4 февраля 2016, 19:00
ЧМ-2016
1957
ПРОИГРАЛИ, НЕ ПРОИГРАВ
Первый в истории чемпионат мира в Советском Союзе проводился не в обычный год. Турнир предварял 40-летний юбилей Октября. Специально к этому празднику был возведен спорткомплекс в Лужниках. Большая спортивная арена (БСА) на 103 тысячи зрителей и 12-тысячный Дворец спорта, куда должен был переехать хоккей.
Однако организаторы чемпионата мира, дабы удовлетворить небывалый зрительский интерес, перенесли два матча из-под крыши на открытый лед. Со своими главными конкурентами чехословаками и шведами хозяева встретились на БСА, собрав на трибунах рекордные для чемпионатов мира 55 тысяч болельщиков.
А где же канадцы и американцы, призеры Олимпиады-1960 в Кортина-д’Ампеццо? Они не приехали в Москву по политическим мотивам. Выразив протест после введения советских войск в Венгрию в 1956 году.
Увы, обе встречи на открытом воздухе наши завершили вничью: 2:2 и 4:4. Что стоило сборной СССР золотых медалей. Получается, проиграли не проиграв.
5 марта, в день решающего матча, Москву пленила оттепель, шел дождь. Лед превратился в кашу, что было на руку медленным шведам.
А тут еще не смог выйти на лед травмированный капитан сборной Бобров. В его отсутствие наставник нашей команды Аркадий Чернышев перекроил звенья. Не поставил на матч Бабича, вместе с динамовцем Уваровым в ударном звене выходили его одноклубник Костарев, срочно переквалифицированный из защитника в нападающего, и Гребенников из "Крыльев Советов". Это новое сочетание действовало по известному крыловскому принципу.
А чуть раньше были разлучены ведущие защитники, "братья Губовы", – Сологубов и Трегубов. Первый из них все-таки забросил по ходу турнира 9 шайб, а второй весь чемпионат пребывал не в своей тарелке.
Уступая шведам 0:2, наши активизировались, отличились четыре раза подряд, но преимущество не уберегли. Как утверждают хоккейные летописцы, из-за ложной осторожности. Шведы с помощью заснеженного льда и выступа в лицевом бортике счет сравняли и стали чемпионами мира. Сологубова признали лучшим защитником чемпионата.
Подводя итоги турнира, Чернышев сетовал на смену поколений, травму Боброва, убеждая, что по мановению волшебной палочки отвоевать золото чемпионата мира не получится. А его армейский оппонент Анатолий Тарасов обещал, что сможет. Его и назначили старшим тренером.
Увы, и Тарасов в одиночку не смог. Спустя пять лет великие тренеры объединились, и началась эра гегемонии сборной СССР.
1973
КОНЬЯК ОТ КУЛАГИНА
Ко второму московскому чемпионату мира Дворец спорта в Лужниках преобразился. Еще осенью во время эпохальной Суперсерии-72 за воротами были натянуты защитные сетки, а фонари представляли собой гигантские шары. В кратчайшие сроки арена была отремонтирована, оснащена современной финской электроникой.
Сам же турнир превратился в европейский междусобойчик. Обиженные на президента Международной федерации хоккея Гюнтера Собецки из Западной Германии канадцы чемпионаты мира с 1970 по 1977 год игнорировали. А сборная США, вице-чемпион Олимпиады-72 в Саппоро, – вот ведь парадокс, – прозябала во втором эшелоне мировых первенств.
Наша команда в двухкруговом турнире выиграла все десять матчей. Поляки были разгромлены – 20:0. А в игре со сборной ФРГ спартаковец Александр Мартынюк забросил 8 шайб. До финальной сирены оставалось немало времени, как вдруг на скамейке запасных тренер Борис Кулагин обратился к своему шефу Боброву: "Сева, смотри, твой рекорд побьют". Как известно, в 1951 году Бобров в матче с ленинградским "Динамо" отличился 10 раз.
Всеволод Михайлович среагировал моментально. "Саша, ты посиди, пусть другие поиграют", – наставник похлопал Мартынюка по плечу. Рекорд устоял.
В заключительном матче турнира со шведами наши вели – 5:4. Следующая шайба становилась 100-й для сборной, юбилейной.
"Кто сможет – тому презент", – кинул клич на лавке Кулагин. Смог капитан команды Михайлов. "Кулагин подарил бутылку отменного армянского коньяка, – рассказал потом Борис Петрович. – Разлили ее на всю команду, каждому досталось по глотку".
Сборная СССР вернула себе звание чемпиона мира. А ветеран Рагулин попрощался с большим хоккеем.
1979
ПОСЛЕДНЯЯ ГАСТРОЛЬ ЯКУШЕВА
К чемпионату мира 1979 года Лужники отремонтировали. Спорткомплекс готовили к домашней Олимпиаде-80. Цены на билеты для граждан СССР и иностранцев сильно разнились. Совершенно официально.
Если на места по центру аборигены могли попасть за 4 рубля, то заграничные гости вынуждены были выложить в 2,5 раза больше.
В фойе Дворца спорта наливали диковинную в те времена кока-колу. К слову, двери для участников чемпионата распахнула Малая спортивная арена в Лужниках, специально отремонтированная к летним Играм-80, а также старенький Дворец спорта ЦСКА на 3500 мест.
Сборная СССР, за два месяца до турнира выигравшая у звезд НХЛ Кубок вызова, доминировала. Своих главных соперников чехословаков наши раскатали 11:1 и 6:1, шведов – 9:3 и 11:3. Худший матч будущие чемпионы мира провели на старте турнира против сборной Западной Германии. Неубедительная победа была "приправлена" жуткой травмой арбитра, попавшего под коньки Лебедева.
Кто бы мог подумать, что ЧМ-1979 станет последним для Александра Якушева, Бориса Михайлова, Валерия Харламова, Владимира Лутченко, Геннадия Цыганкова.
Якушев вообще попал в состав в самый последний момент, заменив молодого горьковского автозаводца Варнакова, участника разгрома звезд НХЛ. ЯК-15 же в Кубке вызова не играл. На чемпионат мира его пригласили по настоятельной рекомендации сверху. Выходил гроза канадцев в четвертом звене и свои четыре шайбы забросил.