28 июля 2011, 02:10

Николай Жердев: "Мой совет Брызгалову - не ездить в Филадельфии на такси"

Вчера гостем "СЭ" был один из самых известных свободных агентов рынка-2011, в прошлом сезоне выступавший в "Филадельфии", а теперь рассматривающий предложения не только из НХЛ, но и из КХЛ

ВИННИПЕГОМ МЕНЯ НЕ ИСПУГАТЬ

- Когда вы намерены определиться с клубом? - таким был первый вопрос 26-летнему форварду, который в 2003 году был выбран на драфте НХЛ под четвертым номером.

- Никаких рамок себе не ставлю. Я не спешу, время есть. Помню случай, когда несколько лет назад я провел в России с десяток матчей - и только потом один из клубов НХЛ сделал очень серьезное предложение. Сейчас моя задача - хорошо подготовиться к сезону, набрать оптимальные кондиции. Все остальное - работа агента.

- Вы были у нас в редакции два года назад, однако чисто внешне кажется, что сейчас вы даже в лучшей форме, чем летом-2009 перед переходом из "Рейнджерс" в "Атлант"…

- Дело в том, что я довольно рано начал тренировки. Работаем в Москве на льду вместе с Никитой Филатовым и Игорем Макаровым. К слову, третий год подряд меня к сезону готовит тренер Ильи Ковальчука. Вижу, что работа не уходит в песок.

- Судя по прессе, два главных претендента на Жердева - "Атлант" из Мытищ и бывшая "Атланта", которая этим летом переезжает из Джорджии в Виннипег. Между тем среди игроков НХЛ не так много желающих переезжать в холодную Манитобу, где зимой часто за минус тридцать.

- Для меня это совершенно не принципиальный вопрос. Самое главное - твоя роль в команде, доверие тренера, хороший контракт. Все, что касается климата и географии, уже непринципиально. Кстати, недавно я встречался с генеральным менеджером "Витязя" Алексеем Жамновым, который три года играл в Виннипеге. Он заметил, что зимой там много снега и очень холодно, что только настраивает на хоккейный лад. Отлично! В конце концов, я не в Африке родился, так что Манитобой меня не испугать.

ОТКУДА ХОЛМГРЕН ЗНАЕТ, КАКОЙ Я?

- Что чувствовали, когда вас этой зимой в "Филадельфии" выставили на драфт отказов?

- Понятно, что воспринял эту новость не очень хорошо. Сначала меня полтора месяца в запасе держали, не давали играть, поддушивали. А потом меня вызвал генеральный менеджер Пол Холмгрен и сказал: "Николай, просто такая вот ситуация". А потом, когда меня уже никто с драфта не взял, он добавил: "Давай, работай, мы в тебя верим".

- Можно ли сказать, что проблемы у вас были не с главным тренером Питером Лавиолеттом, а как раз с Холмгреном?

- Мне тут недавно рассказали про интервью Холмгрена, в котором он был недоволен тем, что я по Филадельфии ездил с водителем, не просил никого из партнеров подвезти меня и держался сам по себе. Вот скажите, как может такое говорить человек, видевший меня за все время четыре раза?! Откуда он знает, какой я? И почему я не могу пользоваться услугами водителя, если у меня нет машины? Лично я считаю, что в этом ничего такого нет, учитывая незнание нового для меня города.

- Много шума наделал недавний трансфер двух популярных в Филадельфии игроков - Ричардса и Картера. Не секрет, что они - любители ночного образа жизни и при этом были неформальными лидерами в раздевалке. Есть даже мнение, что они "дозажигались". Вы, наверное, тоже удивились, когда их обменяли. Может, вы с ними не нашли общего языка?

- Почему? С этими ребятами у меня был нормальный контакт. Особенно с капитаном - Ричардсом. Он всегда мне помогал. И вообще в "Филадельфии" мне всегда помогали два человека - Ричардс и Бриер.

- Удивились, когда Холмгрен обменял Ричардса и Ко, устроив им разнос? По сути, он всех лидеров отдал за одного Илью Брызгалова.

- Для меня это уже не шок, потому что я там не играю. Пусть меняют кого угодно.

- Многие предсказывали клубу победу в Кубке Стэнли, но уже во второй половине сезона ничего чемпионского "Флайерз" не показывал.

- Тут можно вернуться к тому интервью Холмгрена. Он тогда сказал, что я не был частью команды. Да, конечно, не был. Полтора месяца сидел в запасе, а потом мне сказали: "Выходи, играй!" Если я в команде, то на самом деле должен быть в команде, а не просто ходить на тренировки без шанса принести пользу клубу, помочь ему завоевать Кубок Стэнли.

- То есть "Филадельфия" была способна стать чемпионом?

- Способна. Как у нас говорят, выигрывает тренер, проигрывает команда (улыбается).

- Для многих стала открытием игра Бобровского. В НХЛ было много историй, когда голкипер "прыгал" в одном сезоне, а потом пропадал. С Сергеем такого не будет?

- А кто так считает?

- Да почти все.

- На самом деле еще не до конца определено, где он будет играть. Вроде его менять хотели, потом передумали. Если он останется и станет вторым вратарем при Брызгалове, то, конечно, будет играть всего по 15 матчей в сезоне. Это плохо. Но если Бобровского обменяют и в новой команде сделают первым номером, то он проведет еще один блестящий сезон. Сейчас все очень зависит от игровой практики. Проводя на льду по 10 минут за матч, многого не сделаешь.

- А Брызгалову будет тяжело в "Филадельфии"?

- Так-то все нормально. Главное, чтобы Илья с водителем на такси не ездил! (смех в зале.)

ЛАВИОЛЕТТ ГОВОРИЛ: НАДО БИТЬСЯ!

- Не жалеете, что летом-2010 все-таки покинули "Атлант" и решили поискать счастья в "Филадельфии"? Со стороны казалось, что в этом клубе вам просто не давали играть.

- Увы, но по большому счету так и было. К сожалению, не ощутил доверия со стороны руководства.

- "Филли" возглавляет Питер Лавиолетт - один из сильнейших представителей консервативной бостонской школы. Каково ваше мнение о нем?

- Не могу сказать, что он сторонник, как говорится, дуболомного хоккея. Некоторые техничные ребята у Лавиолетта получали нормальное игровое время. Но если говорить обо мне, то с самого начала регулярного чемпионата в составе первых двух троек нападения на лед выходить, увы, не доводилось. А значит, о хорошей статистике я не мог и мечтать.

- Лавиолетт к вам придирался?

- Не знаю. Скорее он просто не решился изменить состав первых двух троек, который был наигран еще в позапрошлом сезоне, когда "Филадельфия" дошла до финала.

- Может, виной всему были высокие контракты лидеров клуба - и тренер просто не имел возможности передвинуть их в третье-четвертое звенья?

- Не согласен. У нас в первых тройках играли ребята, которые получали меньше меня.

- Значит, против вас сработала репутация "Филадельфии" как силового и консервативного клуба, в который много лет российских легионеров вообще не брали.

- Я об этом не думал. Ехал в Филадельфию с легким сердцем и провел там отличную предсезонку. По итогам контрольных матчей тренер был мной доволен, сказал, что место в первых двух звеньях я заработал. Но начался чемпионат - и все пошло прахом…

- Судя по статистике, вы - один из лучших бомбардиров НХЛ-2010/11 среди хоккеистов, почти не получавших игровое время в большинстве. Почему же вам так и не дали нормального шанса себя проявить?

- Для меня это загадка. Считаю, что за те пять-семь минут, которые мне давали в некоторых матчах, я выложился по максимуму. Особенно если учесть, что между этими отрезками как-то просидел в запасе почти полтора месяца.

- Вас не задевал тот факт, что игрок по фамилии Шелли играл в два раза больше, чем вы. В КХЛ он, может, был бы задействован разве что в четвертом звене "Витязя".

- Меня ничего там не задевало. Обидно, конечно: я считал, что мог бы проводить на льду гораздо больше времени, приносить команде пользу, а меня просто-напросто поддушивали. Впрочем, что было - то было.

- А разговоры были с тренером?

- Конечно. Говорил, больше биться надо (смеется). Но я же не борец. Конечно, иногда я могу подраться или потолкаться. Но все игры в таком стиле проводить не могу. Есть игровая ситуация, например, меня задел кто-то. Вот тогда я и действую по ситуации - в североамериканском стиле.

- Практика показывает, что в НХЛ очень важно найти "свою" команду. Какая команда по стилю больше всего подходит вам?

- Знаете, в первую очередь почему-то подумал о "Вашингтоне" и "Детройте". Вообще этот момент очень важен. К примеру, "Филадельфия" более боевая команда, там нужно биться…

- Это как в КХЛ пару лет назад был ХК МВД?

- Да и то они вроде посильнее играли (смеется). По крайней мере в более комбинационный хоккей.

ИСТОРИЯ ЯШИНА И СУШИНСКОГО УДИВИЛА

- На территории КХЛ права на вас принадлежат "Атланту", который этим летом потерял почти всех своих звезд во главе с тренером Милошем Ржигой. Предположим, что клуб в этой ситуации обязан вести с вами переговоры очень активно…

- Я в отличие от агента не знаю всех нюансов этой ситуации. Но могу сказать, что предложения как из КХЛ, так и из НХЛ рассматриваю серьезно и на равных. Что касается "Атланта", то за этот клуб я в свое время играл и оставил в Мытищах частичку своего сердца.

- В прошлом году "Атлант" прыгнул выше головы и добрался до финала розыгрыша Кубка Гагарина. Однако после летней кадровой революции появились подозрения, что в предстоящем чемпионате Мытищи могут стать одним из разочарований.

- Я не силен в прогнозах. Тем более не готов рассуждать о команде, в которой в прошлом сезоне не выступал. И которая владеет правами на меня.

- С вами может повториться история Семена Варламова, за права на которого возник конфликт между его бывшим клубом "Локомотивом" и СКА? Иначе говоря, вы готовы вести переговоры и с другими клубами КХЛ помимо "Атланта"?

- Такое возможно только по закону. То есть в том случае, если менеджеры "Атланта" передадут права на меня другой команде КХЛ.

- Вы можете подписать в КХЛ страховочный контракт, а потом вернуться в НХЛ?

- Нет, по законам КХЛ так теперь действовать нельзя.

- Как восприняли новость о расставании СКА с Алексеем Яшиным и Максимом Сушинским?

- Оба - отличные мастера, и я был удивлен, что с ними так поступили. Но слышал, что руководители СКА решили омолодить команду. Только время покажет, окажется ли эта политика правильной.

ФИЛАТОВ ЗНАЛ, КТО ТАКОЙ ХИЧКОК

- Насколько важно для вас подписать долгосрочный контракт? Вы ведь последние четыре сезона каждое лето меняли команду.

- Да я просто люблю смену обстановки. Будет вариант, подпишу контракт и на один год.

- Как думаете, чем обусловлена новая тенденция в НХЛ подписывать долгосрочные контракты.

- Как видите, хороших игроков подписывают надол-го (улыбается).

- Вы сказали, что тренируетесь с Филатовым. Интересно, что он, по сути, был вашим наследником в "Коламбусе", став жертвой тренера Кена Хичкока. Ясно же, что Филатов обречен, когда после хет-трика ему дали три минуты игрового времени. Неужели ему это было не очевидно?

- Да все ему было ясно. Просто у него не было вариантов уйти куда-то. Никиту не меняли и при этом не давали шансов попробовать себя. Думаю, в "Оттаве" он свой шанс получит: там другой тренер, другая обстановка.

- На основании этого можно сделать вывод, что не каждый молодой талант из России должен срываться в НХЛ по первому зову. Тот же Широков, будучи лидером ЦСКА, уехал в систему "Ванкувера", где ему изначально мало что светило.

- Конечно. Такая мысль вполне справедлива. Если ты уезжаешь в "Детройт", то понятно, что сразу попасть в основной состав там очень сложно. Для этого, наверное, надо быть выбранным в первой десятке на драфте. Тогда можно шанс получить, и тебя начнут "тащить". Тем же игрокам, кто не попал в первый раунд, приходится уже гораздо сложнее. Они получат от силы пять-шесть минут, чтобы проявить себя. Не забил за это время - здравствуй фарм-клуб.

ХИЧКОК КАК КЛИЕНТ БЫКОВА

- Нынешним летом ходил слух, что Хичкок возглавит СКА. Что бы в таком случае стало с питерским клубом? Заставил бы этот специалист команду размазывать соперников по бортам?

- Не знаю, получилось ли бы у Хичкока или нет. Но, возможно, он смог бы адаптироваться к российским условиям и стал бы придерживаться несколько иного стиля.

- Вас не удивило, что в качестве главного тренера Хичкок постоянно проигрывал Вячеславу Быкову на международном уровне - в Квебеке и Братиславе?

- Я газеты редко читаю, поэтому не знаю, как оценивали там это противостояние.

- Так сборные Канады и России играли не в газетах, на льду.

- Хоккей-то по телевизору я сам смотрю, но на то, о чем говорят вокруг да около, не обращаю внимания. Пусть специалисты определяют, кто кого переиграл.

- Есть ли у вас желание вернуться в сборную России?

- Безусловно. Буду к этому стремиться изо всех сил.

- Смена главного тренера в национальной команде, возможно, для вас не столь выгодна…

- Вы действительно так думаете?

- Быков как представитель техничного и атакующего хоккея, как нам кажется, вам больше подходил по стилю, чем делающий ставку на более силовой стиль Билялетдинов.

- Это Быкову я подходил? Вы не ошибаетесь? (смех в зале.)

- После швейцарского чемпионата мира показалось, что штаб сборной России несколько охладел к вашей кандидатуре.

- Тот чемпионат мне вообще для себя сложно оценивать, поскольку я уже на старте травму получил - перелом пальца. Это Саша Фролов "удружил", щелкнул и неудачно в меня попал. Несчастный случай, но что поделаешь. Потом я уже просто не мог нормально играть. Сначала, правда, сделали обезболивающий укол. Еще две игры со сломанным пальцем как-то провел, хотя дискомфорт никуда не делся. Затем, наконец, поехал и сделал рентгеновский снимок. Доктора увидели перелом и категорически запретили мне дальнейшее участие в турнире. Иначе, как они сказали, пришлось бы прибегнуть к операции.

- Тренеры из-за этого сильно расстроились?

- Они поначалу вообще не знали, что у меня перелом. Один раз была ситуация, когда Вячеслав Аркадьевич мне говорит: "Давай, ты же можешь обыграть соперника один в один". А что мне сказать? С одной стороны, я могу это сделать, когда здоров. А так клюшку в руках держать как следует нельзя.

119 ОЧКОВ ЗА ДВА СЕЗОНА НХЛ

- Спустя несколько лет как вам видится история с уходом из "Рейнджерс", отказавшего подписать с вами контракт, установленный арбитражем. Не был ли уход из нью-йоркского клуба ошибкой?

- Нет, я не считаю тот эпизод ошибкой. Когда меня обменяли в "Рейнджерс" из "Коламбуса", то там был один тренер - Том Ренни. Могу сказать ему только спасибо. Он давал мне много игрового времени. Соответственно я набрал кучу очков. За два сезона в "Коламбусе" и "Рейнджерс" - 119! Но стоило нам в "Рейнджерс" выдать неудачный отрезок, уступить шесть-семь матчей, как Ренни уволили. Пришел новый тренер - Джон Торторелла. Ему я не понравился.

- За КХЛ удавалось следить?

- Конечно, я был в курсе того, что происходит в России. Внимательно принялся следить в то время, когда уже начался плей-офф.

- Переживали за "Атлант"?

- Естественно.

- Сильно удивились, когда подмосковная команда добралась до финала Кубка Гагарина?

- А почему я должен удивляться, состав у команды был приличный. Да, сезон "Атлант" начал плохо, но потом последовало приглашение нескольких классных новичков. За счет этого клубу и удалось подняться, достигнув в итоге таких высот.

- Что можете сказать про Бенгта-Оке Густафссона?

- А я разве уже в "Атланте", чтобы что-то говорить об этом тренере? (смех в зале.)

- Но перед подписанием контракта ведь необходимо знать, кто в команде будет главным тренером, чтобы не попасть на очередного Хичкока?

- Единственное, что я слышал, - поменяли тренера. Вот когда буду подписывать контракт, спрошу, что это за тренер. Встречусь с ним, пообщаюсь. Сейчас этими проблемами голову себе не забиваю.

- Какое у вас отношение к шведским тренерам?

- Я с ними никогда не работал, поэтому ничего вам интересного сказать не могу. Играл только разве что со шведами. Этим мои "шведские" познания и ограничиваются.

- Вам удалось куда-то съездить отдохнуть этим летом?

- Были вместе с женой в Испании. Отдыхали там целый месяц. Но сейчас уже вторую неделю активно готовлюсь к сезону. В прошлом году я тренировался в России до конца августа. Сейчас посмотрим, какая будет обстановка в Северной Америке и России, а потом уже перестроюсь, если потребуется.

- И все-таки у вас есть внутреннее предчувствие, где вы продолжите карьеру?

- Никакого предчувствия у меня нет. Я предчувствую только одно: завтра у меня очередная тренировка.

Отдел хоккея