Обычно журналисты находят время на то, чтобы сходить погулять по городу во время командировки. Но молодежный чемпионат мира — особый турнир. Несмотря на то, что он проходит в новогодние праздники, у команд не бывает выходных. А если речь о Европе, то и сходить особо некуда. Не работают кафе, магазины, на улицах пусто словно из фильмов про зомби. Я второй раз в Остраве, но так и не увидел старый город. Сожаления по этому поводу нет никаких. Но удивительно, насколько плотным и быстрым оказался турнир. Отель, стадион, снова отель. Поездка в Тршинец уже рассматривалась, как приключение. В первый раз мы вышли не на той станции, на улице было темно, подъехал автобус, но водитель сказал, что нужный нам маршрут будет через 5 минут. Через десять мы пошли пешком, за 15 минут дошли до стадиона, но общественный транспорт так и не увидели.
***
Организация молодежного чемпионата мира мне нравится в сто раз больше, чем взрослого. Например, можно пользоваться камерой. Да, игру снимать нельзя, но это нормально. Но в микст-зоне, на тренировках — никаких проблем. Запретили снимать раскатки перед матчем, но объяснили, что впервые продали права на них. Плохо, но пережить можно. На взрослом чемпионате мира ты постоянно рискуешь оказаться без аккредитации, если включишь камеру вообще на территории арены. Это невероятная глупость, так как исключительно пишущие журналисты отмирают, да и современным изданиям слишком дорого посылать тех, кто может лишь набросать несколько строчек. Связано это с тем, что за молодежный турнир отвечают канадцы, а они понимают, что вся пресса с помощью камер и других гаджетов работают на общее дело. В ИИХФ думают, что они кому-то делают одолжение. Надеюсь, лет через пять международная организация поймет всю нелепость ограничений. Не раньше, так как они относительно недавно стали давать аккредитацию интернет-изданиям. Наверное, считали, что у интернета нет будущего.
***
Если в команде много игроков с туманом в голове, то победы не жди. Это я про сборную России, так как с другими командами не знаком. На этот раз у нас был один человек, от общения с которым хотелось взвыть. Григорий Денисенко еще год назад был веселым молодым человеком, но после драфта в НХЛ с ним что-то случилось. В микст-зону его приглашать бесполезно. Какие-то пустые слова, при этом он всем дает понять, что делает одолжение, выходя к прессе. После финального матча Денисенко вообще совершил глупый поступок, если бы не общая суматоха, организаторы бы его наказали. Хоккеист обязан пройти всю микст-зону, разделенную на секторы. В одной части телевидение, в другой пишущая пресса. Григорий поговорил на камеру, а потом ушел тайным ходом в раздевалку.
***
Еще ни разу в микст-зоне мы не видели Даниила Пыленкова из «Витязя». Кажется, что хоккеист из основного состава, но он оказался очень закрытым парнем, который старался даже ни с кем не знакомиться. За сезон рядом с молодежной командой, плюс ежедневное посещение тренировок и матчей на чемпионате мира, все обычно здороваются, но Пыленков ходил, отворачиваясь от всех. Я не говорю, что все должны быть такими открытыми и жизнерадостными, как Егор Соколов или Кирилл Марченко. Но по поведению игрока в 20 лет можно спрогнозировать будущее. Я, глядя на Пыленкова, почему-то сразу представлял Георгия Бердюкова. Чемпион мира 2011 года сейчас плотно сидит в ВХЛ, а еще когда цеплялся за КХЛ, то смотрел на журналистов, как на врагов. Да и сейчас никак не изменился. Видел его в Тюмени. Обозлен на всех.
***
В день финала я поговорил с Кириллом Марченко. Он этот турнир провел отлично, показав, что в СКА не зря доверяют ему играть. Форвард переживал.
— Видели, что шведский вратарь сделал в полуфинале? — спрашивал он, напоминая о том моменте, когда голкипер отразил клюшкой его бросок в упор. — Очень плохо. Так ведь уверенность теряется. А ее нужно вернуть непременно.
Я ему что-то говорил о том, как вредно вспоминать предыдущий день, пусть тот момент соперник вспоминает, ведь у него будет лишь бронзовая медаль. Марченко согласно кивал, но было видно, что мыслями он еще в той встрече. Я спросил, что он будет есть перед финалом.
— Да все как обычно, — пожал плечами Кирилл. — Мне тут очень не нравится апельсиновый сок, к которому я привык. Приходится пить яблочный.
После этих слов я специально купил местный апельсиновый сок. Нормальный вкус, обычный.
***
Считается, что Егор Соколов стал знаменитым после интервью, в котором начал вставлять английский слова в русскую речь. Но это только для тех, кто и финал смотрел на Матч ТВ, а не на Первом канале. Соколов нас радовал весь турнир своими эмоциональными заявлениями.
— Слушайте, я очень устал, меня ноги не держат, — признавался он после полуфинала.
Он не жаловался, но Егор единственный, кто провел полчаса с журналистами после игры. Там было продолжение. Когда его отпустили, Егор пошел в раздевалку, то по пути его накрыло окончательно. Нападающий признался, что больше не может сделать ни шагу, сел на ближайший стул и минут пять просидел. Только потом вернулся к партнерам. А я вспомнил, как впервые поговорил с Егором. Это было, когда его отправили из «Коламбуса» в юниорскую лигу.
— Пожалеют! — кричал он мне по фейстайму. — Через год я буду выбирать из 30 клубов.
Надеюсь, что действительно так и будет.
***
Впервые за долгое время к журналистам стали выходить вратари после побед. Мне казалось, что это исключено, например, в Ванкувере Кочетков и Тарасов были лишь после игры за третье место. Но я сейчас вспоминаю, что в Хельсинки Александр Георгиев отвечал на вопросы после игр. В общем, хорошо, что их выводят. Ярослав Аскаров на этом чемпионате мира натерпелся. Вдруг обнаружилось, что у него закрытые комментарии.
— Да они у меня два года уже закрытые, — объяснил он. — Это никак не связано с чемпионатом мира.
— Как же тебе написать, Ярослав? — задумался я.
— Так вы же писали мне в директ, — напомнил он. — Да и номер мой имеется.
Аскаров очень правильно относится к своей игре. И выглядел, как человек, который все трудности преодолеет. А Амир Мифтахов вообще не похож на вратаря в обычной жизни. Только во время интервью он поражал основательностью. На простой вопрос мог отвечать минут пять.
***
Через десять минут после того, как игроки прошли микст-зону с грустным лицом, пошли видео из раздевалки, где все в нашей команде радовались и веселились. Это нормально. Тысячи хоккеистов в мире никогда ничего не выигрывают, а российские парни были в финале молодежного чемпионата мира. Да, проиграли, но что теперь карьеру заканчивать? И праздновали многие еще и потому, что для большинства из них завершилось детское время. Они теперь не молодые, те, кто остается в КХЛ уже не будут лимитчиками. У них начинается настоящая взрослая жизнь. Финал чемпионата мира — это выпускной.