8 декабря 2008, 06:00
В субботу на спортбазе "Голубой городок" в подмосковном Чехове состоялась отчетно-выборная конференция Федерации художественной гимнастики России. Новым президентом единогласно была избрана Ирина Винер, которая сохранила за собой и пост главного тренера сборной.
- Чаще всего на конференции звучало слово "единогласно". Вас такое "одобрямс" не настораживает?
- Я всегда говорю, что в ложке меда утопить гораздо легче, чем в бочке дегтя, и призываю тренеров указывать друг другу на их слабые стороны. Но на сегодня у нас действительно все хорошо, никто не забыт, ничто не забыто. Если ребенок родился в Казани и начал там заниматься художественной гимнастикой, затем переехал в Москву, а оттуда в Нижний Новгород и стал олимпийским чемпионом, все тренеры, которые участвовали в его подготовке, должны быть награждены, все регионы отмечены. У нас именно так и происходит.
- Сейчас во главу федерации принято ставить либо известных политиков, как было у вас, когда ее возглавлял советник президента Сергей Ястржембский, либо олигархов. Ваша федерация пошла иным путем, выдвинув в президенты, так сказать, рабочую лошадку из своей среды. В этой ситуации странно то, что при вашем стопроцентном "попадании" на Олимпиаде олигархи не стоят в очереди на должность президента.
- Если бы нас кто-то из них взял, мы бы не отказались. Но я хотела, чтобы художественная гимнастика и в верхах имела женское лицо. У нас была такая кандидатура - интеллигентная, умная, красивая женщина. Но, к сожалению, она не смогла ответить нам взаимностью. Пока не смогла. Будем надеяться, что в дальнейшем ситуация изменится.
- Какой из своих должностей вы будете отдавать предпочтение?
- Будучи до этого вице-президентом федерации, неформально я выполняла работу президента. Имя Ястржембского играло, конечно, очень большую роль. Но сейчас Сергей Владимирович в корне поменял свою жизнь. Перешел к творческой работе, стал свободным художником. И я подумала, что мы доросли до такого уровня, когда сами сможем поднять трубку и попросить то, что нам надо. Мы добились того, что, если я буду говорить от своего имени, это будет воспринято нормально. Во всяком случае, постараюсь не обмануть надежды тех людей, которые доверили мне этот высокий пост. Но все же мое место, как я когда-то сказала одной моей ученице, в будке около зала. И я должна быть там. Могу выбрать цепь подлиннее: как президент поехать на совещание и отстаивать там наши интересы. Пока нет такого человека, который мог бы заменить меня на этой должности. Очень хочу, чтобы кто-то нашелся и помог мне. С удовольствием отдам бразды правления тому, кто возьмет нас на абордаж.
- Не секрет, что перед всеми российскими федерациями поставлена задача продвигать своих людей в руководящие органы международных федераций. Что в этом плане предпринимается у вас?
- В исполком Международной федерации гимнастики (FIG) недавно вошел потрясающего ума и обаяния россиянин Василий Титов, вице-президент ВТБ, занявший теперь должность вице-президента FIG. Очень рада за него. Он вполне достойная фигура, чтобы в дальнейшем занять пост президента. Мечтаю, чтобы это случилось. 25 лет президентом FIG был Юрий Титов, а сейчас есть Титов Василий. В этом я вижу предначертание судьбы.
- Как прокомментируете то, что технический комитет, членом которого ранее были вы, вошла россиянка Наталья Кузьмина?
- Я свою кандидатуру не выставила. И все наши "друзья" посчитали, что России в техкоме не будет, а возглавит его юрист, которая за четыре года даже ни разу не посетила соревнования по художественной гимнастике. Мы очень серьезно включились в борьбу и сумели пролоббировать на место президента польку Марию Шишковскую, имеющую 24-летний стаж работы в этом комитете. А вице-президентом с огромным отрывом от всех претендентов стала Наталья Кузьмина. Это значительная победа России.
- Случилось так, что в тот же день, когда вы стали президентом Федерации художественной гимнастики России, ваш супруг Алишер Усманов был выбран президентом Международной федерации фехтования...
- Представляете?! Вообще понятия не имела, что у него именно 6 декабря выборы будут! Вот так нас по жизни ведет судьба. Я всегда говорю, если там (поднимает глаза вверх) решено, внизу бесполезно сопротивляться. Знаю, правда, что супруг очень волновался за исход выборов. Международную федерацию фехтования долго возглавлял один серьезный господин, который не хотел сдавать позиции, несмотря на преклонный возраст. Алишер Бурханович все-таки не побоялся выставить свою кандидатуру против такого корифея и победил. Думаю, что фехтование здорово выиграет от этого. Виды, которые были исключены из программы Олимпиады, вернутся, не говоря уже о том, что в финансовом отношении федерация приобретает очень много.
- Как будете отмечать свое семейное президентство?
- Еще не знаю. Но могу сказать, что перед выборами предсказала супругу, что он с большим трудом, но выиграет. Знаете, что он - критик по натуре - мне сказал сегодня, когда я ему позвонила и поздравила? "Ну вот, накаркала!" Дай бог, чтобы я всегда так каркала.