мишелю Террьену. Неожиданно, Рирден оказался главным тренером фарма. Позже он воссоединился с Байлсмой в главной команде и пошел в тренерский штаб, который помог завоевать первый Кубок Стэнли с 1992 года.
Тем летом Рирден, который уже успел сделать себе имя и имел возможность выбирать варианты, получил предложение от Джона Хайнса. В то время Хайнс работал в федерации хоккея США и отвечал за программу развития лучших молодых игроков, а Рирден все еще был молодым тренером, которому нужно набираться опыта.
Когда ты работаешь на посту главного тренера, то "помощник должен разделять твои взгляды на игру и у вас должны быть хорошие взаимоотношения", поделился советом Хайнс.
Так Рирден получил новую работу.
Если говорить о взаимоотношениях, то на привыкание и обретение взаимопонимания ушло кое-какое время.
В начале сезона тренерский штаб решил дать игрокам выходной. Хайнс, ярый поклонник "Пэтриотс", решил взять домой видеозаписи с материалами по ближайшим соперникам, чтобы не пропустить матч любимых "Пэтс".
Но тут позвонил Рирден. Главный тренер находился на арене и спрашивал, почему Джон не приехал, чтобы помочь ему подготовиться к следующему матчу?
"Тогда я все понял. Это очень целеустремленный и ответственный человек", – улыбается Хайнс.
Перед стартом сезона-2009/10 Байлсма вновь пригласил Рирдена в "Питтсбург". Еще один шаг вперед.
"Тодда всегда выделяло умение разработать план и неукоснительно следовать ему. К тому же он всегда умел донести свои мысли до игроков. У него это отлично получается", – говорит Дэн.
"Сложно сосчитать, скольким игрокам он помог", – начинает перечислять Байлсма: Крис Летанг, Дерик Энгелланд, Бен Лавджой, Пол Мартин, Брукс Орпик, Мэтт Нисканен и еще множество имен.
Не будет преувеличением сказать, что Рирден спас карьеру Мартина, которая зашла в тупик после того, как Пол подписал 5-летний контракт с "Пингвинз" на 25 миллионов в 2010 году. Летом 2012-го Тодд специально навестил Мартина во время отпуска – они разработали специальный план, который должен был помочь талантливому игроку вернуться на прежний уровень.
В клубе ждали большего от Пола. Сам Мартин ждал большего от себя. "Тодд очень помог мне. Он помог мне вернуться на прежний уровень. Это очень умный и внимательный специалист, который не упускает ни одной детали", – говорит Мартин.
"ВАШИНГТОН"
После четырех лет во главе "Питтсбурга" Байлсма был уволен. Вскоре на Рирдена вышел новый главный тренер "Вашингтона" Барри Тротц.
Сначала Барри склонялся к другой кандидатуре на пост тренера защитников, но после личного общения с Рирденом оказался под таким впечатлением от Тодда, что лично настоял на выборе в его пользу при разговоре с генеральным менеджером "Кэпиталз" Брайаном Маклелланом.
Новый генменеджер все же решил выслушать мнения со стороны, но после нескольких телефонных звонков поддержал решение главного тренера.
"К обороне команды всегда были претензии. Это было главной проблемой", – признает Маклеллан.
Рирден видел основные причины этой проблемы. Неудивительно, что при нем в команде появились два защитника, который раньше работали вместе с ним в "Питтсбурге": Мэтт Нисканен и Брукс Орпик.
"Они изменили нашу команду", – подтверждает Маклеллан.
Но отношения с Тротцем отличались от того, как привык вести себя Рирден с Байлсмой.
К примеру, после окончания сезона Дэн мог спросить Тодда о перспективах игрока, рассказать о возможных изменениях в составе. Нормальное общение двух близких друзей.
С Тротцем все было иначе. Рирдену нужно было вновь доказывать свою состоятельность, заслуживать доверия. Со временем Тодду выдали больше полномочий: он стал отвечать за игру в большинстве, а также за схемы игры на последних минутах.
"Я должен был доказать, что являюсь ценным кадром", – не скрывает Рирден.
По ходу совместной работы с Барри Рирден вел дневник, в котором записывал подробности встреч с главным тренером, менеджерами и другими членами тренерского штаба.
"Это позволяло мне лучше узнать людей. И я понял, что Барри проделал отличную работу, объединив коллектив", – заключает Рирден.
Пару лет назад кандидатурой Рирдена интересовались несколько клубов. Он даже был одним из фаворитов на пост главного тренера "Калгари", который, в итоге достался Глену Галуцену (которого потом заменили на Билла Питерса).
Это был еще один шаг вперед на пути к должности главного тренера в НХЛ.
В прошлом межсезонье Рирден был повышен до главного помощника Тротца. Также в его контракте был прописан пункт, согласно которому он не мог вести переговоры с другими клубами без разрешения.
С точки зрения команды это было объяснимо: после потери Нэйта Шмидта и Карла Алзнера большая ответственность выпала на плечи молодых Дмитрия Орлова и Кристиана Юуса. Но в тренерском штабе могла возникнуть некоторая напряженность, ведь Рирден получил новый контракт, а Тротц – еще нет.
Но Тодд отмечает, что у них с Барри никогда не возникало проблем относительно этого вопроса. У них была одна цель, на который был сосредоточен весь тренерский штаб – победа.
Оба специалиста не только прикладывали все силы, чтобы помочь команде добиться успеха, но и много общались лично. Более того, Тротц не стеснялся делиться личным опытом с более молодым помощником.
"Он очень помог мне. И, можно сказать, подготовил к той должности, которую я получил теперь, – признается Рирден. – Мне повезло, что судьба подарила мне шанс поработать помощником у таких тренеров. Дэн и Барри – разные люди, они придерживаются разных взглядов, но оба очень помогли мне советами".
НОВЫЙ ВЫЗОВ
В НХЛ не существует такого понятия, как "формальное назначение". Но мало кто сомневался, что именно Рирден займет пост главного тренера после ухода Тротца.
"Команда отлично с ним знакома. Он уже обладает достаточным опытом. Считаю, что настало время дать ему шанс", – рассуждает Брайан Маклеллан.
Генеральный менеджер понимал, что Рирден вот-вот станет главным тренером. Оставался только один вопрос: в каком клубе? Если бы не открылась вакансия в "Вашингтоне", то обязательно нашелся бы другой претендент.
Рирден признается, что был шокирован, когда узнал об уходе Тротца. Но это, в какой-то степени, развязывает ему руки. Он ведь не подсиживал человека, которого можно называть его наставником. Все игроки команды его отлично знают. И речь не только о защитниках, за которых он отвечал, но и о лидерах в нападении: Александр Овечкин, Евгений Кузнецов, Никлас Бэкстрем, Ти Джей Оши, Ларс Эллер, – с которыми они отрабатывали большинство.
Теперь судьба бросает Рирдену новый вызов: сможет ли он не изменить себе? Сможет ли он оставаться тем же человеком, которым и был? Не изменит ли его новая должность?
Но есть и другой вопрос: а может ли что-то реально подготовить к тебя к такой ответственной должности?
Этот вопрос всегда мучает генеральных менеджеров, которые приглашают на этот пост новичков.
Байлсма вспоминает, как задавал подобный вопрос сам себе.
"Ты готов стать отцом? Никто по-настоящему не готов к этому. Не понимает, что тебя ждет", – проводит параллель Дэн.
Ты просто учишься всему по ходу действия. Может, первый тренерский опыт в НХЛ и правда похож на первый опыт отцовства?
И теперь Тодд Рирден получает возможность изменить свою карьеру. Теперь ему предстоит тренировать лучших игроков в мире.
Да, никто не забывает о том пути, который преодолел наставник. Но также все понимают, что прежде ему не доводилось сталкиваться с такими испытаниями, с такой ответственностью.
"Самое тяжелое – это постараться уследить за всем", – отмечает Хайнс, который сейчас руководит "Нью-Джерси".
И иногда пост главного тренера не позволяет заниматься тебе тем, чего ты хочешь, а именно – тренировать.
"Тебе приходиться общаться с владельцами, генеральным менеджером, его помощниками, скаутами…" – объясняет Хайнс.
Потому что у всех у них есть цели и задачи. И все они влияют на работу главного тренера.
Команда может победить, тренерский штаб разойтись по домам, но в кабинет главного тренера уже стучится генеральный менеджер, который хочет знать, что происходит с ведущим проспектом команды, почему тот получает так мало игрового времени и не успевает проявить себя? Это только один из сотни возможных примеров.
А ведь есть не только менеджеры и другие тренеры. Физподготовка, экипировка, отдел по связям с общественностью…
Нужно изменить принцип своего мышления. Прежде ты был одним из помощников главного тренера. Вы высказывали своим мысли, мнения, а окончательное решение оставалось за главным. Теперь ты должен научиться прислушиваться к другим, соотносить это со своими мыслями и выбирать оптимальный вариант.
"Это совсем новая реальность. Но я уверен, что Тодд сможет к ней приспособиться. Он многому научился за эти годы", – говорит Кли.
Йорк – самый успешный тренер в истории NCAA. Он также уверен, что Рирдену хватит ума и терпения, чтобы привыкнуть ко всем этим переменам.
"Теперь он – главный. Теперь он – лидер. И он прекрасно отдает себе в этом отчет.
Безусловно, это огромная ответственность. Но я считаю, что Тодд обладает всем необходимым, чтобы сделать шаг в верном направлении. Уверен, что это переход дастся ему безболезненно".