VANCOUVER-2010
В субботу поздно вечером спецкоры "СЭ" побеседовали с президентом хоккейного ЦСКА, двукратным олимпийским чемпионом Вячеславом Фетисовым.
Слава МАЛАМУД, Игорь РАБИНЕР
из Ванкувера
Напомним, что до 2008 года Фетисов возглавлял Росспорт, а сейчас является председателем комиссии Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения.
- Согласны с тем, что более неудачную Олимпиаду для России трудно было себе представить?
- Откажусь от комментариев по этому поводу, хорошо?
- Но услышать ваше мнение как бывшего министра спорта было бы очень интересно.
- Если бы я и сегодня был министром спорта, результат был бы совершенно другим. Я только прилетел в Ванкувер и знаю, как люди в России на всех уровнях переживают то, что происходит. Сам не спал все эти ночи, ждал каких-то успехов. В любом случае надо до конца верить в ребят, которые будут стартовать во второй половине Олимпиады. И уже потом давать оценку происшедшему.
- До Сочи есть время исправить ситуацию?
- Времени очень мало. И я думаю, что нужно принимать самые жесткие решения на следующие четыре года. Иначе мы не сможем реализовать те ожидания, которые есть у всего народа. В подготовку сочинской Олимпиады вложено слишком много, и мы не имеем права выступить у себя дома неудачно.
- Самые жесткие - имеете в виду кадровые?
- В том числе и кадровые. Человек (надо полагать - глава спортивного министерства. - Прим. авт.) должен быть наделен не только полномочиями, но и ответственностью. Это серьезнейшая тема, и думаю, что руководство примет правильные решения по итогам этой Олимпиады.
- У вас нет желания вернуться в кресло министра?
- Без комментариев.
МОЖЕТ, НЕ ХВАТАЕТ ЗУБОВА
- Как прокомментируете начало хоккейного турнира? Стало ли для вас неприятным сюрпризом поражение от Словакии, и чем можете его объяснить?
- С одной стороны, все расстроились, потому что было слишком много ожиданий. С другой, если уж суждено нам было проиграть один матч, то лучше сделать это в самом начале турнира, чем на любом другом его этапе.
- Согласны ли с составом, выбранным Вячеславом Быковым и Игорем Захаркиным?
- Состав, наверное, оптимальный. Может быть, здесь не хватает одного человека, о котором все говорили в последнее время. А так все нормально.
- Имеете в виду Сергея Зубова?
- Думаю, да.
- Как оцениваете всю конфликтную ситуацию вокруг приглашения Зубова в запас сборной?
- Не хочу сейчас это комментировать. Профессиональный хоккейный мир сам должен дать оценку тому, что произошло.
- Основываясь на составе, все говорят, что защита - слабое звено сборной. А что скажет безусловный эксперт в этой области?
- Защита сегодня играет на уровне. Не думаю, что две уже состоявшиеся игры (напомним, что этот разговор состоялся до матча с Чехией. - Прим. "СЭ") дали основания для опасений на этот счет. Если же говорить в целом, то первый матч очень обнадежил и прошел, на мой взгляд, оптимально. Вторая игра, конечно, немного напрягла всех, в том числе и меня. Но надеюсь, что будут сделаны правильные выводы, и команда подготовится к следующим, очень важным играм.
Я - ФАНАТ ОВЕЧКИНА
- Североамериканцы называют Александра Овечкина игроком своего, канадского, плана. Согласны ли вы с этим и считаете ли появление игроков такой силовой формации позитивным явлением?
- Овечкин сейчас, наверное, самый опасный нападающий в мире. И он - российский нападающий, прошедший нашу школу и постоянно говорящий о том, что он - воспитанник нашего хоккея.
- Но в ваше время таких игроков не было?
- Думаю, нет. Уникальный нападающий! У нас были другие форварды, иного плана, которых непросто было остановить. Но такого - не было.
- Из игроков НХЛ, с которыми вы играли, его можно с кем-то сравнить?
- Мне не приходилось играть против Овечкина, но мне кажется, в плане игры "один в один" на один уровень с ним можно поставить Марио Лемье и Яромира Ягра.
- Считаете его лучшим сегодня игроком мирового хоккея?
- Все это - субъективные оценки. Мне нравится Овечкин, более того, могу сказать, что я его фанат. Но судьбу игрока определяет конечный результат.
- Вы наверняка видели, как он сокрушал силовыми приемами словаков. Представьте: бежит он на вас в ваши игровые годы. Выстояли бы или нет?
- Бегали всякие-разные... Вы говорите обо мне 40-летнем или 20-летнем?
- В лучшие годы. Например, 25-летним.
- Думаю, он бы не бегал так быстро (улыбается). На самом деле, я считаю, что у каждого времени - свои игроки. С другой стороны, мы зря акцентируем свое внимание только на Овечкине. В нашей команде есть и другие ребята, которые требуют внимания и от которых зависит судьба олимпийского золота. Мне кажется, что в этом смысле наши хоккеисты и правильные вещи говорят, и верно себя ведут. Они могут служить серьезным примером для многих и многих.
- Стоило ли давать Овечкину трижды исполнять послематчевые буллиты в игре со Словакией?
- Это я обсуждал со всеми. Считаю, что три буллита - слишком много для одного игрока. Даже Гретцки отказался бить хоккейный пенальти в Нагано - очень большое психологическое давление. Надеюсь, что все это не сыграет для Саши какой-то фатальной роли.
- Третий бросок был его собственной инициативой.
- Но есть же тренер! Пожелания игроков, даже самых именитых, тоже каким-то образом регулируются. Верю, что психологической устойчивости Овечкина это не подломит и не изменит ситуацию внутри команды.
ТРИ БИЛЕТА НА ДВА МАТЧА
- Какие виды спорта собираетесь здесь посетить, кроме хоккея?
- А у меня нет выбора. Есть три билета - на дочку, жену и себя - на два хоккейных матча. И все.
- Сколько дней вы в Ванкувере проведете?
- 22 февраля состоится церемония чествования членов клуба "Тройная корона" (в него входят хоккеисты, выигравшие Олимпиаду, Кубок Стэнли и чемпионат мира. - Прим. авт.). 23-го Рене Фазель пригласил нас на четвертьфинал. А 24-го мы улетаем.
- Что для вас важнее - выиграть много медалей в других видах спорта или победить канадцев в хоккее?
- А я и медалей много выиграл, и канадцев мы обыгрывали - во всех вариантах. И как сборная, и как клуб: у ЦСКА в 70-е - 80-е годы против клубов НХЛ в суперсериях было, если не ошибаюсь, соотношение в 26 побед и 6 поражений. 8:1 обыграли их в финале Кубка Канады-81. А три финальные игры Кубка Канады-87 я вообще считаю эталоном. Если сравнивать сегодняшний хоккей с теми матчами, можно увидеть много интересного в плане качества игры, хотя и принято считать, что за эти 20 с лишним лет хоккей сделал шаг вперед.
- Мечтаете о финале Россия - Канада? Овечкин - Кросби и так далее...
- Зачем нам о Кросби заботиться? Нам нужно заботиться о наших ребятах. А финал может быть любой. То, что я увидел: по крайней мере, шесть команд очень настроены на серьезный результат. Считаю, что победа на этом турнире будет дорогого стоить. О тех, кто победит, можно будет говорить, что это игроки высочайшего класса. Надеюсь и очень хочу, чтобы это были наши ребята.
- Золотая олимпийская медаль стоит для вас всех остальных, вместе взятых?
- Думаю, да. На сегодня она может нивелировать многое для нашего народа. Вы находитесь здесь уже давно, а я только приехал и знаю, что происходит в Москве и России в целом. Люди искренне переживают, не понимают, почему такое происходит, ночами смотрят и ждут этих медалей. Поэтому на хоккеистов сегодня накладывается дополнительная психологическая нагрузка по созданию настроения стране в целом.
- Будете с кем-то из них встречаться?
- Если только случайно получится. А так, думаю, нет смысла. Они сейчас заряжены на игру, и не хочется их отвлекать. Перед отъездом команды на Олимпиаду мы с Сергеем Федоровым, когда он приезжал в Москву, провели целый день. Поговорили о многом. От него очень многое зависит.
- Кого-то из вратарей - Набокова или Брызгалова - видите в качестве основного на плей-офф?
- Если бы я был тренером, то ответил бы на этот вопрос. Для того чтобы знать объективную картину, нужно быть внутри команды и чувствовать ситуацию. И тот и другой были у меня в сборной в свое время. Но лично я думаю, что Женя Набоков - тот вратарь, который очень стабильно играет на протяжении долгого времени.
- Если сравнить ваш состав в Солт-Лейк-Сити с нынешним - какой сильнее?
- У меня не было Овечкина (смеется). И Малкина тоже. Зато были совсем молодые Ковальчук, Дацюк, Афиногенов...
- Не рисковали, когда брали в сборную 18-летнего Ковальчука и едва дебютировавшего в НХЛ Дацюка?
- Такими ребятами не рискуют. Отсутствие опыта у них в любом случае должно было компенсироваться в будущем. Думаю, что два золота последних чемпионатов мира - во многом заслуга ребят, которые в свое время получили опыт на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Но хочу сказать, что в ситуации, в которой я оказался, определить 12 первых было просто. А вот подобрать к ним еще 11 - очень сложно.
Впрочем, это тема не сегодняшнего интервью, а серьезнейший вопрос, который требует обстоятельного разговора. Поэтому желаю нашим ребятам, чтобы они поняли ответственность, которая на них лежит сегодня (хотя я и так знаю, что они очень серьезно ко всему относятся), и пожелать им удачи.
МЫ С КАЖДЫМ ГОДОМ УСИЛИВАЕМСЯ
- Эта Олимпиада может стать последней для энхаэловцев. Как вы расцениваете перспективы такого шага?
- Думаю, его не будет. Мне кажется, НХЛ не сможет отказаться от такого пиара, и они приедут в Сочи. Последние два года я прикладываю достаточно усилий для этого, общаюсь с тем же Гэри Бэттменом. Во время Матча звезд в Минске много разговаривал на эту тему и с Уэйном Гретцки, и с Марком Мессье. Беседовал и со многими генеральными менеджерами клубов НХЛ, которых я знаю, и с ветеранами, которые пользуются авторитетом. И пришел к выводу, что НХЛ не откажется от Олимпиады, поскольку этой лиге она сегодня очень нужна.
- А если Россия выиграет, там могут сказать: "Все, хватит"?
- Зачем мы привязываем все к победе той или иной сборной?
- Так ведь вы говорите - для них это пиар, а Россия выиграет - вот и нет пиара.
- Почему? Лучшие игроки в НХЛ сегодня - россияне. И успех сборной России - все равно пиар лиги. Поймите, здесь же нет такого разделения: выиграла Канада или США - пиар, Россия - не пиар. В прошлом году всеми тремя претендентами на "Харт Трофи", приз лучшему игроку сезона в НХЛ, были россияне - Овечкин, Малкин, Дацюк.
Мы все время ищем какого-то внешнего врага. А на самом деле все надумано. Чем выше уровень хоккея, чем больше звезд - тем выгоднее для НХЛ турнир, который смотрят во всем мире. Если Олимпиаду выиграет Германия - да, в таком случае НХЛ, может, и не будет это интересно. Зато если Овечкин забьет в овертайме финала гол, пусть даже и хозяевам, - это и в Канаде, и в Америке станет главным событием, которое будут обсуждать еще очень долго. Забудьте о каких-то интригах - всем это нужно!
- Так что же это - психологическое давление со стороны Бэттмена и владельцев энхаэловских клубов?
- Гэри - заложник ситуации. Для меня это совершенно очевидно. Как и Рене Фазель. Месяц назад я был в Нью-Йорке, встречался с Бэттменом. И сказал ему: "КХЛ - вполне самодостаточная организация, чтобы к Олимпиаде в Сочи подготовить лучшую команду. Так что мы будем только благодарны вам за ваш отказ. С другой стороны, вы должны понимать, что если примете решение не участвовать в Играх, то никогда в олимпийскую семью не вернетесь. Не может быть такого, чтобы вы вышли оттуда и снова вошли". Они должны просчитывать риски.
Я беседовал с Гэри еще и во время последней церемонии вступления игроков в Зал хоккейной славы в Торонто. У всех пятерых, кого ввели, - Айзермана, Халла, Маккинниса, Лича и Ламорелло - в презентациях был широко представлен международный опыт. Кубок Канады, Олимпийские игры, чемпионаты мира...
Думаю, что решение МОК и ИИХФ открыть клуб "Тройной короны" также говорит о важности участия НХЛ в Олимпиадах. Ведь в этом клубе - всего 22 игрока! Неужели вся его история на этих игроках и закончится?
Хоккей - очень интересная игра, но оставаться в рамках тех стран, которые ее сейчас культивируют, наверное, будет неправильно. Появляются возможности расширить хоккейный рынок в целом, для чего Олимпиада, конечно же, важна.
Но и КХЛ для этого может быть серьезным инструментом, - продолжил Фетисов. - Знаете, когда я сказал о такой возможности Бэттмену? Семь лет назад, когда стал министром спорта и приехал в Америку по делам. Сразу же встретился с ним и озвучил эту идею. Он надо мной посмеялся. Для этого смеха были основания: в то время российским хоккеем руководил Стеблин, и Бэттмен понимал, что никаких новаций с подобными людьми быть не может. Но сейчас он на КХЛ и перспективы взаимодействия с ней смотрит совершенно по-другому. Мы постоянно протягиваем руку НХЛ, и, думаю, разум все же должен возобладать.
Хоккей будет развиваться так, как должен развиваться. Нельзя допустить того, чтобы опять была изоляция и туманные перспективы. Мы с каждым годом усиливаемся, и это НХЛ не нравится.
БОЛЬШЕ ИГРАТЬ НЕ БУДУ
- Нет ли у вас желания вернуться в оставленное вами семь лет назад тренерское кресло?
- Я недавно с друзьями эту тему поднимал. Когда работал тренером, мне эта профессия очень нравилась. Я считал, что у меня в ней большая перспектива.
- И в "Нью-Джерси", и в Солт-Лейк-Сити у вас получилось достойно.
- Думаю, достойно получится и в ЦСКА, только в другом качестве (улыбается). Если же говорить о тренерстве... Заманчиво. И многие люди об этом говорят. Но наверное, если с кем-то я бы и мог поработать, то с детьми.
- Но что вам мешает вернуться к работе со взрослыми?
- Я сегодня уже немножко в другом статусе нахожусь. Являюсь сенатором, шесть с половиной лет был министром. Возвращаться после того, как был отлучен от профессиональной хоккейной конкретики на протяжении восьми лет, - тяжело, поверьте. Даже после того, как вернулся в качестве президента ЦСКА, это почувствовал. Когда ты не знаешь игроков, не чувствуешь ситуацию изнутри - очень сложно принимать правильные решения. Некоторые тренеры на какое-то время уходят, потом возвращаются - но они постоянно находятся, что называется, в теме. Ходят на игры, интересуются тем, что происходит.
У меня же был слишком большой диапазон ответственности, чтобы все это время только фокусироваться на хоккее. В связи с этим вернуться в тренерскую деятельность и быть успешным непросто. А возвращаться просто ради того, чтобы поменять работу, - неправильно.
- Вы посадили всю страну к телевизорам, выйдя на лед в матче ЦСКА - СКА. Повторить этот опыт желание есть?
- Не-ет. Один большой начальник позвонил и сказал: "А почему ты сказал, что больше играть не будешь?" - "Ну, наверное, одной игры достаточно". - "А по телевизору сказали, что ты подписал контракт на год". - "А другой формулы возвращения у меня не было". - "Ты все-таки подумай". - "Я подумал. И больше играть не буду".
- Горди Хоу в 52 ушел.
- Горди Хоу не уходил на столько времени, не был министром и сенатором. Я планировал за пять дней хотя бы разок потренироваться с командой. Но не получилось в силу разных обстоятельств. А заниматься этим делом надо всерьез.
Хотя я благодарен судьбе, что подарила мне возможность оказаться в раздевалке, на лавке, при переполненных трибунах. Вот только многие мужики на меня обиделись. Жены, говорят, теперь с утра спихивают с кровати и говорят: иди, делай зарядку. Фетисов в 51 год бегает с молодыми - бери пример!
- Какие мужики?
- Разные. И коллеги мои, да и просто на улице (улыбается). Колоссальный интерес был, это правда. Я сам не ожидал. По всем рейтингам, разговорам...
- Вашему наследнику по капитанской повязке ЦСКА Константину Корнееву что-то успели передать за то время, что были на площадке?
- Он хороший парень и настоящий капитан. Но быть рядом опытным людям иногда действительно надо. Вот мы недооцениваем возвращение Федорова в сборную. Если бы его не было, мы бы, наверное, и в Квебеке не смогли выиграть. Верю в какую-то символику, в то, что невозможно просто так что-то оборвать. Например, историю и традиции нашего хоккея, частью которых Федоров является.
- На ту же роль вы в Солт-Лейк-Сити взяли Игоря Ларионова?
- Я бы эту тему со временем немного расширил. Это тема моей книжки, серьезнейший шаг был в смысле многих вещей, касавшихся той команды, которую я тренировал. Когда-нибудь вы узнаете, почему это произошло. Хотя Игорь, наверное, был лучший игрок в той команде.
Сегодня создать команду очень сложно, нужно учитывать многие моменты. Особенно в таком скоротечном турнире, как олимпийский. Знать игроков надо очень хорошо - и своих, и чужих. Это тот самый момент, когда ты под давлением должен принимать правильные решения.
- Что вам сейчас подсказывает интуиция?
- Есть внутреннее ощущение, что все будет нормально.