ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШИЙ ДИВИЗИОН |
МЕЖСЕЗОНЬЕ: КТО КУДА |
САМАРОНИ
САМАРСКИХ ДЕВУШЕК ПРОСЯТ НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ
К откровенному разговору о переезде в Самару бразилец Самарони (не сочтите за тавтологию!) вчера утром оказался нерасположен. Ничего удивительного в этом нет, потому что днем ему предстояла, возможно, решающая встреча с руководством "Спартака". Поэтому главные вопросы пришлось отложить до заключительной части интервью, когда мой собеседник все-таки "раскололся".
В РОССИИ Я КАК ДОМА
- Вы, Самарони, играете в России уже два с половиной года, то есть больше, чем любой другой бразилец. Можете сравнить себя тогдашнего с нынешним?
- Конечно. Никогда не забуду день, когда приехал в Россию. Многое для меня тогда было удивительным - начиная с очень широких по бразильским понятиям московских улиц и кончая жаркой погодой. Некоторые из моих друзей до сих пор не верят, что летом в России может быть так же жарко, как и в Бразилии. Но это первые впечатления, а вообще вначале я чувствовал себя здесь потерянным и одиноким.
- А сейчас?
- Сейчас все изменилось. Я ощущаю себя как дома. Можно сказать, адаптировался полностью. Научился говорить по-русски и решать бытовые проблемы, привык к холодной погоде зимой, да и ко всему остальному.
- Морозов, значит, не боитесь?
- Нет. Надеваю шапку, перчатки, две пары штанов. И на тренировках ноги больше не мерзнут. В общем, это не проблема.
- Не жалеете, что в августе 1996-го перебрались в Россию?
- Нисколько. Я уже сказал, что мне здесь хорошо. Иногда я даже инстинктивно начинаю говорить по-русски и только потом соображаю, что общаюсь с собеседником не на родном португальском.
- Любопытно, почему именно вы задержались в России так долго?
- Наверное, я лучше других приспособился к российскому футболу. Да и друзей у меня теперь в России примерно столько же, сколько в Бразилии.
- Разве бразильский футбол похож на российский?
- Не очень. В России ценятся дисциплина на поле, тактика команды, способность футболиста побороться, отдать все силы игре, а вот в Бразилии больше любят играть красиво и технично, показать оригинальный финт. Там никогда не забывают, что футбол - это прежде всего игра и что она существует для зрителей.
- Кстати, вы смотрели недавний матч сборных Бразилии и России?
- Естественно. Думаю, Россия должна была послать за океан более сильную команду. А так - результат по игре.
- Кто-нибудь из "русских" бразильцев, по-вашему, мог бы попасть в сборную Вандерлея Люксембурго?
- Леонидас и Робсон. Не знаю, почему тренер нашей сборной не хочет их пригласить.
- Когда ехали в Россию; у вас наверняка была какая-нибудь мечта. Она исполнилась?
- Да. Во-первых, в составе "Спартака" я стал чемпионом России, хотя почти и не играл за него. Зато в праздновании победы участвовал по полной программе! А во-вторых, мне посчастливилось познакомиться с одним из моих кумиров - Ринатом Дасаевым, которого я впервые увидел по телевизору еще на чемпионате мира 1982 года. В последнее время мы много общались с ним на базе в Тарасовке, причем говорили и по-русски, и по-испански.
- Важно ли то, что с вами рядом постоянно находится ваша семья?
- Очень. Я не чувствую себя одиноким, как раньше, меньше тоскую по родине. Вообще я семейный человек: люблю повозиться с сыном, поговорить с женой.
С ТАРХАНОВЫМ И РОМАНЦЕВЫМ ИНТЕРЕСНО
- У Тарханова вы играли почти постоянно, у Романцева - очень редко. В чем причина?
- Наверное, этот вопрос лучше задать самим тренерам. Полагаю, что у Романцева просто более сильная команда, острее конкуренция, и чтобы попасть в состав, требуется немало времени. Даже у Робсона на адаптацию ушел почти год. Впрочем, интересно работать с обоими.
- Где вам было интереснее работать - в ЦСКА, "Торпедо" или "Спартаке"?
- В ЦСКА и "Спартаке", потому что там творческая обстановка и потому что оба клуба ставили высокие задачи, в то время как "Торпедо" в основном боролось за выживание.
- Какая из этих команд наиболее "бразильская"?
- Без сомнения, "Спартак". Это техничная команда, которая играет в зрелищный футбол. Не случайно у нее в России так много болельщиков.
- Могли бы назвать лучших, на ваш взгляд, российских футболистов, с кем вам приходилось тренироваться и играть в одной команде?
- Таких игроков было немало. А лучшими среди них считаю Хохлова, Цымбаларя, Титова, Парфенова, Бушманова и Машкарина.
- Это правда, что в "Спартаке" какая-то особая атмосфера?
- Да. По-моему, это самая дружная и сплоченная команда в России. Футболисты непринужденно общаются между собой, много шутят и подначивают друг друга, хотя, когда надо быть серьезными, все сразу сосредоточиваются.
- С кем из спартаковцев вам наиболее интересно общаться?
- С Цымбаларем и Сметаниным.
- Когда "Спартак" встречался в Лиге чемпионов с "Интером" и "Реалом", удалось ли вам поговорить с вашими выдающимися соотечественниками Роналдо, Роберто Карлосом и Савио?
- Мы перебросились несколькими фразами. Для меня важнее другое: игры "Спартака" дают мне уникальную возможность ощутить атмосферу таких великих стадионов, как "Сан-Сиро" в Милане и "Сантьяго Бернабеу" в Мадриде. Для любого футболиста это большая честь.
- Как вы думаете, у "Спартака" есть шанс победить "Реал" на его поле?
- Конечно. По-моему, и технически, и физически, и психологически спартаковцы к этому готовы.
В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ БОЛЬШЕ ПОРЯДКА
- Что самое трудное для бразильского футболиста в России?
- Однозначного ответа нет. Для одного - это зимний холод, для другого - ностальгия, для третьего - понять русский характер.
- В России "засветились" уже почти два десятка бразильских футболистов. Кто из них наиболее знаменит в Бразилии?
- Робсон и Леонидас. Прежде всего потому, что оба в свое время играли за элитные бразильские клубы: Робсон за "Коринтианс", а Леонидас - за тот же "Коринтианс" и "Гремио". Впрочем, Карлоса торсида тоже знает.
- В чем причина того, что бразильцы в последнее время стали активно осваивать футбольную Россию?
- В вашей стране больше порядка в организации футбольного дела, чем в Бразилии. Там больше обещают, чем делают, постоянно задерживают выплату зарплаты и премиальных. Да и деньги в российском футболе крутятся более значительные, чем в бразильском.
- Почему бразильские футболисты часто меняют клубы в России? Леонидас, например, побывал во всех московских командах, кроме "Локомотива", вы тоже - в трех.
- Не каждому удается найти общий язык с тренером и новыми партнерами. Впрочем, это проблема интернациональная.
- Когда вы сидели на лавке в "Торпедо" и "Спартаке", у вас не было желания пополнить бразильскую "колонию" в тульском "Арсенале"?
- В общем-то нет. Мне хочется играть в высшем дивизионе, хотя матчи торпедовцев с липецким "Металлургом" и раменским "Сатурном" показали, что уровень первого дивизиона тоже достаточно высок. А с бразильцами из Тулы я регулярно перезванивался.
- С кем из "русских" бразильцев вы наиболее дружны?
- С Робсоном.
О ПЕРЕЕЗДЕ В САМАРУ УЗНАЛ ИЗ "СЭ"
- Что для вас лучше: быть запасным в "Спартаке" или играть в составе более скромной команды?
- Трудно ответить на этот вопрос. В данный момент мне очень хочется играть, в идеале - в "Спартаке", если нет, то где-нибудь еще.
- У вас были предложения из зарубежных клубов?
- Только из Бразилии, от двух команд штата Сан-Паулу.
- А если бы поступило предложение из Европы, вы уехали бы из России?
- Только если условия будут не хуже, чем в Москве.
- О том, что Тарханов хочет взять вас в "Крылья Советов", вы уже знаете?
- Да, узнал об этом из вашей газеты. В день публикации этой заметки спартаковцы с утра замучили меня одним и тем же вопросом: "Читал "СПОРТ-ЭКСПРЕСС"?" Я сначала думал, что меня разыгрывают, а поверил, только когда прочитал сам.
- Вы уже подписали контракт?
- Пока нет, ведь у меня до середины декабря контракт со "Спартаком". Но я уже встречался на этот счет с Тархановым в присутствии моего агента, и в целом мы все обговорили.
- Вас устраивают предложенные условия?
- Вполне.
- Они сопоставимы с деньгами, которые вы имели в ЦСКА, "Торпедо" и "Спартаке"?
- Они точно такие же.
- Вы довольны?
- Я рад прежде всего потому, что Тарханов вновь обо мне вспомнил.
- Что, на ваш взгляд, этот тренер ценит в вас больше всего?
- Серьезное отношение к делу.
- Надеетесь попасть в Самаре в основу?
- Для этого предстоит немало попотеть на тренировках.
- На какой позиции вам бы хотелось играть?
- В центре полузащиты.
- Вы уже были в Самаре?
- Да, я туда ездил с "Торпедо", и город мне очень понравился. А еще Волга там очень красивая.
- Можете вспомнить кого-нибудь из футболистов "Крыльев Советов"?
- Прежде всего - вратаря Шишкина, который в свое время играл в Бразилии. Вообще о Самаре мне много рассказывал Витя Булатов, мой бывший партнер по "Торпедо".
- Говорят, что в Самаре самые красивые девушки в России...
- Об этом я тоже знаю. Цымбаларь даже научил меня русской песенке: "Ах, Самара-городок..." Но самарских девушек прошу не беспокоиться, поскольку я еду на Волгу с семьей.
- С вашей фамилией, по-моему, в Самаре теплый прием вам гарантирован, не так ли?
- Между прочим, с первого дня в "Спартаке" меня звали не иначе, как Самара.
- Вас не смущает то, что уровень жизни в Москве и в российской провинции совсем разный?
- Нет. Я еду туда прежде всего работать.
- Не жаль уезжать из Москвы?
- Немного жаль. Мне очень нравится вид из окна моей квартиры на парк в Сокольниках - просто невероятно: летом здесь все зелено, а сейчас белым-бело. Ничего подобного в Бразилии нет.
- По данным нашей газеты, вместе с вами в Самару летят еще два бразильца - Леонидас и Жоржиньо. Первый довольно хорошо известен уже и в России, второй меньше...
- Жоржиньо - нападающий, ему 23 года, в этом сезоне он играл за тульский "Арсенал", и не без успеха.
- Кстати, а чем занимается сейчас Леонидас?
- Отдыхает в Бразилии и залечивает травму колена. Я очень рад, что мы снова будем играть за одну команду.
- Сами-то собираетесь отдохнуть?
- Только после матча с "Реалом". Я уже почти год не был в Бразилии, поэтому для начала навещу родителей, а потом поеду с семьей на курорт Порту Сегуру в штате Баия.
Владимир КОНСТАНТИНОВ