Газета Спорт-Экспресс № 148 (2344) от 4 июля 2000 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июля 2000 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. Девятый этап. ГРАН-ПРИ ФРАНЦИИ

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА СЕЗОНА
НАЧИНАЕТСЯ С ПОЛЕМИКИ ШУМАХЕРА И КУЛТХАРДА

Завершившийся в минувшие выходные на автодроме Маньи-Кур в Невере "Гран-при Франции" вновь оживил интригу 51-го чемпионата мира. Напомним, что гонку в первый уик-энд июля блестяще выиграл шотландец Дэвид Култхард, второй пилот "Макларена", нынче имеющий все шансы стать наконец-то первым. Поскольку его главный соперник - двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер из "Феррари" - уехал из Франции с баранкой, Култхард существенно сократил свое отставание от немца в общем зачете - теперь вместо 22 очков их разделяет только 12.

ШУМАХЕР НЕ РАД ТОМУ, ЧТО ЕГО СЛОВА ОКАЗАЛИСЬ ПРОРОЧЕСКИМИ

Пожалуй, самым разочарованным в минувший уик-энд был лидер сезона Шумахер-старший. Невероятно уверенная победа в квалификации, увы, обернулась полным фиаско в гонке. После финиша выяснилось, что обе "Феррари" маялись с покрышками, которые в страшную жару разрушались почему-то гораздо быстрее, чем на "Макларенах", - именно этим спортивный директор Скудерии Жан Тодт объяснил тот факт, что, несмотря на блестящий старт, алым болидам так и не удалось оторваться от "серебряных стрел" соперников. Впрочем, по всеобщему мнению паддоков, сильная изнашиваемость резины на "Феррари" может объясняться довольно просто - жестким и настойчивым прессингом со стороны "Макларенов", которые были явно быстрее и не давали лидерам ни секунды передышки, постоянно заставляя и Шумахера, и Баррикелло вкалывать на пределе возможностей. Что в итоге дало нужный результат, поскольку отказ мотора на машине двукратного чемпиона мира тоже стал следствием работы в стрессовом режиме.

- Да, я расстроен, но это - автогонки, в которых случается все, что угодно, и изменить что-либо не в моих силах, - сказал, покидая Маньи-Кур, Шумахер. - Перед началом уик-энда я сказал, что вопрос о победителе сезона остается открытым, и, к несчастью, обстоятельства ярко продемонстрировали справедливость этих слов.

КУЛТХАРД ЖДАЛ ПОДВОХА И В МОМЕНТ ВТОРОЙ АТАКИ

Что творилось в лагере "Макларена" после финиша "Гран-при Франции", словами передать невозможно. Команда Рона Денниса состоит из сплошных оптимистов, но, честно говоря, после всех неприятностей с техникой, свалившихся на "Макларен" за два дня, мало кто верил, что конец у уик-энда окажется столь прекрасным. Приятнее всего было наблюдать за техническим директором команды Эдрианом Ньюи, которого Мика и Дэвид щедро смочили победным шампанским на подиуме и который позже запивал свое счастье баварским пивом с невероятным выражением счастья и покоя на лице.

А вот у главного героя гонки Дэвида Култхарда покоя не было - он едва успевал отбиваться от настойчивых журналистов, которым явно было мало официальной пресс-конференции. Лейтмотивом высказываний победителя "Гран-при Франции" были такие слова: "Я невероятно счастлив, что выиграл гонку в высшей степени спортивном стиле".

- Во время гонки вы выглядели таким уверенным, таким быстрым, таким агрессивным и спокойным одновременно. Неужели не было ни одного момента, когда бы вы усомнились в своей победе?

- Как не быть! В самом начале, когда после старта я обнаружил себя на 3-м месте. Одно дело - знать, что в твоих руках быстрейшая машина, совсем другое - найти место и время для того, чтобы на этой машине обогнать соперника. Поначалу "Феррари" Рубенса казалась мне быстрее моего "Макларена", к тому же были некоторые проблемы с недостаточной поворачиваемостью. Но затем все вошло в норму, и я смог по-настоящему распорядиться мощью, которую предлагала мне моя машина. Она была хороша на торможении, а благодаря максимально облегченной задней аэродинамике - и чрезвычайно быстра в конце прямых, что давало необходимое преимущество при попытке обгона. Именно над этими двумя показателями мы работали неделю назад на тестах. Как видите, не зря. Так что я знал, что могу обогнать и Баррикелло, и Шумахера, оставалось только взвесить возможный риск и правильно выбрать момент для атаки. Оба обгона были очень трудны. Но гонка получилась великолепной.

- После своей первой атаки на Шумахера вы выглядели немного рассерженным...

- Хочу извиниться за некорректный жест, который позволил себе, но вы должны меня понять! Я ведь прекрасно знаю, что для того, чтобы сохранить шансы на борьбу за титул, я должен выигрывать здесь и сейчас. Что и старался сделать. И абсолютно уверен, что в первой попытке атаки имел нужное преимущество над Михаэлем для того, чтобы выйти в лидеры. Но он осознанно попытался выдавить меня с трассы. Конечно, вы можете сказать, что он имел на это полное право, поскольку защищал свою позицию и шел по лучшей траектории. Он действовал неспортивно, и мы лишь чудом избежали столкновения. Поймите меня правильно - я не боюсь борьбы один на один и не хочу, чтобы мне уступали дорогу. Я просто хочу доверять тем людям, с которыми вместе выхожу на старт и рядом с которыми рискую жизнью. Кстати, во время моей второй атаки я исподволь ждал, что он попытается захлопнуть калитку. К счастью, он увидел, что я уже довольно глубоко вошел в поворот по внутреннему радиусу, и остался на своей траектории. И, между прочим, в отличие от Михаэля Рубенс в момент моей атаки действовал предельно честно и чисто.

- Что вам нужно для того, чтобы и в квалификациях регулярно опережать Шумахера?

- В том, что касается скорости, то сейчас мы не имеем над "Феррари" того полусекундного преимущества, которое было, скажем, два года назад. Обычно вопрос решают одна, в лучшем случае две десятые. Поэтому все, что мне нужно, чтобы выигрывать у Шумахера в квалификации, это немножко удачи. Которая в последнее время чаще играет на его стороне.

Любопытная деталь: Шумахер, которому моментально пересказали комментарии шотландца по поводу его защитных действий, пожал плечами: "Не понимаю, на что он жалуется. Мне гонка понравилась. Что же касается моих маневров, то не вижу в них ничего предосудительного. Впрочем, допускаю, что у Дэвида может быть иная точка зрения".

Напомню на всякий случай, что у Шумахера и Култхарда это не первый случай разной, скажем так, трактовки правил джентльменского поведения на трассе. Два года назад в Спа, если помните, дело чуть до драки не дошло.

ХАККИНЕН РАД ЗА СЕБЯ, ЗА КОМАНДУ И ЗА НАПАРНИКА

Вопреки ожиданиям, двукратный чемпион мира из "Макларена" Мика Хаккинен, чьи шансы на то, чтобы отстоять принадлежащий ему титул, с каждой гонкой становятся все призрачнее, покидал Маньи-Кур отнюдь не в подавленном расположении духа. Напротив - финн выглядел вполне довольным.

- Судя по всему, сейчас вы вновь ощущаете уверенность в том, что можете выигрывать у "Феррари". А возможно, и у собственного напарника?

- А я этой уверенности никогда и не терял. И нынешним результатом доволен. Это был фантастический день и для команды, и для Дэвида, и для меня. Каждый проделал напряженную работу, чтобы одолеть свалившиеся на нас в нынешний уик-энд трудности. Вы не знаете всего, что было, поэтому и не можете как следует оценить результат.

- Намекаете на то, что и с вашей машиной были какие-то проблемы?

- Механических не было. Я просто имел в виду ту колоссальную работу, которую вынуждены были за два дня проделать механики Дэвида. Это только на первый взгляд кажется, что, когда проблемы случаются не на твоей машине, а на машине напарника, тебя это не касается. Еще как касается! К тому же и моим парням пришлось попотеть в ночь на воскресенье, внося коррективы в настройки после неудачной субботней квалификации. Так что в нашем дубле есть немалая заслуга и ребят из гаража.

- Вы хотите сказать, что сейчас, учитывая упомянутые вами коррективы, вы кое-что сделали бы в субботу иначе?

- Определенно. Только не спрашивайте, что...

- Но в чем были проблемы - в машине или в вас?

- Не во мне. Но ни в пятницу, ни в субботу я так и не смог толком понять, что же мне мешает как следует использовать потенциал машины. К тому же я не доверял ей в виражах. Ночью мы проделали кардинальные изменения - и утром в воскресенье машина пошла почти так, как мне бы хотелось в идеале. Так что страшно рад этому второму месту. Оно досталось ценой настоящей работы, а не свалилось как подарок небес.

- Значит, вы полностью уверены в том, что смогли бы опередить Шумахера и без его проблем с мотором?

- Совершенно уверен. Это был лишь вопрос времени. Я продержался за ним довольно много времени для того, чтобы понять, как он проходит повороты, и выбрать момент для атаки.

- Маневр, который он предпринял, обороняясь от атаки Дэвида, вас не насторожил?

- Я достаточно долго соревнуюсь с Шумахером, чтобы на меня производили впечатление эти его приемчики.

- Не было желания погоняться с напарником?

- Оно у меня есть всегда. То же касается и Дэвида (улыбается). Просто пока он выпасал Шумахера, я старался его зря не тревожить, а потом, когда Шумахер сошел, выяснилось, что Дэвид опережает меня на 15 секунд. Можно было бы попытаться отыграть гандикап, но я не стал этого делать. Слишком хорошо все складывалось для команды. Поэтому я просто доезжал гонку, одним глазком наблюдая за тем, чтобы не подпустить к себе Баррикелло.

ВИЛЬНЕВ СТАВИТ БАР ПОЧТИ НА ОДНУ СТУПЕНЬ С "ДЖОРДАНОМ"

Объявление о том, что с будущего сезона команда "Джордан" будет экипирована такой же "Хондой", как и болиды БАРа, получило неожиданный резонанс. Ни для кого не секрет, что по статусу ирландская конюшня гораздо выше, чем детище Крэйга Поллока. И тот факт, что японцы решились отдать Эдди Джордану свои прекрасные моторы, должен был стать тревожным звоночком для БАРа. Чтобы убедить японцев в своей конкурентоспособности, БАР кровь из носу должен оказать достойное сопротивление "Джорданам".

В минувшее воскресенье усилиями Жака Вильнева задача была выполнена. Всю гонку желтые болиды Эдди Джордана были непосредственными конкурентами машины экс-чемпиона мира, в конце прибавилась головная боль в виде мощного "Уильямса-БМВ" Ральфа Шумахера, однако опередить упрямого канадца соперникам не удалось. И теперь в Кубке конструкторов между "Джорданом" и БАРом всего два очка!

"Джорданы" канадец опередил уже на старте. "Старт получился у меня настолько хорошим, что я сам удивился", - признался Вильнев. А воодушевленный менеджер БАРа Крэйг Поллок сказал, что это была лучшая командная работа с момента создания его команды.

Выступление Вильнева получило резонанс и в стане соперников. "Сегодняшний результат свидетельствует о том, что нам придется изрядно попотеть, чтобы сохранить статус третьей команды "Больших призов", - отметил Эдди Джордан. - Придется предпринимать какие-то экстренные меры, чтобы повысить конкурентоспособность. Уже в Австрии мы будем располагать улучшенной аэродинамикой и более мощным двигателем, что должно помочь нам двинуться в нужном направлении".

От себя добавлю: для того чтобы сохранить статус третьей команды, "Джордану" нужно еще по очкам опередить "Уильямс" и "Бенеттон".

Лина ХОЛИНА

Маньи-Кур - Москва