21 января 2019, 11:15
Легендарный Магомедхан Гамзатханов, известный в мире ММА как Волк Хан, был одним из тех, кто работал с Федором Емельяненко в самом начале его пути. В успехах Последнего Императора он сыграл не последнюю роль. В преддверии боя с Райаном Бейдером в финале "Гран-при" Bellator Волк Хан рассказал "СЭ" о том, как Федор начинал, как был популярен в Японии и как побеждал соперников до выхода на ринг.
– Как Федор оказался в профессиональном ММА? Как происходил его переход из любителей?
– Тогда доминирующим клубом в ММА была тульская школа – моя школа. Это не мною придумано, журналисты проводили специальный опрос и признали мой клуб лучшим в мире. Соответственно, все, кто хотел выступать, приезжали в Тулу. Это были не только ребята из России, были и бойцы из стран СНГ, из Болгарии. Одним из тех, кто пришел ко мне в клуб, был Федор. Он ничем не отличался от других, был такой же международник по борьбе. Но было сразу видно, что у него есть цель – Федор с первого дня очень хотел выступать в профессиональных боях. Он трудился больше всех. Я сразу ему сказал, что у него хорошее будущее, что он будет великим спортсменом, но для этого нужно подготовиться. Он тренировался в моем клубе, я его ставил на соревнованиях против болгар, против грузин. Потом позвонил менеджеру Владимиру Погодину, попросил включить Емельяненко в список тех, кто едет в Японию на бои RINGS. Первый бой был с бразильцем Рикарду Ароной. Я сделал все возможное, что Федору отдали победу. Были серьезные дебаты за кулисами, чуть до драки не дошло – хотели отдать победу Ароне. Я настоял, что ему ее отдавать нельзя. Тем более бой был равный.
– У вас было такое большое влияние на судей?
– Конечно, я мог влиять, я там чемпионом был сколько лет! Бразильцы шумели, помню, страшно. Можно было кому угодно отдать победу. Но отдали Федору во многом благодаря мне. Все, кто выезжал в Японию, минуя меня, проигрывали. Они не готовились к боям. А я неподготовленных не пускал. Многие олимпийские чемпионы вылетали сразу. А в моей школе мы готовили ребят физически, психологически. Поэтому школа и доминировала.
– Существовала вероятность, что Федора подписал бы UFC, а не RINGS?
– Не было. Я сам в свое время подавал заявку в UFC, меня вычеркнули из списка. Они посмотрели, как я выступаю в RINGS и не стали меня брать. Что качается Федора – я на UFC даже не смотрел. Они тогда были не такие сильные, как RINGS, наши бои котировались в Азии и в мире тогда намного выше. Очень многие наши бойцы потом оказались там.
– Откуда у Федора Емельяненко взялось прозвище Последний Император?
– Это придумали японцы, но уже во времена Pride. Почему? Я вам так скажу: у меня с Федором сейчас нет отношений, мы много лет не общаемся, но это самый великий боец ММА не только в России, но и в мире. Его 10 лет никто не мог побить. А какие были соперники? Бывает так, что нет сильных, не с кем соревноваться, но там же была целая плеяда великих спортсменов, он побил их всех. Поэтому, наверное, и дали такое прозвище.
– Насколько Федор был популярен в Японии?
– Он был героем своего времени. Было время, когда 45 тысяч зрителей приветствовали меня. А потом пришло его время. Он завоевал азиатский рынок. Много лет подряд он бы самым популярным спортсменом Японии среди иностранцев. Его знали все от мала до велика. В России о нем узнали намного позже. А до этого отказывались о нем писать. Не признавали. Не понимали, что он прославляет Россию за рубежом.
– Поговорим о делах наших дней. Выиграл ли он у Фабио Мальдонадо в Питере летом 2016-го?
– Если честно, я, как и многие, очень сомневаюсь. Надо отдать Федору должное за его волю, но победа очень спорная.
– Почему он почти перестал бороться с 2009 года, предпочитая работать в стойке?
– Вы знаете, я в жизни встретил двух борцов, двух настоящих глыб. Первый – олимпийский чемпион Давид Хахалейшвили (дзюдоист, выиграл Олимпиаду-1992 в Барселоне, позже выступал в самбо, провел три боя в ММА. – Прим. "СЭ"). Тот как столб стоит, пройти просто невозможно. И второй – Федор Емельяненко. С ним почти невозможно было бороться, я пытался. Почему он сейчас почти не борется? Для меня это непонятно. Он всегда был сильный очень борец. Но с возрастом каждый начинает искать короткий путь к победе. Ты думаешь, что сильный, но внутреннее сознание тебя не пускает, сдерживает. Может, он думает, что если будет бороться, то дыхалка его закроет. Возможно, думает, что в ударной технике он сейчас сильнее.
– Что делает Федора особенным?
– Во-первых, у него дух – на десять человек хватает. Нет никакого мандража перед боем, нет боязни. Он, выходя на ринг, уже побеждает. Второе – его труд. Я видел много спортсменов, я сам – пахарь из пахарей, но Федор – это вообще что-то невозможное. Он работает как никто. И третье – у него голова работает на ринге. Есть, извините, тупые бойцы: хоть 24 часа в сутки его тренируй, он высоко не поднимется. А Федора тренируешь – он все схватывает на лету.
– Каковы его шансы в бою с Райаном Бейдером?
– Нет сомнений, что он выиграет. Очень хочу, чтобы это случилось, и он ушел из спорта как Император. У него есть все для победы. Бейдер – соперник сильный, но нет в нем ничего особенного. Ему нечем удивить Федора.
– Как Федору нужно действовать, чтобы победить?
– Бейдер пойдет бороться. Федор должен быть к этому готов, и можно попробовать победить болевым приемом.