Сочи-2014. Еще. Фигурное катание

Сочи-2014

27 июня 2013, 21:00

Анисина рвется на пьедестал в Сочи

Возвращение Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера может стать гвоздем танцевального турнира на Олимпиаде-2014

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

Намерение олимпийских чемпионов Солт-Лейк-Сити Марины Анисиной и Гвендаля Пейзера вернуться в любительский спорт и выступить на Олимпийских играх в Сочи вызвало в спортивных кругах на редкость однозначную реакцию: "Они сошли с ума!" Некогда великим чемпионам многие их коллеги стали прочить непреодолимые сложности на пути к Играм в Сочи и неминуемый позор в том случае, если до этих Игр французский танцевальный дуэт все-таки доберется. В общем, настало самое время поразмышлять: а почему мы до такой степени ждем от Анисиной и Пейзера именно провала?

ТРЕНИРОВОЧНАЯ ВСТРЯСКА

Почти 20 лет назад накануне Игр в Лиллехаммере я была очевидцем массового возвращения на любительский лед фигуристов-профессионалов. Все они возвращались тогда с разными целями. Кто-то рвался поучаствовать в борьбе за медали, кто-то – просто поучаствовать. Вернуться из Лиллехаммера с золотыми медалями сумели только Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков, хотя как раз у них первоначальным мотивом возвращения была отнюдь не победа. "Нам просто перестало хватать внимания прессы", – признался за год до тех Игр Сергей, и я поняла его без труда. Работая на протяжении многих лет в американском ледовом шоу Stars on Ice, спортсмены неизменно ощущали разницу между свежеиспеченными звездами и звездами "второй свежести", к которым относились сами. Собственно, вернуть титулам свежесть, а жизни – драйв и было во все времена главной целью возвращения в спорт тех или иных фигур.

С этой точки зрения возвращение Анисиной и Пейзера совершенно логично. Оба спортсмена продолжают время от времени зарабатывать деньги, выступая в шоу в дуэте. Понятно, что нынешние кондиции пары далеки от идеальных, так что тренировочная встряска (даже если дело не дойдет до выступлений) пойдет исключительно на пользу.

С ОТБОРОМ ПРОБЛЕМ НЕТ

Конечно, вполне может случиться так, что после пары-тройки месяцев усиленной работы Марина, которой 37, и Гвендаль, разменявший год назад пятый десяток, поймут, что эти сани не для них. Но если фигуристам хватит физического здоровья на то, чтобы подготовить две программы, вопрос с попаданием ветеранов в национальную команду должен, как мне кажется, решиться без проблем. Опередить двукратных чемпионов Европы Натали Пешала и Фабьена Бурза им, конечно, будет непросто, однако в поединке с более молодым французским дуэтом Пернель Каррон и Ллойд Джонс (12-е место на чемпионате мира-2013) лично я поставила бы на Анисину.

Не думаю, кстати, что нынешняя система судейства, которая была введена в обиход уже после того, как Анисина и Пейзера покинули спорт, станет для олимпийских чемпионов непреодолимой помехой: все-таки и Марина, и Гвендаль прошли в своей карьере очень основательную школу обязательных танцев. Бояться финнстепа или базовых требований к произвольной программе, имея за плечами такой багаж, даже как-то неприлично.

НЕХВАТКА РЕЙТИНГА

Илья Авербух, вместе с которым Анисина выступала в танцах на льду в юниорском возрасте и которого опередила на Играх в Солт-Лейк-Сити, назвал решение Марины неудачным пиар-ходом. Парадокс только в том, что возвращение выдающейся фигуристки в спорт с точки зрения пиара – решение исключительно выигрышное. Если руководствоваться только спортивной перспективой, возможны, как говорится, и обескураживающие варианты. Но терять-то по большому счету нечего: титул олимпийских чемпионов у французов уже есть и сохранится на всю жизнь без приставки "экс" – независимо от результата Игр-2014.

Не думаю, что серьезной помехой окажется возраст. В конце концов в 2006-м в Турине чемпионкой в танцах на льду стала Татьяна Навка, перешагнувшая 30-летний рубеж и имеющая ребенка. На тех же Играх одной из красивейших пар-участниц были Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас. Обоим на тот момент было сильно за 30, и если бы не досаднейшее падение в коротком танце, литовский дуэт вполне мог бы побороться и за место на пьедестале своей пятой Олимпиады.

Наиболее проблемным пунктом для Анисиной и Пейзера может оказаться нехватка рейтинга: вернувшись на любительскую танцплощадку спустя десять с лишним лет, дуэт не имеет никаких шансов получить на важных соревнованиях мало-мальски солидный стартовый номер. А значит – и высокую вторую оценку. Вряд ли судьи пойдут на то, чтобы принимать во внимание давно запылившиеся заслуги.

Думаю, именно это имел в виду известный танцевальный тренер Ростислав Синицын, заметив, что сомневается в успехе, несмотря на то, что Марина – очень талантливый и очень упертый человек. И добавил: "Если они вернутся и не выиграют, мне будет очень жалко. Все-таки олимпийские чемпионы должны, по моему мнению, оставаться в истории недосягаемыми".

ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ

20 лет назад накануне Игр в Лиллехаммере точно так же размышляла я сама – очень не хотела увидеть на льду беспомощными тех, кем когда-то восхищалась. Но вот еще один парадокс: даже те, для кого Игры закончились весьма болезненным поражением, ни мгновения не жалели, что заново сунулись в олимпийское пекло. Впоследствии мне доводилось беседовать и с Брайаном Бойтано, и с Катариной Витт, и с Кристофером Дином и Джейн Торвилл, и все в один голос повторяли: если бы знали, чем все кончится, все равно повторили бы попытку.

Так почему же мы заведомо беремся считать неправильным решение Анисиной и Пейзера? В своих олимпийских устремлениях французы, собственно, не сильно отличаются от Евгения Плющенко: понятно, что силы уже не те и что любая медаль будет за счастье. Понятно, что выросли и вышли на очень серьезный уровень соперники. Понятно, что могут не выдержать напряжения нервы. Но точно так же понятно, что именно выступлениям "возвращенцев" будет суждено стать гвоздем олимпийских программ. И в мужском катании, и в танцах – все это мы в Лиллехаммере уже проходили.

Единственное, чего фигурнокатательный мир может не пережить, это появления в стане олимпийцев супруга Марины Анисиной. А ведь у скандального российского шоумена Никиты Джигурды есть все основания требовать для себя олимпийской аккредитации: выдали же ее на Играх в Ванкувере Яне Рудковской – супруге Евгения Плющенко.