Чемпионат мира. Статьи

13 мая 2010, 03:45

Второй день свадьбы

Где-то за месяц до начала чемпионата мира, решая для себя, когда именно ехать в Германию, я пришла к тому же выводу, что многие другие: на заключительную неделю. На финальную стадию, другими словами. Понятно же, что на послеолимпийском чемпионате ничего интересного не может быть по определению.

Теперь вот жалею, что не приехала в Кельн к началу турнира. Жалею, что не видела, как играла Дания, уже ставшая, подозреваю, главным открытием чемпионата. Хотелось бы и на чешско-норвежский матч взглянуть - тот самый, после которого так долго не находил себе места Яромир Ягр. И ведь нечто подобное уже случалось - восемь лет назад на точно таком же, послеолимпийском чемпионате мира в шведском Гетеборге: то ли в третий, то ли в четвертый день чемпионата Чехия во главе с Ягром едва унесла ноги от Японии.

"Чемпионат мира в год Олимпиады похож на второй день свадьбы, - иронично и весьма образно написал в интернете один из хоккейных болельщиков. - Догуливают лишь самые стойкие и много пьющие. Плюс дальние родственники, у которых поезд домой только во вторник".

Можно просто посмеяться над метким сравнением, но можно задать серьезный вопрос: зачем они вообще нужны, эти послеолимпийские чемпионаты? Для самоутверждения тех, кто способен обратить на себя внимание лишь в отсутствие сильнейших или тогда, когда фавориты большой игры уже до основания измотаны олимпийским сезоном? Возможно. Почему же не использовать шанс, если сильнейшие временно ослабили хватку?

С другой стороны, послеолимпийские первенства - это всегда в какой-то степени матч-реванш для тех, у кого не получилось на Играх. Для России, например. Или для олимпийских чемпионов Турина - шведов, финишировавших в Ванкувере пятыми. Или для словаков, затормозивших в шаге от олимпийского пьедестала. Для тех же финнов, американцев. Ведь если вдуматься, любая из перечисленных команд вполне могла претендовать на победу.

Добиться ее получилось лишь у канадцев. Остальные пополнили категорию неудачников: именно это слово применимо в спорте к тем, кто "мог, но не сумел".

Ни в коем случае не хочу сказать, что победа в Кельне способна компенсировать кому-то олимпийское фиаско. Чемпионат мира и Олимпийские игры - слишком разные соревнования, чтобы их сравнивать. Речь о другом. Звание "хоккейной державы", которое, уверена, каждая из перечисленных мной стран готова с удовольствием примерить в любой момент, накладывает определенные обязательства как на сборную, так и на ее игроков. Личную ответственность, я бы сказала. Не важно при этом, о каких именно соревнованиях идет речь.

Подозреваю, что как раз это чувство и переполняло Ягра, когда после поражения от Норвегии он почти кричал в подставленные микрофоны, что не понимает тех, кто не приехал в национальную сборную. И приводил в пример Россию.

Мы тоже это проходили, не правда ли? Не настолько далеко ушли в историю времена, когда любое интервью любого главного тренера сборной начиналось с сетований на отказников. Сейчас же - отбою нет от желающих встать под знамена команды. Даже в таком, казалось бы, второстепенном турнире, как послеолимпийский чемпионат мира. Не случайно, наверное, так стремится в Германию тот же Павел Дацюк. Который, казалось бы, "наелся" хоккем в этом сезоне до такой степени, что один вид льда должен вызывать отторжение. Не факт, что не захочет приехать Евгений Малкин, если вдруг его "Питтсбург" не пройдет "Монреаль" в сегодняшнем ночном матче.

Что же изменилось?

Позволю себе отступление. В 2003 году на чемпионате мира по водным видам спорта в Барселоне мужская команда России впервые за всю историю выиграла золото в эстафете. Комментируя результат, великий плавательный тренер Геннадий Турецкий тогда в разговоре со мной произнес фразу: "Теперь в это купе захотят многие".

В "купе" под названием "хоккейная сборная России" начали рваться сразу, как поняли: экипаж-то чемпионский. Именно это, а вовсе не две золотые медали предыдущих мировых первенств является, на мой взгляд, главной заслугой Вячеслава Быкова и Игоря Захаркина. Им первым - за очень много лет - удалось создать команду, играть в которой хотят как ветераны, так и совсем зеленые пацаны. Они же заставили нас поверить, что их сборная (простите - наша) может все.

Кстати, вот парадокс: все разговоры о ненужности послеолимпийских чемпионатов мгновенно стихают, едва дело доходит до дележа наград.

Вывод же напрашивается простой: самая важная спортивная битва всегда та, что происходит "здесь и сейчас". У тех, кто вовремя это понимает, с медалями, как правило, бывает все в порядке.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
Кельн

34