9 июня 2012, 00:11

Американская ненависть: Битва за Пенсильванию

Наш сериал возвращается в среду, так здорово способствующую зарождению и распространению ненависти, – хоккейную.

Предыстория ненависти

Когда-то один политический обозреватель Америки описал штат Пенсильвания следующим образом: "Это Питтсбург на одном конце, Филадельфия – на другом, а между ними – Алабама". Для тех, кто ознакомился с соответствующей частью нашего сериала, метафора понятна: Алабама – своего рода символ угрюмой, консервативной деревенской глубинки. Политический аспект пенсильванской географии нам неинтересен, но высказывание подчеркивает то, насколько далеко во всех смыслах находятся друг от друга два крупнейших города этого штата.

Разделенные не только многими милями малонаселенной деревни, но также и Аппалачами со всеми вытекающими транспортными трудностями (реки, на которых стоит Питтсбург, текут не в сторону Филадельфии, а на запад), "Питт" и "Филли" живут сами по себе, друг дружку в упор не видя. Филадельфия – первая столица США, город, в котором была подписана Декларация независимости и сформированы основополагающие принципы американской демократии. Центр науки, культуры, родина Рокки Бальбоа, черт побери! Брюс Спрингстин о ней песню написал. "Чизстейк" - бутерброд с горячей говядиной, плавленым сыром, луком и перцем - практически национальное достояние.

Питтсбург – бывшая рабочая слобода всея Америки. Город сталелитейщиков (пока заводы не позакрывались в начале 1980-х), в котором по утрам на домах, деревьях и стоящих на улице машинах лежала густая черная пыль. Кроме этого известный разве что чудным акцентом местного населения. Перекроивший себя в век высоких технологий, но все же недостаточно большой и важный, чтобы гордые филадельфийцы его замечали.

Даже на спортивной почве ничего "такого" между городами не было. В бейсболе ни те ни другие звезд с неба не хватали, в НФЛ никаких трений тоже не было (более того, в тяжелые годы войны "Питтсбургские сталевары" и "Филадельфийские орлы" даже на время объединились в команду под названием "Фил-Пит"), а баскетбол в Питтсбурге не чтут.

И не было бы промеж ними никакой ненависти, ни горячей, как "чизстейк", ни холодной, как заброшенные питтсбургские домны, кабы в 1967 году НХЛ в своей вечной мудрости не поместила в этих городах по хоккейному клубу.

Зарождение ненависти

В 1967 году НХЛ, четверть века состоявшая из всего шести клубов, решила, что пришло время расширяться. И расширяться капитально – аж в два раза. Из шести команд, добавленных в лигу в тот судьбоносный год, две были из Пенсильвании, что, в общем, и неудивительно. И Питтсбург, и Филадельфия в свое время уже играли в НХЛ, но ни "Пираты" из Стального города, ни "Квакеры" из первой столицы не пережили довоенной экономической рецессии. Да и хоккей в Пенсильвании издавна уважали, а уж не иметь команду в Филадельфии нормальной лиге вообще-то было стыдно.

Первый матч между "Пингвинами" и "Летунами" состоялся в Филадельфии в октябре 1967-го, завершился со счетом 1:0 в пользу оранжевых и решительно не положил никакого начала взаимной ненависти. С чего было им ненавидеть друг друга? Про удаленность городов мы уже говорили, а команды с самого старта уверенно рванули в противоположные стороны.

"Питтсбург", как и положено новичку лиги, заполнил состав продуктом третьего сорта и второй свежести, после чего долго и уныло пребывал в беспробудных аутсайдерах. А вот "Филадельфия" быстро и гениально разобралась в ситуации. Поняв, что в новой НХЛ, с разжиженным талантом, резко упадет средний уровень игры, "Летуны" дальновидно сделали упор на агрессию и грубую силу. "Бандиты с Брод-стрит" - сборище как вполне играющей (Бобби Кларк, Эд Ван Имп, Боб "Гончий Пес" Келли), так и совершенно утилитарной (Дэйв "Кувалда" Шульц, Андре "Лось" Дюпон) шпаны - так здорово запугали лигу, что дважды подряд выиграли Кубок Стэнли. О прозябающих на другом конце штата "Пингвинах" в Филадельфии даже не думали. (Более того, в промежутке между 1974 и 1989 годом "Пингвины" не выиграли ни одного матча в грозном филадельфийском "Спектруме": три ничьих и 39 поражений!)

Ненависть породили два важных события: переход "Пингвинов" в дивизион Патрика (к "Летунам" под бок) в 1981-м и приход в "Питтсбург" долговязого франкофона по имени Марио Лемье.

Ненависть в разрезе

- В беспросветные 1970-е "Питтсбург" пытался хоть как-то конкурировать с "Филадельфией", подражая ее тактике. "Пингвины" тоже начали набирать в состав драчунов, включая собственного Боба Келли (этот был не "Гончий Пес", а "Броненосец"), а также бывших филадельфийцев, вплоть до Шульца. Но копия всегда хуже оригинала. Сразу же после приобретения "Броненосца" питтсбуржцы сумели победить в "Спектруме" со счетом 5:3, но следующая победа в выездной части дерби была ими одержана только через 15 лет.

- "Всякий раз, когда мы приезжали в "Спектрум", как бы мы ни хотели верить в победу, все прекрасно знали, что случится что-то плохое. Все чувствовали, что нас сейчас отлупят, причем не только на табло… Им было недостаточно просто ткнуть нас носом в дерьмо. Они должны были взять нас за загривки и засунуть всем лицом в навозную кучу" - бывший игрок "Питтсбурга" Фил Бурк.

- В 1989 году, через пять лет после прихода Марио Лемье, "Пингвины" наконец победили в Филадельфии (богатый на туалетные метафоры Бурк по этому поводу сказал: "Они – задравшая ногу собака, но мы уже не столб. Мы – более крупная собака!") и встретились с ненавистным врагом в плей-офф. Хеппи-энда не получилось, несмотря на потрясающую игру Лемье, забившего пять шайб в пятом матче серии: "Летуны" победили в семи.

- Серия 1989 года стала межевой отметкой во взаимоотношениях клубов. После нее оранжево-черные впали в убожество и пять лет не выходили в плей-офф. "Пингвины" пополнились Яромиром Ягром и Роном Фрэнсисом, после чего выиграли два Кубка Стэнли подряд, повторив достижение соперника. Эти годы были золотым для Питтсбурга временем: "Летуны" размазывались по льду регулярно и безжалостно, будто черно-золотые хотели разом отомстить им за все годы мучений. Счета 9:3 и 11:5 в парочке тогдашних дерби красноречиво говорят о настроении в Стальном городе.

- Середина 90-х, и "Летуны" вновь на подъеме. "Легион Смерти" Эрика Линдроса, Джона Леклера и Микаэля Ренберга – новое грозное оружие в Городе братской любви. Красивому, эстетичному хоккею Лемье и Ягра противопоставляется воскреснувшее наследие "Бандитов". Фанаты "Летунов" воют по-волчьи всякий раз, когда на площадке появляется лохматый молодой Яромир, действительно немного похожий на оборотня. На табло чаша весов неумолимо склоняется в сторону "Филли".

- Фанаты "Филадельфии" - самые отпетые негодяи в истории американского спорта и страшно этим гордятся. Для того чтобы они признали хоть какие-то права на человеческое достоинство за соперником или его фанатами, требуется чудо никак не ниже рангом, чем Второе пришествие. Что-то подобное случилось в Филадельфии дважды. Первый раз – в 1993-м, когда Марио Лемье вернулся на лед, перенеся болезнь Ходжкина. Второй раз – в 1997-м, когда Марио в первый раз ушел из хоккея ("Питтсбург" был без особого труда выметен "Легионом Смерти" в пяти матчах кубковой серии). Оба раза фанаты "Летунов" приветствовали Марио овацией. Стоя. Насколько это невероятно, невозможно даже объяснить. В Филадельфии такого быть просто не может.

- В кубковой серии 2000 года "Пингвины" Ягра и Ковалева выиграли первые два матча, но проиграли третий. В четвертом же, казалось, победитель так и не будет выявлен. Матч затянулся до пятого овертайма, став вторым по продолжительности в истории НХЛ. Гол Кейта Примо на 93-й минуте принес "Флайерз" победу, и деморализованные "Пингвины" проиграли серию в шести матчах.

- Как это ни странно, но первые кубковые победы в дерби "Питтсбург" одержал уже в эпоху Кросби, после второго своего возрождения: к финалам Кубка Стэнли в 2008-м и 2009-м "Пингвины" продирались сквозь "Летунов". Но по-настоящему страсти вновь разгорелись уже в 2011-м, когда вернувшийся из сибирской ссылки Ягр, чуток пофлиртовав со старой командой, неожиданно подписал контракт с "Флайерз". Эта бомба, а также переход в стан врага еще и героя плей-офф-2009 Максима Тальбота привели фанатов "Питтсбурга" в состояние исступленной ярости.

- Переходы Ягра и Тальбота, может быть, и вызвали скандал, но в истории Пенсильванской Битвы они далеко не уникальны. Про "Кувалду" Шульца мы уже говорили, переходы Леклера и Рекки в "Питтсбург" тоже памятны, но "Пингвинов" и "Летунов" связывают также и семейные узы. Нынешний генеральный менеджер черно-золотых Рэй Широ – не кто иной, как сын Фредди "Тумана" Широ – тренера тех самых "Бандитов с Брод-стрит". А великий вратарь "Филли" Рон Хекстолл – отпрыск бывшего "Пингвина" Брайана Хекстолла.

- В апрельском поединке в Питтсбурге, сразу же после того, как гол в пустые ворота сделал победу "Флайерз" неминуемой, форвард "Пингвинов" Джо Витале в безобидной ситуации отправил в нокдаун звезду "Летунов" Дэнни Бриера. Скорее всего, это было местью за грязный силовой прием против Кросби на более ранней стадии матча, но филадельфийцы разгневались не на шутку. Потасовку на льду дополнила перепалка между тренерами, в ходе которой Питер Лавиолет и Дэн Байлсма едва не вцепились друг другу в горло. Позже из лагеря "Филадельфии" прозвучали весьма нелестные слова в адрес "Пингвинов", включая обвинение звезд клуба – Кросби и Малкина, - в грязной игре и "работе с судьями".

- Апрельские гуляния продолжились в плей-офф, где "Питтсбург" и "Филадельфия" сошлись в первом раунде. Серия ознаменовалась полным отсутствием обороны и вратарской игры, отчаянной охотой за головами (в третьем матче судьи выписали в общей сложности 159 минут штрафа, в четвертом – еще 100) и убедительной победой "Филадельфии"… Ненависть не угасает.

Слава МАЛАМУД

Американская ненависть:

"Янкиз" - "Ред Сокс"

"Биллз" - "Долфинс"

Армия - Флот

"Рейнджерс" - "Айлендерс"

"Лейкерс" - "Селтикс"

Али - Фрейзер. Часть 1  Часть 2 Часть 3

Битва при Альберте

Алабама - Оберн

Гарвард - Йель

"Дьюк" - "Северная Каролина"

США - Мексика

Чисто и старомодно