В конце минувшей недели состоялась очередная отчетно-выборная конференция Федерации регби России. Президентом единогласно был переизбран Игорь Артемьев, который возглавляет организацию с 2017 года. В интервью «СЭ» Игорь Юрьевич рассказал о прошлом, настоящем и будущем российского регби.
— Отчетно-выборная конференция — это в первую очередь подведение итогов. Что, на ваш взгляд, стало главными достижениями российских регбистов с момента выхода сборной на Кубок мира-2019?
— Если говорить о спортивных результатах, то на первом месте стоит квалификация женской сборной России по регби-7 на Олимпиаду в Токио. Впервые в истории наша команда боролась за медали Олимпийских игр. Несмотря на то что из-за коронавируса год не было международных соревнований, девушки смогли в блестящей форме подойти к отборочному этапу и не оставили соперницам ни единого шанса. В Токио команда очень хорошо начала и была буквально в нескольких секундах от второго места в группе, которое давало более легкую сетку в плей-офф. Независимо от результата — это большая победа. Я надеюсь, что игроки смогут передать свой бесценный олимпийский опыт в клубах и это стимулирует всех работать еще больше. Уверен, что у российского женского регби огромный потенциал.
Кроме Олимпиады, отмечу еще победу женской сборной на чемпионате Европы по регби-7, успехи женской и мужской сборных в первенстве континента по пляжному регби, причем в финале наши парни одолели итальянцев. Серебряным призером чемпионата Европы по «семерке» стала наша сборная до 18 лет, в тройку чемпионата Европы вернулась главная мужская команда страны. Женщины стали серебряными призерами чемпионата Европы по классическому регби, а мужская сборная продолжает борьбу за путевку на Кубок мира-2023.
Санкт-петербургская «Застава» и московский ЦСКА выиграли Кубок европейских чемпионов по регби-7. Я считаю, что мы провели год очень достойно, но это точно не повод для самоуспокоения — впереди много тяжелой работы.
— Вы упомянули клубное регби. Кажется, что на внутренней арене у нас установилась гегемония красноярского «Енисея-СТМ», а доминирование одной команды снижает уровень интереса к турниру. Вы считаете это проблемой?
— Одной из системных задач по развитию чемпионата страны было присоединение к турниру известных спортивных брендов. Поэтапно, шаг за шагом мы эту задачу решали, и уже сейчас в чемпионате России по регби играют «Локомотив» (Пенза), ЦСКА и «Динамо» (Москва). Пензенцы уже стали чемпионами страны по регби-7, а в прошлом сезоне, где-то даже сенсационно, вышли в финал чемпионата по классике.
Посмотрите, насколько конкурентным стал турнир, да, «Енисей-СТМ» — фаворит, лидер и чемпион, но борьба за места в плей-офф накалена до предела. На выход в полуфинал претендуют сразу семь команд из десяти, и уже даже эксперты со стажем не могут предсказать результаты матчей.
Конкуренция — главное, чего не хватало нашему чемпионату для прогресса. Конкуренция автоматически повышает и мотивацию команд, и зрелищность матчей, и интерес зрителей. Я убежден, что как только ковидные ограничения снимут, мы на большинстве игр будем видеть полные трибуны.
С маленькими поправками то же самое можно сказать про «семерку», где, например, у женщин доминирует московский ЦСКА, а признанные лидеры уже в статусе догоняющих. У мужчин на победу в равной степени претендуют три-четыре команды. Буквально на прошлой неделе (19 сентября. — Прим. «СЭ») «Локомотив» и «Енисей-СТМ» дебютировали в новом еврокубке от Rugby Europe, который, отмечу, состоялся во многом благодаря стараниям России. Я уверен, наши клубы будут так на лидирующих позициях.
Активно развивается проект «Регби в армии и силовых структурах», где за короткий срок президент ЦСКА Алексей Митрюшин (который, к слову, был главным идеологом и руководителем группы разработки нашей стратегии) создал более ста команд. Сейчас мы в продвинутой стадии переговоров с руководством CISM — это олимпийские игры среди военных — и надеемся на скорое включение дисциплины регби-7 в эти соревнования.
— Говоря про клубное регби, мы вряд ли можем оставить вне контекста спортивную вертикаль, которая на эти клубы работает. На конференции вы представили амбициозную десятилетнюю стратегию, цель которой — сделать регби третьим по популярности командным видом спорта в России, считаете, обогнать баскетбол реально?
— Да, мы поставили себе такую цель — войти в тройку самых популярных командных видов спорта России. Реально ли это? Да, но чрезвычайно сложно. У меня нет никаких иллюзий на этот счет, но есть вера в перспективность и неоцененность регби, которое еще слишком мало людей в России смогли увидеть и по достоинству оценить, есть вера в команду менеджмента, собранную в федерации, и есть вера в нашу стратегию.
Стратегия — документ объемный, поэтому в рамках интервью сложно передать все детали, но основные тезисы достаточно просты. Первое — мы хотим дать овальный мяч в руки как можно большему числу россиян и сделать это с помощью неконтактных и малоконтактных дисциплин, таких как тэг-регби, тач-регби. Это простые и подвижные варианты игры, которые очень легко воспринимаются как взрослыми, так и детьми. Ключевая задача — сделать регби массовым.
Второе — мы всячески поддерживаем посыл президента Путина, который заявил, что количество детских тренеров в ближайшие годы должно быть удвоено, а в течение десяти лет — утроено. Более того, Владимир Владимирович дал четкий сигнал о повышении финансирования спорта, которое уже со следующего года должно быть на уровне двух процентов в общем объеме бюджетных расходов страны. Это несколько сотен миллиардов рублей дополнительных инвестиций, в том числе в инфраструктуру, которой сегодня нам тоже не хватает в полном объеме. Если мы сумеем правильно распорядиться возможностями, данными нам государством, то нет никаких сомнений, что наша цель воплотится в реальность.
А будущие спортивные успехи мы обеспечим за счет упора на молодежь. Помимо увеличения числа детских тренеров и секций сейчас прорабатывается вопрос создания франшизы Россия А, в которой нашли лучшие молодые игроки будут получать регулярную практику на уровне клубных турниров, — это возможное включение в чемпионат России или регулярные тест-матчи с участниками национального первенства, на международном уровне — участие в «Суперкубке Регби Европа» и других соревнованиях.
— А что с планами принять Кубок мира по регби? Решение CAS окончательно поставило крест на перспективах России в этом вопросе? Ведь лучшего локомотива для продвижения игры, чем большой турнир, пожалуй, и не придумать.
— Безусловно, решение CAS стало для нас ударом, так как шансы России принять турнир были близки к стопроцентным. К сожалению, в этой ситуации от нас ничего не зависело, но и перспективы не столь пессимистичны, как может показаться. Мы не оставляем надежду, что World Rugby может пересмотреть свое решение определять хозяев сразу на два турнира вперед, и тогда мы еще сможем претендовать на Кубок мира-2031. Если этого не произойдет, то уже на соревнованиях, которые пройдут в 2035 году, мы будем явными фаворитами.
Но не Кубком мира единым живет мировое регби, и, возвращаясь к задачам, поставленным Президентом, мы стараемся проводить в России как можно больше международных соревнований. Чемпионаты Европы по снежному и пляжному регби, этапы чемпионата Европы по регби-7 у мужчин и женщин, чемпионат Европы по регби U18, Кубок европейских чемпионов по регби-7, и в 2022-м в Красноярске впервые в истории пройдет Кубок азиатских чемпионов по регби-7. Мы будем прилагать все усилия, чтобы расширять этот календарь и проводить больше турниров, но наша глобальная цель — сделать Россию одним из центров мирового регби, организовав Кубок мира, — остается неизменной.
Егор Ленский