ФОРМУЛА-1
ЧЕМПИОНАТ МИРА
В воскресенье на Сепанге пройдет второй этап - "Гран-при Малайзии".
Ник ХАЙДФЕЛЬД ПО ПРОЗВИЩУ QUICK NICK
Несколько лет тому назад известный немецкий физиономист Петер Брайденбах, изучая внешность Хайдфельда, пришел к выводу: это человек добродушный и честный, а бородку, мол, отрастил для того, чтобы казаться мужественнее.
На самом деле никаких открытий физиономист не сделал. Все и так знают, что Хайдфельд - парень спокойный, негромкий и мягкий. И при этом ничто человеческое ему не чуждо.
Очень любит, например, устраивать с подругой Патрицией "жесткий шопинг" - улыбаясь, рассказывает, что для одежды скоро придется покупать дополнительные шкафы. Коллекционирует солнцезащитные очки, которых у него уже штук 25. С удовольствием захаживает в художественные галереи, участвует в фотосессиях, во время которых ему больше всего нравится наблюдать за работой фотографов ("Орудуя камерой, они постепенно входят в экстаз!" - восклицает Ник). С интересом поддерживает беседы о воспитании детей - их у него с Патрицией трое. Главный вопрос - как найти нечто промежуточное между "кнутом и пряником". Поскольку на строгие меры, по собственному признанию Хайдфельда, ему решится крайне трудно.
На громкие высказывания отваживается нечасто. Так было, например, после предсезонных тестов, когда о нем заговорили, как о первом номере в "Лотус Рено". Ник был тогда очень быстр и порой намекал (упаси боже, без излишнего напора): скоро он всех... Нет, не порвет, а объедет.
Чем эти высказывания пока закончились, известно. От Ника, выступающего в "Формуле-1" десятилетие с лишним, ждали многого, но получилось 12-е место на стартовом этапе мирового чемпионата в Австралии. В общем, не заладилось. "В квалификации не было ни одного круга, когда мне кто-нибудь не мешал бы, - делился потом впечатлениями Ник. - Вдобавок появились технические проблемы, и пришлось менять настройки". Затем попробовал пройти дистанцию еще раз, но на трассе было два-три медленных болида". А на следующий день, в гонке, уже в конце первого круга в него врезался Буеми и повредил аэродинамику "Лотус Рено". После этого об очках в гонке можно было забыть...
В общем, первый блин вышел комом, но оптимизма Хайдфельд не потерял. "Третье место Петрова показывает, что у нас конкурентоспособный болид, и мы можем в этом году бороться за высокие места, - рассуждал Ник. - Виталию не нужно было никакого везения, чтобы удерживать позади себя ряд очень хороших машин, в том числе "Феррари" Алонсо и "Ред Булл" Уэббера. Это тот позитив, который я прихвачу с собой из Австралии. Рад за команду и за Виталия, мы набрали полноценные очки в Кубке конструкторов. Теперь горю нетерпением стартовать в Малайзии".
НА КОЛЕНЯХ У ФРАУ ШУМАХЕР
Желание гоняться у Ника было всегда. Он начал в пятилетнем возрасте - с детского мотокросса. Но после падения и травмы икроножной мышцы родители запретили ему садиться в седло мотоцикла. Зато уже через год юный Хайдфельд с удовольствием ездил на маленьком карте.
В 1984 году, приехав с родителями на экскурсию на Нюрбургринг, семилетний Ник обогнал в мини-гонке отца, после чего тот обещал купить ему собственный карт. С этого и начался путь мальчишки в автоспорте. Кстати, в картклубе Керпена-Манхайма, что неподалеку от его родного Менхенгладбаха, Ник пересекался с Михаэлем и Ральфом Шумахерами. Есть даже фотография, где юный Ник сидит на коленях у мамы знаменитых гонщиков, работавшей тогда в клубе.
Еще подростком он получил прозвище Quick Nick - Быстрый Ник. В 17 лет перешел в немецкую "Формулу "Форд", в которой уже через год выиграл восемь гонок из девяти. Спустя еще два сезона победил в европейской "Формуле-3". Успешно гонялся и в других классах - так, в 1999-м досрочно взял главный титул в "Формуле-3000". А вот его главный конкурент Гонсало Родригес тогда погиб...
В "Формуле-1" Хайдфельд дебютировал в 2000-м в "Прост-Пежо", затем крутил баранку "Заубера", "Джордана", "Уильямс-БМВ", "БМВ-Заубера". Побед не было, но 12 раз он поднимался на подиум, а однажды, в 2005-м, взял "поул" на "Уильямс БМВ". Гонялся в одной команде с Алези, Райкконеном, Массой, Вильневом, Уэббером, Кубицей... Перед началом нынешнего сезона на счету Ника было 172 гонки - он один за пяти немецких асов, за плечами которых более 100 этапов. А пика добился в чемпионате-2007, который в машине "БМВ-Заубер" завершил пятым.
С КУБИЦЕЙ И БЕЗ НЕГО
Прежде Хайдфельда частенько сравнивали с Михаэлем Шумахером. И делали вывод, что по части честолюбия он знаменитому соотечественнику сильно уступает: в отличие от Михаэля, который порой вольно трактует в гонке правила, деликатный Ник не может позволить себе победу любой ценой. И психика у Шуми покрепче - умеет затевать на трассе прелюбопытнейшие игры не для слабонервных и при этом хладнокровен, как удав. Ник же, по сути, всегда абсолютно честен, и хоть и умеет держать удар, но шумахеровскую уверенность излучает далеко не всегда. И, конечно, Михаэль куда популярнее. Хотя Ник тоже любим - ему, представьте, симптизируют больше, чем любому другому немецкому пилоту. За исключением, конечно, Шуми.
В остальном гонщики похожи. Quick Nick очень скоростной, технически так же одарен, как Михаэль: оба снабжают инженеров идеями. И в физическом плане Хайдфельд безупречен. Более того, тут он, может быть, даже на полшага впереди. Врач "БМВ Заубер" Йозеф Леберер как-то заметил: "Ник в полном порядке. Парню не надо худеть ни на грамм. Я даже советовал ему зимой меньше заниматься спортом - иначе будет уж чересчур много мышц".
И в личном плане у двоих немцев, можно сказать, паритет: оба хорошие семьянины, свили гнезда на берегах швейцарских озер: Михаэль - на Женевском, Ник - на Цюрихском. Даже у их спутниц жизни одинаковые увлечения - обе "сдвинуты" на лошадях. Подводя итог "очного противостояния", Вилли Вебер - менеджер Шумахера, вынес в начале 2008 года такой вердикт: "Сила Хайдфельда - в отсутствии слабостей". Тогда это означало - будет бороться за титул!
Увы, прогнозы не сбылись. Причем реагировал гонщик на неудачи порой очень оригинально. После провала в Стамбуле (уступил партнеру по "БМВ Заубер" Кубице и финишировал лишь девятым) телевизионщики, поздравляя с днем рождения, вручили ему перед камерой торт. Так Ник, принимая подарок, вдруг смачно поцеловал в щеку телеведущего. Тот даже пошутил: мол, надеется, что Патриция не ревнива. Трудно на месте Ника в той мизансцене представить Михаэля.
А настоящие срывы у Хайдфельда действительно крайне редки. Как-то уже показавший в квалификации устраивающее его время Тимо Глок "тормознул" Ника, сражавшегося за доли секунды. И Хайдфельд вдруг так завелся, что совершенно неожиданно, даже для самого себя, показал соотечественнику неприличный жест.
Однажды он неполадил с партнером по команде - дело было в самом начале пути в "Прост-Пежо", когда что-то не поделил с Алези. Потом они еще дважды столкнулись на трассе, после чего и вовсе друг на друга не смотрели. Вот это, пожалуй, и весь компромат. Тогда как с Кубицей, например, в команде с которым они немало проехали бок-о-бок и порой жестко конкурировали, в отличных отношениях. Оба до последнего дня гонялись в "БМВ Заубер", который в 2009-м неожиданно был расформирован.
Позднее, когда с поляком случилась беда, Ник не отходил от компьютера, узнавая самые свежие сводки о состоянии здоровья Роберта. А заняв его место в "Лотус Рено", на старт первой гонки в Мельбурне вышел в шлеме, на котором были инициалы RK и польский флаг.
Взяли Ника в пару к Петрову, кстати, не только потому, что посчитали: мол, рядом с Виталием должен быть человек, прошедший огонь, воду и медные трубы. Наверняка, руководство учитывало и психологическую совместимость пилотов. Что ж, в случае с Ником ошибиться было, по сути, невозможно.
ЗА РУЛЕМ САМОГО ДОРОГОГО АВТОМОБИЛЯ
После расформирования в 2009 году "БМВ Заубер" Хайдфельд вполне мог оказаться в "Мерседесе". Но, на его беду, решил тряхнуть стариной Шумахер. Нику ничего не оставалось, как идти в эту команду тестовым пилотом. Взяли его с распростертыми объятиями - опытный и надежный дублер нужен всем. Тем более что никто не знал, как поведет себя немолодой и очень драгоценный организм Шумахера.
Впрочем, Хайдфельд сумел отличиться и на "скамейке запасных". Перед прошлогодней гонкой в Малайзии команда доверила ему почетнейшее право проехать по Куала-Лумпуру на, пожалуй, самом дорогом автомобиле в мире. Это был гоночный "Мерседес" 1954 года выпуска, на котором Фанхио некогда дважды добывал титул чемпиона мира "Формулы-1". Несколько лет тому назад некий шейх из Саудовской Аравии купил эту машину за 26 миллионов евро.
К слову, и сам Ник на автомобилях не экономит. В гараже швейцарской виллы у него их 9. Самый ценный экземпляр, конечно, "Порше" 959 S (545 лошадиных сил), выпущенный в середине 80-х. Коллекционеры оценивают эту машину в 300 тысяч евро. Вообще в Швейцарии Нику комфортно - прежде всего потому, что в отличие от Германии, где его знают все, он тут может спокойно выйти на улицу. Да и Патриции, с которой они знакомы с детства, комфортно.
У них все замечательно. А как красиво обручились! В конце 2008 года по предложению Ника совершили этот обряд на Эйфелевой башне. Правда, пока так и не поженились.
Ефим ШАИНСКИЙ
Франкфурт