Lifestyle
Lifestyle

4 мар 2022 11:00

Эротика в Средневековье. Зачем сегодня смотреть устаревшую лав-стори «Сирано»

Киноэксперт Анна Константинова рассказала о фильме «Сирано»
Читайте нас в ВКонтакте Дзен
Рецензия на мюзикл «Сирано».

Номинант на «Оскар» в категории «Лучшие костюмы» порадует еще и песнями да плясками, ведь это самый настоящий мюзикл. Классическая пьеса 1897 года в новом смелом прочтении Джо Райта. Получилось ли «оживить» древнюю историю о девушке и трех жаждущих ее мужчинах, рассказывает Анна Константинова.

«Сирано» (2021)
мюзикл, драма, мелодрама
Режиссер: Джо Райт
Сценарий: Эрика Шмидт, Эдмон Ростан
В ролях: Питер Динклэйдж, Хейли Беннетт, Келвин Харрисон, Бен Мендельсон, Моника Долан, Башир Салахуддин
Возраст: 12+
Премьера: 24 февраля 2022

В пекарне кондитеры замешивают тесто. Девушка читает письмо. Карлик пишет стихи. Все эти простые действия рождают одни ассоциации. И это при рейтинге 12+. Пускай он вас не сбивает: метафоры здесь не только выпуклые, но и влажные. Красота живет в самых простых и непритязательных вещах, там же живет и любовь.

Низкорослый Сирано де Бержерак (Питер Динклэйдж) — мастак в поэзии и кровопролитии. Но чуткость романтика возобладает над мужеством, когда он видит Роксану (Хэйли Беннетт), девушку свой мечты. Да и весь город от нее без ума, скажем честно. Главный претендент на ее руку — богатый граф де Гиш (Бен Мендельсон), щедро покрывающий свое лицо пудрой. Но сердце рыжей красавицы отдано первому встречному — новобранцу гасконской гвардии Кристиану де Невилетту (Келвин Харрисон). Старая как мир история о разношерстных поклонниках и взбалмошной даме приобрела свежую хрустящую упаковку, но суть-то осталась прежней.

Первоначальная пьеса Эдмона Ростана была героической комедией в пяти действиях. Написанная в стихах, пьеса отличалась длинными монологами и сомнительными шутками. В ней поэт и задира Сирано стыдился своего большого носа, а рост его был среднестатистическим. Но тем глупее и смешнее выглядела его гордость. Есть неисчислимое количество постановок этой драмы, и вместе с этой — аж 10 экранизаций. В нынешней версии существует несколько значительных изменений.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Во-первых, физиологические. Теперь нос Сирано не слишком выделяется на его лице, зато ростом он напоминает гнома. Несколько персонажей, например возлюбленный Роксаны Кристиан, приобрели темную кожу. Эти отхождения от оригинала только добавляют искры во взаимоотношения героев: противопоставления становятся ярче и убедительнее.

Во-вторых, вместо длинных рифмованных монологов актеры поют и танцуют. Именно так они выражают свои мысли, страхи и мечты. Вся музыка для мюзикла была написана членами инди-группы The National. Свойственная им мелодичность и атмосферность уютно устроились в мире «Сирано». А необычные танцы появляются и во время фехтования на шпагах, и во время приготовления булок, и среди случайных прохожих. Визуально непредсказуемые и гармоничные движения дополняют музыку и слова героев.

Кроме того, новый «Сирано» — ни в коем случае не комедия. Фильм Джо Райта — однозначно мелодрама, как и все его работы с Кирой Найтли («Гордость и предубеждение», «Искупление», «Анна Каренина»). Только в этот раз вместо разнообразной игры главной героини режиссер сконцентрировался на невероятном потенциале Питера Динклэйджа. И если остальные актеры играют на одной ноте, выкрученной до скучного абсурда, то роль Сирано открыла талантливому карлику новые возможности. Его выразительная игра проведет зрителей по всем эмоциям, которые испытывает герой. Не сочувствовать ему попросту нельзя: уж очень он иногда похож на кота из «Шрэка». И это можно прочесть как укор, да. Но, честное слово, с собой берите носовые платочки.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Принято считать, что мелодрамы в основном смотрит женская аудитория (и это так, чего уж лукавить). Но по какой-то причине Джо Райт, который умеет рассказывать истории о сложных и интересных героинях, решил нарисовать главную героиню крупными мазками. Что можно сказать о Роксане? Она красива, молода, но ее гордости и глупости нет предела. Если сначала она кажется просто милой девчушкой, искренне мечтающей о любви, то потом Роксана отвернет от себя всех зрителей. Ее необдуманные поступки приводят к хаосу и разрушениям. Ее прихоти разрушают надежды и жизни. Ну и как, спрашивается, ассоциировать себя с этой дамой? А ведь именно так обычно работают мелодрамы с женской аудиторией. То же самое хочется сказать про Кристиана (глупый, храбрый, красивый) и про графа де Гиша (комичный, властный, жестокий). Взяв историю из комедии, создатели оставили большинство персонажей комедийными. Для драмы им недостает личных качеств.

И все же есть в этом плоском сюжете что-то дерзкое. Мастерски снятый мюзикл открывает зрителю другую, не романтизированную, реальность средневековой Франции. Перед нами и грязь, и обшарпанный театр, и безжалостные кровопролития. Немалая часть фильма происходит на войне или после нее. Разруха, настоящая трагедия пропитывают изображение. Даже Сирано, который играючи убивает своих врагов, на самом деле чувствует ответственность за свои поступки. Особо отпечатывается в памяти песня солдат, прощающихся с жизнью перед смертельной битвой.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Но самое главное — это чувственность, пронизывающая все полотно. Упомянутые в самом начале сцены — действительно чистая эротика, хотя ничего запретного вы там не увидите. Просто мужчины и женщины, которые делают тесто, нежно касаясь друг друга руками. Просто Сирано пишет любовное письмо, окунув перо в чернильницу и оставив блестящие буквы на бумаге. Просто Роксана читает письма в постели, раскидывая простыни и путая аккуратные кудри. Почему-то платоническая любовь здесь кажется запретной, а на экране словно не экранизация классической пьесы, а новые «50 оттенков серого». И все это с музыкой, проникновенными песнями и плавными-плавными па!

Этот мюзикл может расстроить с точки зрения предсказуемого, устаревшего сюжета, но подобное зрелище на большом экране — редкость. Невероятные декорации, отмеченные профессионалами костюмы, танцы, музыка и подтекст не могут оставить равнодушными. Ведь в конце концов все мы хотим лишь одного — любви.