Вчера завершилась пятилетняя эпоха в жизни сборной России. Единогласным решением исполкома ФХР тренерский тандем Вячеслав Быков - Игорь Захаркин был отправлен в отставку. По окончании заседания его решение прокомментировали теперь уже бывшие тренеры сборной России.
Михаил ЗИСЛИС
с Лужнецкой набережной
- Решение исполкома стало для вас серьезным ударом?
- Нет, такому исходу событий я не удивился, - заявил Вячеслав Быков. - Это решение подразумевалось в свете неудачного выступления сборной на чемпионате мира.
- Вячеслав Фетисов сказал, что дискуссий на заседании не было, а вы все восприняли молча.
- Мы предоставили на суд исполкома причины поражения, огласили свою программу. Не знаю, было это принято в расчет в ходе заседания или нет. Главное, о чем нам хотелось сказать, - это взаимоотношения КХЛ и ФХР. Необходимо, чтобы сборная серьезно принималась в расчет и для нее создавались условия, максимально соответствующие требованиям команды и ее уровню. Таково было наше пожелание. В то же время мы не в коей мере не уходим от ответственности и признаем свои ошибки.
- Состоялся конструктивный диалог - или ваши слова, что называется, ушли в песок?
- Как такового диалога не было. Собравшиеся просто выслушали нашу позицию.
- Как прокомментируете тот факт, что члены исполкома проголосовали единогласно – и не в вашу пользу?
- Для нас такое соотношение говорит о многом. Но я воздержусь от подробного комментария.
- На протяжении четырех лет сборная приезжала с чемпионатов мира с медалями. Получается, что всего одна осечка - четвертое место – перевесила все остальное?
- В России очень высокие требования к сборной. Любой результат, кроме медалей, считается негативным.
- Сейчас говорят, что перед вашим преемником поставят одну задачу - выиграть Олимпиаду в Сочи, а три чемпионата мира станут просто этапами подготовки к ней.
- Это вопрос следует адресовать уже следующему тренерскому штабу. К нам применялся иной подход. Мы были поставлены в другие условия, но согласились на них, поскольку всегда преследуем только самые амбициозные задачи. В этот раз у нас не вышло. Я бы хотел от лица тренерского штаба поблагодарить руководство страны, федерацию хоккея и особенно наших хоккеистов, а также болельщиков за то, что они дали нам возможность реализовать тренерские идеи. Мы постарались показать, что самое важное - это команда. Объединение всей нации вокруг нее уже является достижением. Нам не приходится краснеть за проделанную работу.
- Есть ли у вас планы по поводу дальнейшего трудоустройства?
- Сейчас хочется просто как следует отдохнуть. Никаких предложений из клубов на повестке дня нет.
- Много раз в прессе озвучивался вариант, при котором вы остались бы в сборной, но без Игоря Захаркина. Как вы отнеслись к такому варианту?
- Предательство - это самый тяжелый момент в жизни. Я это испытал на себе не один раз. Мы шли с Игорем вместе - зарабатывали шишки, добивались побед. Как я мог предать коллегу и друга - тем более сейчас?
- За вашу отставку на исполкоме проголосовали те, кто совсем недавно был рядом с вами, - глава ФХР Владислав Третьяк, один из руководителей "Салавата" Вадим Рыбинский. Это предательство?
- Это их право. Они являются руководителями, поэтому мне не хотелось бы озвучивать какую-либо критику. Мы - люди, находившиеся на контракте, и подчиняемся тем, кто принимает решения.
- После поражения от сборной Канады в Ванкувере вы завели разговор про гильотину. Признайтесь, на исполком шли, как на плаху?
- Нет, такого чувства не было. Нам не приходится краснеть перед вами, журналистами, хотя иногда у нас были трения и несогласие. Не стыдно и перед игроками, поскольку мы всегда старались давать им возможность реализовать себя. То же самое могу сказать и про наши отношения с болельщиками. С ними мы познали и радость побед, и горечь поражений. Всегда чувствовали их поддержку в тяжелый момент, в том числе и сейчас. Нынешняя ситуация - это если и не рабочий момент, то одна из составляющих тренерской профессии.
- Вы больше трех часов провели в кабинете исполнительного директора ФХР Валерия Фесюка. Обсуждали условия расторжения контракта?
- Мы надеемся, что профессиональные отношения, выстроенные нами с федерацией, не вызовут никаких противоречий и в данном случае.
- Самостоятельно планируете поработать? - вопрос Игорю Захаркину.
- У нас сейчас интересный период, когда рождаются новые идеи. К сожалению, мы не знаем, где будем их реализовывать. Самостоятельная работа затем выльется в совместные дискуссии. Потом, возможно, полученные выводы будут применимы в какой-нибудь команде. И я надеюсь, что своего последнего слова мы еще не сказали.
Быков: - Мы нормальные, цивилизованные люди, которые могут понять друг друга. Я не в коем случае не собираюсь удерживать своего коллегу, если он получит предложение о самостоятельной работе. То же самое касается и меня. Совместная работа доставляет нам удовольствие. Хотелось бы и дальше работать в тандеме.
- Кто-то вам звонил со словами поддержки?
- Фамилий называть не буду. Скажу только, что еще раньше были SMS-сообщения и от игроков, и от тренеров, и от болельщиков. Очень приятно такое отношение. Большое спасибо им за поддержку.
- Вы представляете для себя вариант, при котором вернетесь в сборную?
- С трудом. Но "никогда не говори никогда".
- В чем пожелаете быть более осторожным следующему тренеру сборной?
Захаркин: - Если он захочется пообщаться с нами, то мы обязательно поделимся с ним нашими размышлениями, заботами, тревогами. А вот что-то советовать - не в нашем праве. Да и человек в этом не нуждается, хотя мы не эгоисты. Будем болеть и переживать за наших ребят и дальше.
- Скандальная история расставания со сборной может помешать вам в дальнейшем трудоустройстве в КХЛ, ведь за вами будет тянуться определенный шлейф…
- Я не считаю ее скандальной. Что касается шлейфа, то все возможно. Неприятно слышать, что уже начинают говорить о каких-то деньгах, которые мы просим. Хотя о них ни с кем и никогда не говорили. Тем более в сборной команде. Мы вернулись в Россию в 2004 году, работаем здесь уже семь лет и за это время внесли определенные перемены в наш хоккей.
- Согласитесь на работу с европейским клубом?
- Если такое предложение появится, то мы его будет рассматривать.
- Есть разочарование от такого расставания?
- Самое плохое - проигрывать финал и расставаться. Лучше победить в матче за третье место. Все потому, что ты заканчиваешь турнир на мажорной ноте. Расставание и поражение - очень близки. В первую очередь эмоционально. Остаются какие-то недосказанность и недопонимание.
- С игроками будете прощаться?
- Если вы организуете такую встречу, то с удовольствием (улыбается). Уход тренера - это жизненная ситуация. Хорошие отношения, которые мы выстроили с игроками, останутся навсегда. Демократия и диктатура профессионализма - этот подход у нас существовал все время.
Инициатором постановки вопроса о досрочном расторжении контрактов с Вячеславом Быковым и Игорем Захаркиным был самый титулованный отечественный тренер. Тихонов вышел из зала заседаний последним, после чего рассказал представителям прессы о том, как проходило совещание.
- Сначала Быков представил свой отчет о работе, который оказался чрезвычайно слабым, - отметил Тихонов. - Немудрено, что такой отчет никому из членов исполкома не понравился. Потом Быков озвучил программу, составленную, по моему глубокому убеждению, за три - пять дней. Возникает вопрос: что же он с Захаркиным делал пять лет?
Ну а после этого пошли вопросы - и их было много. Почему в большинстве сборная не забила ни одного гола, почему Овечкина все время выпускали на позицию, на которой он никогда не играл, почему не было командной игры? Внятных ответов мы не услышали. После этого было внесено предложение - оценить работу Быкова и Захаркина как удовлетворительную или неудовлетворительную. Члены исполкома единогласно проголосовали за второе. Также единогласно было решено освободить Быкова и Захаркина от работы со сборной.
- На ваш взгляд, другого выхода не было?
- Да. Допустим, мы бы дали им возможность доработать контракт, но через год они вновь не сумели бы выиграть чемпионат мира, и что тогда? Выжженная земля? Сейчас же еще можно что-то успеть.
- Какова была реакция тренеров на оценку своей работы?
- Быков в основном молчал. Захаркину же явно не понравились мои слова о том, что я еще со времен ЦСКА был против его методов работы и был категорически против его присутствия в команде. Однако Быков тогда пошел к руководству армейского клуба и сказал, что без Захаркина работать не может. В сборной же Захаркина поддержал Третьяк. И вот во что это заступничество вылилось.
А сейчас у всех у нас сложилось единое мнение - мы опоздали в сборной со сменой поколений. Надо было по примеру чехов, шведов и финнов на Евротуре наигрывать молодежь, а у нас в основном была коммерция, потому что победы на этапах очень хорошо оплачивались. Так мы и оказались без того резерва, который уже сейчас должен быть в сборной.
А ведь еще в прошлом году на исполкоме я предлагал убрать Быкова и Захаркина из сборной, потому что понимал, что мы идем в никуда. Но меня тогда не послушали. И вот прошел еще один год, и стало еще хуже. Дошло до того, что игроки сборной говорят о том, что просто не знают, как играть. Да это было видно и с трибуны. К примеру, хватает Овечкин шайбу и тащит ее, пока не упрется. Так же действовали и другие хоккеисты.
Думаю, одной из причин метаморфоз, случившихся со сборной, стала та вольница, которая присутствовала в команде в последние годы. Именно она привела к тому, что у сборной пропал характер. А тот факт, что наши тренеры в отличие от коллег простояли весь чемпионат с каменными лицами, говорит о том, что они окончательно потеряли контроль над командой, которая в итоге прикатилась к известному всем результату.
- А был ли этот контроль в начале работы Быкова и Захаркина в сборной?
- Не было. Еще в ЦСКА я видел у них те же ошибки, что и в сборной, - отсутствие командных действий, невнятная игра в численном неравенстве. Больше всего поражает зависимость Быкова от Захаркина. Считаю, именно он Славку все время сбивал с правильного пути. А ведь тренер-то он никакой! Я ему сегодня задал вопрос: "Ты являешься заведующим кафедрой хоккея в РГУФКе, такой работой надо заниматься постоянно. А ты хоть раз был в институте?" Он ответил, что он профессор, поэтому в его постоянном присутствии нет необходимости. Но это же словоблудие! Именно своими словами он и приглянулся многим журналистам. Мол, у нас концепция, философия, мы играем в хоккей XXI века. Все это пустое, под такими заявлениями должна быть каждодневная практическая работа.
- За отставку Быкова и Захаркина проголосовали все члены исполкома. Для вас результат голосования стал ожидаемым?
- Нет, думал, что кто-то их поддержит. Да и для остальных это стало полной неожиданностью.
- Традиционный для России вопрос - что дальше?
- В первую очередь нужно найти нового главного тренера. Думаю, лучшей кандидатурой является Билялетдинов.
- Он уже дал согласие?
- Не знаю. Но, считаю, здесь должно быть государственное решение больших руководителей. Я ведь в свое время тоже не хотел из Риги переезжать в Москву, но меня силком перевели.
Владимир ЮРИН
Комментарии Владислава Третьяка, Александра Медведева, Вячеслава Фетисова и Владимира Юрзинова