Газета Спорт-Экспресс № 120 (3207) от 4 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 4 июня 2003 | Футбол - Чемпионат Европы

ФУТБОЛ

ЧЕ-2004. Отборочный турнир

Группа 10

До матча ШВЕЙЦАРИЯ - РОССИЯ - 3 дня

Йоханн Фогель - один из ключевых полузащитников нынешней швейцарской сборной, обеспечивающий надежность своих тылов и развязывающий руки атаке команды

ПТИЦА, КОТОРАЯ БОИТСЯ ЛЕТАТЬ

Помнится, пару лет назад перед отборочным матчем ЧМ-2002 между сборными Швейцарии и России в стане наших противников был разгар противостояния между Чириако Сфорцей и Йоханном Фогелем. Последний вышел победителем из этой борьбы, вследствие чего зачинщика ссоры Сфорцу отлучили от сборной. Но, несмотря на длительную войну с самим капитаном сборной, бесстрашным моего собеседника (чья фамилия переводится с немецкого как "птица") отнюдь не назовешь...

- Говорят, что вы, несмотря на свою фамилию, боитесь летать самолетами. Как же тогда осенью отправитесь в Москву? - спросил я у Фогеля.

- Что правда, то правда, я не очень-то охотно сажусь в самолеты, но уже значительно легче - не сравнить с тем, что было раньше, когда в голову приходили всякие страшные мысли. Тяжело было, когда мы собирались в Москву в прошлый раз. Тогда как раз обанкротилась швейцарская авиакомпания, и лететь предстояло самолетом "Аэрофлота". Было очень боязно, но оказалось, что ваши самолеты вполне годятся для полетов. А недавно мы летали в Грузию. И хотя недалеко от нее в тот момент шла война американцев против Ирака, я держался молодцом. С другой стороны, мы со сборной обычно отправляемся к противникам на больших, надежных лайнерах. Это не те крохотные машины, на которых приходится путешествовать по Франции моему ближайшему другу по сборной Патрику Мюллеру. Мне же, считаю, повезло в том плане, что Голландия - маленькая страна, и на матчи национального первенства мы имеем возможность ездить на автобусе.

- Не хочется перебраться в более солидный чемпионат?

- Семья очень привыкла к Голландии. Кроме того, я прекрасно понимаю, что экономическое положение сейчас практически везде оставляет желать лучшего, поэтому надо радоваться тому, что есть.

- Ходят слухи, что вас хотели бы видеть в "Кайзерслаутерне"...

- У меня сохранились хорошие контакты с моим бывшим тренером Эриком Геретсом, который сейчас тренирует этот клуб, но это еще не значит, что меня там с нетерпением ждут.

- Вы родились в Женеве, где построен новый стадион, но против сборной России придется играть в Базеле. Это вас не огорчает?

- Я слишком давно покинул Женеву, чтобы быть привязанным к тем местам. 11 лет - огромный срок, так что у меня в этом городе практически не осталось людей, с которыми я продолжал бы общаться. В Базеле, на мой взгляд, хорошо еще и потому, что тамошние зрители, как никто другой в Швейцарии, способны создавать во время матча такую удивительную атмосферу, которая помогает нам хорошо выступить. Российская команда, как я заметил, совсем изменилась по сравнению с тем, какой она была два года назад. Она помолодела и уже не такая сильная, как раньше, но тем не менее продолжает оставаться грозным соперником, способным занять первое место в группе.

- Почему сборная Швейцарии после стольких лет прозябания на футбольных задворках вновь стала представлять собой реальную силу?

- Мы - голодная команда. Практически никому из нас, за исключением, пожалуй, Шапюиза, не удавалось попасть на чемпионат мира или Европы. А еще создано разумное сочетание молодых и умудренных опытом игроков.

- Каков вклад тренера в ваши нынешние успехи?

- Коби Кун дает нам свободу, так как знает, что мы профессионалы. Он не ограничивает нас в мелочах, но в то же время и требования у него очень высокие.

- Но что происходит, если кто-то все же использует свою свободу не по назначению?

- Тогда за дело берется команда и решает вопросы внутри коллектива.

- Атмосфера в сборной, судя по всему, действительно стала лучше. Не потому ли, что в ней нет вашего соперника Сфорцы?

- Я разве утверждал, что Сфорца - мой соперник? Все эти разговоры идут не от меня. Просто Кун стал думать, как команда должна выглядеть в будущем, поэтому и внес ряд изменений.

- Теперь вы стали ключевым игроком средней линии. Что для вас значит эта роль?

- Резко повысилась ответственность, в связи с чем и я стал иным. Хотя, признаться, в обыденной жизни я не очень-то коммуникабельный человек, но вот теперь приходится много общаться - без этого не будет результата. До тех, кто недавно в команде, я стараюсь донести то, что они полноправные члены коллектива и могут на меня полностью рассчитывать. Когда я в свое время пришел в 15 лет в "Грассхоппер", то тот же Сфорца помогал мне почувствовать себя своим.

- В клубном рекламном буклете ПСВ о вас написали, что вы надежны, как швейцарские часы. Признайтесь, не потому ли оценка столь высока, что вы не любите рисковать и практически никогда не идете вперед.

- А зачем рисковать? На моей позиции любая ошибка может привести к плачевным последствиям. Кроме того, я слишком мал ростом и недостаточно быстр для нападающего, да и игра головой вовсе не мой конек. Хотя, знаете, начинал-то я как раз форвардом, но потом понял, что это не мое.

- В сборной на вашей позиции появился серьезный конкурент - Фабио Селестини из "Марселя". Это про него ваш тренер Коби Кун сказал, что в сборной на скамье запасных сидят игроки с европейским именем. Не боитесь, что однажды он вас обойдет?

- У нас здоровая конкуренция, а она только помогает повышать результаты. Конфликтов же сейчас в швейцарской сборной нет. И это делает нас сильнее.

Борис ТОСУНЯН

Вена - Базель