18 апреля 2014, 16:00

Олимпиада в Петербурге - дешевле, чем в Сочи?

Сергей ЦИММЕРМАН
Руководитель бюро в Санкт-Петербурге
Татьяна КОПЫЛОВА
Корреспондент

Северная столица продолжает претендовать на право проведения летних Олимпийских игр 2024 или 2028 года. Реальность этой перспективы "СЭ" попросил оценить Олега Харченко, бывшего главным архитектором Санкт-Петербурга с 1991 по 2004 год, главного архитектора ГК "Олимпстрой", занимавшегося зимними Играми в Сочи-2014.

- Есть ли Северной столице смысл бороться за Игры-2024 или 2028?

- Бороться есть смысл всегда. Процесс подготовки к Играм, помимо экономической и управленческой пользы, помогает сплотить людей. Ну, а сами по себе Игры - это всегда праздник. Кстати, давайте восстановим историческую справедливость. Ведь Петербург претендовал на Олимпиаду-2004. Перед этим к нам приезжал президент МОК Хуан Антонио Самаранч. Тогда он сказал мэру города Анатолию Собчаку: "Я очень хорошо себе представляю, как Петербург мог бы принять летние Игры. И почему бы вам не выставить свою заявку?".

- Напомните: чем закончилась та заявочная кампания?

- Тогда Петербург прошел почти весь этот путь. Я был назначен руководителем рабочей группы по подготовке пространства Олимпийских игр. Именно тогда появился план строительства Западного скоростного диаметра, который сейчас почти реализован. Если говорить о выборах столицы Игр-2004, то помимо нас было еще 10 городов-претендентов. Приезжали международные эксперты, с которыми я потом, кстати, встретился и на сочинской Олимпиаде - они продолжают работать в МОК. Ну, а выиграли в итоге Афины.

- Почему Петербург, получив лестные отзывы членов МОК, даже не вошел в окончательную пятерку претендентов?

- Тогда к 2004 году все было продумано замечательно. Но страна была другой, президент тоже, да и публика вокруг него, возможно, не хотела, чтобы Петербург принял Олимпиаду. Плюс у тогдашнего президента МОК Самаранча были определенные долги перед Афинами. Вы помните, что Олимпиаду в год столетия возрождения Игр в 1996 году отдали Атланте. Поэтому при первой возможности - в 2004-м - Олимпиада прошла в Греции. Приглашая же нас, Самаранч, как я думаю, предполагал, что мы пока просто потренируемся.

- Если сейчас Петербург войдет в число претендентов на проведение Игр, какие шаги надо будет предпринимать после этого?

- МОК собирает всех претендентов вместе и выдает им задание. Мол, раз вы хотите провести Олимпийские игры, то должны обеспечить нам инфраструктуру для такого-то количества видов спорта, принять такое-то количество целевых групп. На летней Олимпиаде это, как правило, около 45 тысяч человек - тренеры, журналисты, судьи, технический персонал и так далее. Плюс к этому от претендентов требуют гарантий того, что будет предоставлено определенное количество сооружений, которые позволят провести соревнования по календарному плану МОК. Переставлять в нем ничего нельзя.

- Что дальше?

- Город-кандидат начинает анализировать все свои объекты, причем не только спортивные. Ведь некоторые виды спорта можно проводить на временных аренах. Речь, например, о стрельбе из лука, боксе, тяжелой атлетике. Последнюю вообще разрешается "размещать", допустим, в концертном зале. У нас соревнования по гимнастике, например, можно организовать в Ледовом дворце. Есть выставочный комплекс "Газпрома" рядом с Пулково. Его новые павильоны идеально подойдут для многих видов спорта, той же гимнастики, борьбы или фехтования. Ну, а когда проведено полное исследование уже существующей инфраструктуры, делается вывод, что нужно построить. В Сочи, к примеру, стало понятно, что ни один вид спорта, кроме тех, что проводятся на открытых пространствах, нельзя провести без постройки новых арен. Важна и логистика. Нельзя разбросать арены по всему городу: они должны быть близки к основным коммуникациям. Так вот, у Петербурга на сегодня уже есть многое из того, что  необходимо. За последние годы что-то разрушили, но немало и построили. Надеюсь, скоро будет готов стадион на Крестовском острове. Он может сыграть роль центральной арены Игр.

- По последним данным, он будет вмещать порядка 65 тысяч зрителей.

- Когда мы подавали заявку на 2004 год, вместимость арены для церемоний открытия и закрытия определялась в 85 тысяч зрителей. Мы собирались построить дополнительный ярус трибун на старом стадионе в виде балкона на 28 - 30 тысяч зрителей. Если новый стадион будет рассчитан на 65 тысяч, надо будет придумать, как разместить еще 20 тысяч болельщиков.

- Чего не хватает Петербургу, чтобы принять Олимпиаду прямо сейчас?

- Точно не хватает нового гребного канала.

- Но ведь на Крестовском острове он есть…

- Да перестаньте! Это смешно. Он не подходит под современные стандарты: не хватает длины, канал неправильно ориентирован, не защищен от ветра, туда сложно подъехать, все вокруг занято яхт-клубами...

- Новый есть где построить?

- В Полежаевском парке, что в Красносельском районе. В свое время новый гребной канал предполагалось сделать именно там - вдоль дороги на Стрельну. По длине и ориентации в пространстве объект в этом месте вписывается идеально. Там рядом хорошее шоссе, а с другой стороны - парк. Там же можно разместить и стрельбу из лука.

- А новый велотрек на Крестовском острове подходит для Олимпиады?

- Американцы в Атланте велотрек сделали из фанеры. А потом его разобрали - как будто и не было. Что касается нас, то, зная Александра Кузнецова, который этот велотрек строил, могу сказать: он старался сделать так, чтобы объект соответствовал олимпийским требованиям. Возможно, придется добавить зрительских мест, "причесать" архитектуру, но в целом - велотрек есть.

- Старые объекты, вроде СКК, стадиона "Петровский", Зимнего стадиона, могут пригодиться для проведения Олимпиады?

- Они тоже учитываются. Кстати, единственный вид, которым Петербургу надо будет поделиться с другими городами, - это футбол. Но после ЧМ-2018 проблем с этим быть не должно.

- По сравнению с 2004 годом в олимпийской программе появились новые виды. Гребной слалом, например. Петербург в состоянии решить эту проблему?

- У нас есть Лахтинский разлив, где можно сделать хорошую спортивную зону. Вода там есть, а трасса для гребного слалома может быть искусственной. Подобных готовых проектов в разных странах много. Если вкратце - делается специальное бетонное ложе, создается искусственный перепад высот, закачивается вода, и получается искусственная река.

- А как обстоят дела с парусным спортом?

- Для него у нас существует бесконечное множество вариантов. Есть, например, Сестрорецк, где крупные фирмы строят свои объекты. Ведь катера и яхты сейчас для многих доступная роскошь. В Петербурге в любом случае со временем появятся хорошие яхтенные центры. По большому счету, примерно процентов 70 необходимой инфраструктуры у Петербурга уже есть.

- Что с неспортивными аспектами подготовки к Играм?

- Заявочная книга включает в себя 14 позиций. По каждому разделу нужен свой специалист и своя команда. Когда мы работали над заявочной книгой к 2004 году, возглавлял этот процесс Анатолий Собчак, а первыми заместителями у него были Владимир Путин и Валерий Малышев. Каждый из них занимался своим направлением. Скомпоновать заявочную книгу помогали швейцарцы. Вообще составление заявки - дело затратное. И город должен быть к этому готов.

- Какова ситуация с гостиницами и Олимпийской деревней?

- Строить их должен не город, а коммерсанты. Точно так же, как в Сочи. Ведь потом, после Игр, деревня становится коммерческим объектом и распродается. Там, где мы планировали деревню к 2004 году, сегодня уже стоит жилой комплекс. Что касается гостиниц, то их еще маловато, но время идет, и их количество будет нарастать.

- Бытует мнение, что летняя Олимпиада обходится дороже зимней. Но поскольку в Петербурге многое уже есть, может ли получится так, что провести здесь Игры будет дешевле, чем в Сочи?

- Убежден, что Олимпиада в Петербурге будет дешевле, чем в Сочи. Причем - значительно, если по уму распорядиться тем, что имеется. Надо создать хорошую команду, которая еще раз все проанализирует. Игры в Лондоне наглядно показали, что и в мегаполисе они могут быть успешными.