Газета Спорт-Экспресс № 31 (3709) от 11 февраля 2005 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 11 февраля 2005 | Футбол - Чемпионат мира

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧМ-2006

ЛИХОРАДКА УЖЕ НАЧАЛАСЬ

БИЛЕТЫ. До ЧМ-2006 больше года, но страсти вокруг главного футбольного события четырехлетия уже закипают. 1 февраля началась продажа билетов на матчи турнира, и уже два дня спустя число заявок перевалило за миллион.

Вот что по заданию ESM - Европейской ассоциации спортивных изданий, куда входит и "СЭ", - выяснил на этот счет в штаб-квартире оргкомитета чемпионата известный английский журналист Кир Рэднедж.

Урс Линси - человек не робкого десятка. На любом чемпионате мира ни по одному вопросу не возникает столько споров и дрязг, как вокруг билетов. Сколько их должно быть, как их распределять, как быть с неиспользованными билетами, чем помочь болельщикам, которые жалуются, что им не досталось мест или достались слишком поздно и они не успевают на матч...

Но в Германии в 2006 году все будет по-другому, уверяет генеральный секретарь ФИФА. По крайней мере он на это надеется. "Мы еще никогда не были так хорошо готовы к продаже билетов", - говорит Линси.

Согласятся с ним не все, и Линси это знает. "Спрос на билеты на этот чемпионат мира, - предупреждает он, - будет таким, какого не было ни на одном предыдущем. И те, кому билетов не достанется, наверное, станут нас критиковать, но надо быть справедливыми: от нас зависит не все. Если мы в чем-то допустим ошибку, готов за это извиниться и попытаться ее исправить. Уверен: ни у кого еще не было такой квалифицированной команды людей, отвечающих за билеты".

Возглавляет эту команду человек, чье имя за оставшееся до начала чемпионата время, вероятно, станет хорошо знакомым европейским болельщикам: Хорст Шмидт. Вот как характеризует его Урс Линси:

- Хорсту Шмидту нет равных в мире: именно он возглавлял отдел по продаже билетов еще в оргкомитете чемпионата мира 1974 года, который тоже проходил в Германии. Мы в ФИФА уверены в том, что дело в надежных руках.

Поначалу ФИФА колебалась, стоит ли возлагать ответственность за продажу билетов на немецких организаторов турнира. Но в конце концов такое решение было признано логичным. В том числе и потому, что сама ФИФА подверглась суровой критике за то, как она распоряжалась билетами на ЧМ-2002 в Корее и Японии.

Линси, правда, считает ту критику несправедливой:

- В 2002-м нас действительно критиковали за промашки и недочеты, поэтому мы наняли для проверки известную аудиторскую компанию Ernst and Young. Подводя итоги, могу сказать, что продажа билетов на ЧМ-2002 была проведена абсолютно успешно, если не считать того, что часть проданных билетов не была использована, что в принципе можно было ожидать. Мы извлекли необходимый урок, и теперь людям, которые купили билет, но по тем или иным причинам не могут им воспользоваться, будет гораздо проще вернуть его нам для повторной продажи.

Процесс возврата билетов может, однако, оказаться не столь простым - ведь придется учитывать такие вечные проблемы, как безопасность, хулиганство и т.д.

Первый момент, который может вызвать затруднения, - количество билетов. Общая вместимость 12 стадионов, где пройдут 64 матча, составляет 3,37 миллиона мест. Но 440 тысяч надо вычесть сразу - их займут VIP-персоны, журналисты, охранники и прочие. "Настоящих" билетов, таким образом, остается 2,93 миллиона. Но только 1,1 миллиона выпускается в открытую продажу: 812 тысяч сейчас (с 1 февраля до 31 марта), еще 280 тысяч - где-то ближе к весне будущего года, и, наконец, те билеты, что будут возвращены, поступят в продажу в последние недели перед началом турнира (напомним, стартует он 9 июня 2006 года).

И это отнюдь не означает, что всем желающим билеты достанутся. Как раз наоборот. Болельщики, подавшие заявку на билет, имеют в лучшем случае один шанс из десяти его получить. А скорее и того меньше. Даже Хорст Шмидт не рискует предположить, насколько именно спрос на билеты превзойдет предложение.

Так кому же достанутся оставшиеся 1,8 миллиона билетов? Спонсорам, их друзьям, корпоративным нахлебникам, прессе, VIP-гостям?

К счастью, нет. 8 процентов билетов (235 000) зарезервированы для болельщиков 32 стран, чьи сборные попадут в число финалистов. Некоторые национальные федерации, в частности Английская футбольная ассоциация, имеют списки верных (и мирных) болельщиков. Небольшое количество зрителей попадет на турнир через его спонсоров.

Тем временем Немецкий футбольный союз нашел способ обойти европейское законодательство, устанавливающее равноправие потребителей по всей территории ЕС. Оно запрещает какие-либо привилегии для граждан одних стран по сравнению с другими. Это означает, что немецким любителям футбола пришлось бы добывать билеты через интернет точно так же, как всем остальным.

Во избежание проблем с собственными болельщиками Немецкий футбольный союз уговорил ФИФА ввести еще одну категорию билетов - для так называемой немецкой футбольной семьи. В результате 400 тысяч билетов будут распределены среди региональных футбольных федераций Германии, лицензированных клубов и официальных групп болельщиков. Линси называет это интересным новым начинанием.

Другая инициатива немцев порадует, однако, болельщиков из разных стран: организаторы ЧМ-2006 убедили ФИФА в необходимости выпустить относительно дешевые билеты 4-й категории - по 35 евро. Такие билеты будут продаваться на все матчи группового этапа за исключением матча открытия. Для сравнения: самые дорогие места на финал обойдутся в 600 евро.

Каждый болельщик может приобрести по четыре билета 1 - 3-й категорий на семь матчей в разные дни либо по два билета 4-й категории на три матча группового турнира, также играющиеся в разные дни. Можно купить и абонемент на все матчи одной команды.

В случае, если та или иная сборная не попадет в число финалистов, ее болельщики могут вернуть билеты и получить назад деньги.

Желающих увидеть чемпионат мира ждут три проблемы.

Первая состоит в том, что билеты больше не продаются пакетами, объединенными по признаку одного города. Болельщик, у которого родные или друзья живут, например, в Мюнхене, может захотеть остановиться у них на весь турнир. Но купить билеты только на мюнхенские матчи ему не удастся.

Во-вторых, желающие приобрести билеты через интернет и расплатиться банковской карточкой смогут это сделать только при наличии у них карты MasterCard. Никаких Visa, American Express, Diners Club. Единственная альтернатива - заказать билеты, а затем оформить банковский перевод.

Третья, и самая неприятная, проблема заключается в том, что билет может использовать только тот, на чье имя он куплен. Болельщик может сейчас заказать два билета на матч - один на свое имя, другой на имя своей девушки. К будущей весне девушка у него может быть уже другая. Но на футбол он сможет пойти только с нынешней, ведь на билете будет стоять ее имя!

Это был самый заковыристый вопрос из всех, который задавали журналисты на пресс-конференции, посвященной началу продаж. Ответа Шмидт найти не сумел. Возможно, к будущему году это ему удастся.

Работа у Шмидта в любом случае нелегкая. Председатель оргкомитета ЧМ-2006 Франц Беккенбауэр сформулировал вопрос с присущей ему четкостью: "Все остальное будет в полном порядке. Но билеты вплоть до финального матча останутся самым сложным и деликатным из всего, чем нам придется заниматься. Уверен я только в одном: нас ждут такие трудности, о которых мы сейчас даже не подозреваем..."