ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ МИРА |
ПУТИН И ФАЗЕЛЬ ВСТРЕТИЛИСЬ В ПИТЕРЕ,
КАК СТАРЫЕ ДРУЗЬЯ
Владимир МОЗГОВОЙ
из Санкт-Петербурга
СТОЛИЦА ХОККЕЙНОЙ ДЕРЖАВЫ
Если бы у гимна России были слова, его в субботу вечером пели бы. Совершенно искренне и без всякой оглядки, ибо бывают, пусть и нечасто, моменты, когда никто своих чувств не скрывает, показухой и не пахнет, единое дыхание возникает не по воле режиссера, а словно само по себе. "Вроде как и не у нас", - произнес кто-то в ложе прессы, и была в этих словах доля правды: просто радоваться жизни мы почти разучились. Дойдя в отрицании всего и вся до таких пределов, за которыми начинается саморазрушение. Ирония - высокое чувство, но отчего же мы, когда другие поют свой гимн чуть ли не со слезами на глазах, их сентиментальности не понимаем? В вечер торжественного открытия чемпионата эмоций никто не стыдился. И если бы были слова...
Звезды сошлись в этот промозглый весенний вечер. Новый Дворец, новая сборная, новый президент, опять же Пасха, плавно переходящая в Первомай - все это выплеснулось на новой арене ярко и легко, заставив вспомнить, что хоккей - предмет нашей национальной гордости, Питер - северная столица, Россия - великая держава. Сотворцом праздника мог считать себя каждый.
ЦВЕТ ПРАЗДНИКА
Определяющие цвета трибун на матчах внутреннего чемпионата - коричневый, черный, серый. Как живем, так и одеваемся, фаны не в счет, палитру определяют не они. 29 апреля трибуны новой арены радовали глаз весенней пестротой, это тоже создавало настроение и настраивало на мажорный лад, камеры телеоператоров то и дело выхватывали и демонстрировали на телемониторах, не побоюсь сказать, одухотворенные лица - в основном представительниц прекрасного пола, а присутствие оных на хоккее - хороший знак, российские флажки были в руках каждого третьего, на трибунах зияла лишь одна брешь, да и то не по вине болельщиков - это были резервные места Международной федерации хоккея. "Волну" по ходу матча Россия - Франция делали с такой легкостью, словно специально репетировали, и прокатывалась она по распахнутому пространству зала раз десять.
На телекартинке это все смотрелось неплохо, но передать атмосферу она не в состоянии, потому что одно дело - смотреть, другое - находиться внутри действа. От клича "Рос-си-я! Рос-си-я!" мурашки по коже бежали, благо акустика на новой арене сумасшедшая. Можно представить, что будет при переполненных трибунах.
Саму церемонию открытия провели скромно и достойно, без чрезмерной помпезности и многочисленных девиц в кокошниках в качестве непременного антуража. Петербургский ледовый театр в своей композиции "Праздник хоккея" массовостью не давил, современный вариант незатейливой песни "Трус не играет в хоккей" был к месту, 16 фигуристок с флагами стран-участниц подытожили аккуратность церемонии, запутавшийся шнур микрофона вызвал только легкую улыбку, выступления официальных лиц были столь же официальны, сколь и теплы, не по бумажке, а от сердца.
Владимира Путина встретили восторженно - это факт. Чемпионаты мира открывают первые лица, это в порядке вещей. То, как к земляку относятся петербуржцы, тоже вполне объяснимо. А то, что президент - человек спортивный, только добавляет ему "белых шаров".
ПУТИН НА ХОККЕЕ
Президент России (удаление приставки "и.о." - вопрос дней) прибыл на торжественное открытие чемпионата мира, как и обещал в свое время еще на Кубке "Балтики" президенту ИИХФ Рене Фазелю. Встретились они, как старые друзья.
Проход из правительственной ложи ко льду без соприкосновения с болельщиками был только через так называемую смешанную зону, которую на время церемонии и после матча закрыли (журналисты именно там должны были общаться с игроками, но мы не в обиде). За самой церемонией четверка "открывателей" наблюдала, стоя у бортика. Не знаю, ожидал ли Владимир Владимирович такого приема, но то, что он взволнован, было видно. Речь президента это подтвердила: хорошей игры пожелал всем, но уж, извините, болеть будем за своих. Рев восторга.
В правительственной ложе уже ждал почетный гость - новый премьер-министр Японии Иосиро Мори, для которого второй за день матч по диковинному хоккею был, пожалуй, перебором, но болеть, так болеть. Согласно протоколу в ложе хоккейных официальных лиц быть не должно. А чувствовалось, что нашему президенту хочется поделиться впечатлениями со специалистами. То, что хоккей нравится, было видно и так.
Дальше протокол сломался по вине этой самой атмосферы. Путин спустился в ложу VIP, где пообщался на хоккейные темы. Фазель поднял бокал, приготовился сказать тост, остановился в поисках переводчика, а Путин предложил Фазелю, который швейцарец, говорить на родном немецком и сам выступил в роли переводчика. Нормально.
А потом в раздевалке персонально поблагодарил каждого хоккеиста российской сборной за игру. Что тоже не было предусмотрено протоколом.
На этом и завершим светскую хронику. Может быть, продолжим 14 мая.
СПАСИБО, РЕБЯТА!
Да не обидится на меня Александр Якушев, но кафтан облезлого барина с эмблемой "Спартака" был не к лицу главному тренеру сборной. За два дня до чемпионата он его сбросил и как-то раскрепостился. Общался с журналистами на пресс-конференции очень достойно, не уходя от острых и порой не очень тактичных вопросов, четко формулируя мысль, не скрывая озабоченности. Думаю, последние дни дались Александру Сергеевичу, как и всему тренерскому штабу сборной, очень непросто.
От наигранного в ходе сезона состава осталась едва ли треть. Безумно жаль талантливых и отдававших сборной все силы ребят, которые были "отцеплены" в самый последний момент. Не лоббирую чьи-то интересы, нет, но некое чувство обиды за российский чемпионат присутствует, от него никуда не денешься. Получается, что российские сборники, чтобы попасть в состав, должны быть на голову выше заокеанских звезд ("неприкасаемых" в виду не имею). В будущем году звездный вариант вряд ли получится, и многое придется восстанавливать заново, такие рубцы долго не заживают.
С другой стороны, сборная Якушева в чисто российском ее варианте смотрелась, прямо скажем, не более чем ординарной командой. Способной на сверхусилие, с характером, но игрой напоминавшей о советской хоккейной школе лишь отдаленно. Задача и ей была бы поставлена самая высокая, но для ее решения потребовалось бы немало дополнительных факторов.
Буре, Каменский, Яшин (называю по алфавиту) и, надеюсь, другие могут придать хорошей команде черты классной. От других эпитетов до поры до времени воздержимся. Всеобщая эйфория тут ни к чему. Выигрывают не авторитетом имен, а командой. Как раз об этом главный тренер сборной и говорил.
И все-таки жаль, что единственного чемпиона мира-93 Валерия Карпова мы в форме сборной России здесь не увидим...
БОЛЕТЬ ТОЖЕ МОЖНО ТАЛАНТЛИВО
- Ребята, может, как-нибудь проведете? Ну не хватает на билет...
- Да не можем, не можем провести. Сами едва проходим, только через один вход, "восьмерочку", через строгий кордон с проверкой по полной программе (в "Юбилейном" в отличие от новой арены атмосфера более домашняя. - В.М.).
Аплодирую питерским болельщикам. Презрев благоглупости "пакетных вариантов" (тот, кто это придумал, определенно живет не в России), не обращая внимания на организационную неразбериху во время продажи билетов (раз очереди нет, надо ее создать), Питер валит на хоккей, и за полчаса до начала матча Белоруссия - Украина подняться по эскалатору станции метро "Проспект Большевиков" уже непросто. Объявление "Все билеты на матч Россия - США проданы" сопровождается тяжелым вздохом, но из очереди никто не уходит - матчей впереди много.
Талантливо болеют петербуржцы. Свежо. Так бы сам все бросил и отдался этой стихии.
Из "десантных" групп на новой арене и возле нее отличается - по-разному - латвийская, наиболее многочисленная и "отвязная". Стычки между болельщиками не исключены, и какое-то подобие их уже было, хотя меры по обеспечению мира и безопасности предприняты в Санкт-Петербурге экстраординарные.
Атмосфера вокруг новой арены - как во время чемпионата мира вокруг "Глобена" в Стокгольме, "Хартвал-Арены" в Хельсинки, да как везде. Пиво, братание, совместные съемки, речевки - одним словом, нормальное болельщицкое коловращение. Только окружают супердворец унылые многоэтажки "Веселого поселка" (так, кажется, называют здесь этот неблагополучный район), в 200 метрах по проспекту уже ничего не напоминает о празднике хоккея и о Санкт-Петербурге - обычное российское спальное захолустье со всеми сопутствующими окраине явлениями, ночные прогулки небезопасны, это вам не Европа.
А жаль.
БУДНИ И ПРАЗДНИКИ
...Все уже было, кроме снега. Питер есть Питер, за день погода может смениться не раз, такая нынче весна - от плюс 30 до минус 2. На хоккейном барометре пока ясно и безоблачно, штормить начнет через несколько дней, причем неизбежно - в конце этой недели завершается предварительный и начинается квалификационный раунд, в следующий праздничный вторник восьмерка лучших выстроится в стартовой позиции перед плей-офф.
Для кого-то сплошные праздники, для кого-то рабочие будни. Нормальный ход.
P.S.Естественно, все это было написано до злополучного первомайского вечера. Тем не менее ничего исправлять не стал, потому что действительно и праздник был, и болели талантливо, и все еще впереди.
В театре есть неписаный закон второй премьеры, которая непременно проваливается. Потому что обласканный овациями первого вечера солист еще купается в лучах славы, статист не может вспомнить свою реплику: "Кушать подано", монтировщик не то чтобы не протрезвел - он и в сознание не приходил... И как ни бьется режиссер, все идет не так. Публика, соответственно, глядя на все это, мрачнеет и забрасывает сцену в финале тухлыми яйцами. Иногда помогает.