27 июля 2015, 17:33

В десятку на "десятке"

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА. ОТКРЫТАЯ ВОДА

Победителем десятикилометровой марафонской дистанции стал американец Джордан Вилмовски. Лучший из россиян Кирилл Абросимов занял 33 место.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани

Есть лишь один турнир мирового значения, где призовые места теряют для марафонцев свое первостепенное значение. Это – предолимпийский чемпионат мира. Спроси, о чем мечтает спортсмен – неважно, фаворит он, или зеленый новичок – ответ будет одинаков: "Попасть в десятку". Ибо первая десятка на десятикилометровой дистанции дает возможность всем туда пробившимся, завоевать для своей страны сразу две олимпийские лицензии. Не сумел – никакой другой турнир не может дать право выставить на Играх второго участника.

Результаты россиян в Казани означают, что отбираться на Игры-2016 нашим спортсменам придется в следующем году на квалификационном турнире в Португалии. Но даже в лучшем случае отберется лишь один человек – как это уже случалось четыре года назад, правда, у женщин, где вице-чемпионка мира на "десятке" и действующая чемпионка Европы Катя Селиверстова финишировала лишь с 24-м результатом.

Просто на чемпионате мира в Шанхае этот провал можно было объяснить: температура воды зашкаливала за все допустимые пределы и Селиверстову, привыкшую, как и большинство россиян, к более спартанским погодным условиям, просто развезло, как в бане. И мышцы перестали слушаться. В Казани же условия для выступления были практически идеальными: ни ветра, ни дождя, гладкая вода и удобная трасса. Пожаловаться можно было разве что на подводное течение, которое несколько тормозило пловцов на первой половине каждой из четырех петель дистанции в 2,5 км каждая. Но это была сущая мелочь.

– Мой фаворит – Усама Меллули, – сказала мне на трибуне известная в недавнем прошлом марафонка Наталья Панкина. Сама она в свое время трижды была призером чемпионатов Европы, два раза поднималась на пьедестал чемпионатов мира и все это – на 25-километровой дистанции. Позже Панкина стала первой российской спортсменкой, преодолевшей Ла-Манш, а завершив карьеру в конце 2009-го, уехала работать в Дубай. Сейчас же, глядя на то, как 72 спортсмена готовятся стартовать, рассказывала:

– Для Меллули эти условия идеальны – они практически идентичны тем, что были на Играх в Лондоне. Ему на руку даже то, что соревноваться приходится в пресной воде. Мы вообще-то этого не любим: соленая вода плотнее, позволяет лежать выше. Соответственно, проще и комфортнее плыть. Но тунисец всегда плывет "десятку", как в бассейне. И наверняка настроен на то, чтобы серьезно побороться с греком.

Грек – двукратный чемпион мира Спиридон Янниотис – тоже стартовал в заплыве и тоже мечтал о первой десятке. Из традиционной веселой компании "старых парней" в Казани не было лишь легендарного 35-летнего ветерана Томаса Лурца: десятикратный чемпион мира резко и бесповоротно завершил карьеру нынешней весной, заняв на "десятке" 19-е место на этапе Кубка мира в Абу-Даби.

* * *

Меллули финишировал двадцать третьим. Причина, впрочем, выяснилась быстро: на заключительном сборе в Испании двукратный олимпийский чемпион сильно травмировал оба плеча. Случилось это за две недели до начала мирового первенства, отказываться от поездки в Казань спортсмен не захотел, но внутренне с самого начала был готов к тому, что отбираться на Игры в Рио ему придется не в Казани, а в Португалии.

Наблюдая за тем, как бесславно завершают заплыв россияне, Панкина вздохнула:

– Мне кажется, наше поколение было другим. Не так давно я встречалась с Катей Селиверстовой и мы как раз вспоминали, с какими мыслями выходили на старт. Хорошим результатом было только золото. Из-за бронзы или серебра мы почти всегда рыдали в раздевалке. Если ты занимал четвертое место, это был вообще кошмар, о котором не хотелось вспоминать. Сейчас же, когда я слышу от того или иного спортсмена, что он хочет попасть в десятку, хочется спросить: а плавает-то он зачем? Неужели ради того, чтобы быть десятым?

Думаю, мы просто больше любили плавать. И были гораздо злее. До сих пор помню, как на чемпионате мира в Мельбурне перед "десяткой" Лариса Ильченко сказала, что не очень хорошо себя чувствует и не очень представляет себе, как будет плыть. При этом она не допускала даже мысли, что не поплывет или не сумеет бороться.

– А ведь вам не платили и десятой части тех денег, что платят сейчас.

– Деньги не делают результат. Мы выходили на старт с диким азартом и желанием порвать всех. Было совершенно неважно, холодная вода, или грязная, есть ли там медузы и прочая гадость. И никогда не искали оправданий, если проигрывали. Поэтому я не знаю, что сказать о тех, кто плавает сейчас.

– Открытая вода требует от спортсмена каких-то особенных качеств?

– Это – контактный вид спорта, поэтому ты всегда должен быть готов к тому, кто тебе заедут по голове, по лицу или по печени. Причем не специально, а просто потому, что ты попал в общую кучу на старте или при повороте. Нужно уметь не обращать на такие вещи внимания и не бояться этого.

– Помню, когда трехкратная чемпионка мира Бритта Камрау чувствовала, что кто-то из догоняющих ложится ей на ноги, она мгновенно переворачивалась на спину и хлыстообразным движением ног била соперницу по ушам.

– Бритту не любили даже немцы – за то, что она из ГДР. Но соревновалась она всегда действительно жестко. Еще наш вид спорта мне нравится тем, что здесь, в отличие от бассейна, нужно постоянно думать.

– В бассейне не нужно?

– Там ты плаваешь от бортика до бортика. Понятно, что есть свои задачи, скорость, количество гребков, но на открытой воде у пловца возникает гораздо больше различных ситуаций. Нужно чувствовать воду, течения, видеть и понимать своих соперников, плыть в конце или середине группы, как сегодня долгое время плыл Янниотис, но абсолютно все видеть и контролировать.

– Российские тренеры обычно объясняют спад результатов своих подопечных тем, что с введением марафона в программу Олимпийских игр резко выросла конкуренция. Согласны?

– Но ведь остались на прежних позициях те же бразильянки, немки, американки, итальянки? Я готова согласиться с тем, что выросли скорости, но они выросли у всех спортсменов элиты. Посмотрите на Анжелу Маурер. А ведь ей только что исполнилось сорок лет! Поэтому я не стала бы списывать неудачи российских пловцов на конкуренцию. Не в ней дело.

* * *

Достаточно плачевный уровень выступлений российской команды на самом деле был прогнозируем: за началом любой успешной марафонской карьеры всегда стоит бассейн. Тот же Меллули прекрасно совмещал открытую воду и 50-метровую ванну, причем ушел в длинные заплывы скорее из интереса – уже после того, как стал олимпийским чемпионом на Играх в Пекине, выиграв дистанцию 1500 метров.

В России же на уровне национальных команд давно прослеживается тенденция не плавать длинные дистанции вообще, поскольку это требует больших объемов, тяжелой работы, современных технологий восстановления, в которых мы давно и бесповоротно отстали от мира. Куда проще сосредоточиться на спринтерских дисциплинах и мечтать даже не о личных наградах, а о месте в какой-либо из эстафет, где вероятность завоевать медаль возрастает в разы.

К тому же на открытую воду крайне редко уходят лучшие. Когда не из кого выбирать и нет методик, вид спорта обречен – сколько денег в него ни вливай.

Впрочем, возможность завоевать путевки в Рио у нас еще есть – если во вторник кто-либо из российских девушек все-таки сумеет пробиться в заветную десятку.

Плавание на открытой воде. Мужчины. 10 км. 1. Вилимовски (США) – 1:49.48,2. 2. Виртман (Голландия) – 1:50.00,3. 3. Янниотис (Греция) – 1:50.00,7… 33. АБРОСИМОВ – 1:51.37,1… 43. СЕРЕБРЕННИКОВ – 1:53.11,9.

1