29 июня 2009, 04:00

Приплыли!

В субботу в Санкт-Петербурге завершилась кругосветная парусная регата Volvo Ocean Race. Впервые в истории в гонке приняла участие российская яхта "Косатка", вынужденная завершить выступление по финансовым причинам после третьего этапа в Сингапуре. Тем не менее судно вышло на старт заключительного этапа Volvo Ocean Race - правда, вне конкурса. О том, как встречали участников регаты в Северной столице, рассказывает специальный корреспондент "СЭ".

Дмитрий ОКУНЕВ
из Санкт-Петербурга

БЕЗ ПОТЕРЬ

В субботу Питер говорил по-английски. И в "мирное время" являющийся лакомым кусочком для туристов, в день финиша гонки он вдруг окрасился в гамму фантастических цветосочетаний и наводнился веселыми ордами людей всех известных рас и вероисповеданий. Город и его гости ждали зрелища - и оно не подкачало. Разочаровала, по своему обыкновению, лишь погода. Дождь зарядил аккурат с прибытием "Косатки" к пирсу, на скорую руку выстроенному у стен Петропавловской крепости, и с каждой минутой усиливался так, что сильно опережал развитие событий. За считаные минуты большая часть народа, по беспечности не прихватившего с собой зонтики, вымокла до последней нитки и приобрела какой-то жалобно-растрепанный вид. Но кто обещал, что будет легко?

Яхты пересекали финишную черту, подводившую итог 37 тысячам морских миль и мытарств, у Толбухина маяка в Кронштадте. Как мы помним, далеко не все морские кампании заканчивались без потерь кого-то из личного состава. Первый в истории кругосветчик, Магеллан, до дома не добрался, погиб на Филиппинских островах. А Кук, и того более, был приготовлен на обед. Сейчас, однако, времена другие - слава Посейдону, до финиша все добрались уставшими, но довольными. Недосчиталась Volvo Ocean Race, правда, целого экипажа. Но этот случай требует отдельного повествования.

Разговоры про злостный кризис, признаться, уже толком надоели. Но в нашем экономически непрочном мире их, как ни крути, обойти не получается. Не пощадил этот вселенский коллапс и "Косатку", вынудив ее сойти с пробега уже после третьего этапа. И гонка, обещавшая в этом году приковать к себе интерес на 1/8 части суши, мигом превратилась из "нашей" в "их". Досадно, но ничего не поделаешь - Россия только начинает осваивать гигантские парусные проекты. Впрочем, "Косатка" нашла, чем подсластить пилюлю: пусть и вне конкурса, но вышла на заключительный этап Стокгольм - Санкт-Петербург протяженностью 400 морских миль. Могла лодка и в распределении очков поучаствовать, да только после длительного простоя не вся техника соответствовала установленным правилам.

- У нас было чувство, что дверь должна быть закрыта правильным способом. Потому и приняли участие в последнем этапе, - заявил владелец и главный идеолог Team Russia Олег Жеребцов.

Надо сказать, что в угоду достойному и зрелищному финишу регаты власти Санкт-Петербурга пошли на беспрецедентную меру - развод мостов среди бела дня. Уверен, что уже одно только это событие запомнится горожанам надолго.

С ПИСТОЛЕТОМ ПРОТИВ ПИРАТОВ НЕ ПОПРЕШЬ

- Почему "Косатка" все-таки не сумела заявиться на последний этап? - спрашиваю у серебряного призера Олимпиады-2004 в классе "49-й", одного из ключевых членов экипажа украинца Родиона Луки.

- Лодка долгое время не выступала, и спасательное оборудование было невозможно вывести на тот уровень, который предписан правилами класса. Если говорить конкретно, не работала электронная система, которая управляла гидравликой киля. На устранение неполадок требовалось около двух дней, а лодка прибыла в Стокгольм лишь за сутки до старта. Поэтому успеть что-либо исправить было физически невозможно. К сожалению, сама возможность пройти последний этап возникла довольно поздно. Участие в нем "Косатки" ничего не меняло в турнирной таблице, но прибытие в Санкт-Петербург вместе с остальным флотом было делом чести.

Я надеюсь, что нынешнее наше выступление - лишь дебютный штрих в преддверии следующего Volvo Ocean Race. Первая ласточка, ставшая возможной благодаря Олегу Жеребцову. Увы, экономический кризис не позволил осуществиться его намерениям.

- Давайте вспомним некоторые события первых этапов гонки. До России долетали слухи, что после отплытия из Кейптауна яхту облегчали путем швыряния за борт разного рода балласта. Это правда?

- Не верьте таким слухам. На самом деле при выходе из порта в море случайно выпал чехол от паруса - киса. Понятно, что случилось это вовсе не потому, что мы хотели облегчить судно.

- А в рыболовные сети попадались?

- Было такое. В Индийском океане запутались в сетях, но достаточно оперативно их разрезали. Конечно, хотели сохранить рыбацкую снасть в целости. Однако, когда остановились, она обволокла не только киль, но и перья рулей. Пришлось отрезать.

- Когда шли вдоль восточного побережья Африки, лютых сомалийских пиратов побаивались?

- Перед вторым этапом специальные службы, которые занимаются борьбой с пиратством, провели для нас семинар. Поэтому мы знали, как вести себя с захватчиками. В принципе особых опасений не было, так как обычно морские разбойники дальше чем на 900 миль от берега не отплывают. Как ни странно, возможность попасть-таки в плен выдалась позже, на третьем этапе, когда мы шли мимо Шри-Ланки и Малайзии - пиратские нападения там не редкость. Но в нашем случае проблем не было.

- Как известно, береженого Бог бережет. Оружие на "Косатке" имелось?

- Нет. Нам строго рекомендовали не держать на борту ничего подобного. Против того оружия, которым располагают пираты, пистолет или автомат не поможет. Здесь нужно что-нибудь посерьезнее.

- Что, в таком случае, посоветуете мореходам, которым избежать пиратского плена все же не удалось?

- Просто сдаться и тянуть время. Ждать, когда на помощь придут профессионалы.

- У моряков принято по-особому отмечать пересечение экватора. Что придумал экипаж "Косатки"?

- Этот праздник Нептуна запомнится мне надолго. На протяжении двух дней всю недоеденную пищу сливали в ведро, а затем тех ребят, кто впервые пересекал экватор, и меня в том числе, обливали этими помоями. Хорошо, что мы шли на приличной скорости: вышли на нос лодки, и волны моментально все смыли.

- В психологическом плане подобные гонки сильно выматывают?

- Устать можно от любой работы. Здесь же все профессионалы - заранее себя готовят. Люди, которые прошли вместе огонь и воду, остаются друзьями на всю жизнь.

- Всех чрезвычайно интересует вопрос вашего сна. Как сей важный процесс происходит на яхте?

- Ох, об этом действительно очень много говорилось! В идеале спать должны были три раза по четыре часа в сутки, но на деле выходило трижды по два с половиной. И это только если во время твоего отдыха с яхтой ничего не происходит. Если же случилась поломка или, например, требуется замена паруса - будят. Недосыпание, безусловно, одна из главных проблем в нашем деле. Если вы мало спали один, два или три дня - это терпимо. Но неделя хронического недосыпа сильно сказывается на психологическом состоянии человека. Накапливается физическая усталость, начинают появляться ошибки. К тому же при шторме, например, уснуть очень тяжело: яхту водит из стороны в сторону, швыряет во всех плоскостях. В общем, непростое испытание.

ГРУСТНЫЙ ПРАЗДНИК

Заключительный этап кругосветки, по существу, был лишен главного спортивного сюжета: победитель гонки стал известен задолго до финиша в Кронштадте. Блестящая во всех смыслах шведская лодка Ericsson 4 в пух и прах разбила своих конкурентов и вышла на пробег до Питера в праздничном настроении. Что, впрочем, особой сенсацией не стало: судно моделировалось и тестировалось на огромные деньги, да и экипаж скандинавы собрали первоклассный - во главе с одним из лучших мореходов современности бразильцем Торбеном Грэлем. Шведский коллектив складывался на протяжении нескольких лет, имел достойного спарринг-партнера - Ericsson 3 и выходил на старт с задачей победить. Иного варианта солидные спонсоры проекта просто не поняли бы. Любопытно, что из года в год Volvo Ocean Race выигрывает команда, ставшая лучшей уже на первом этапе Аликанте - Кейптаун. Не стала исключением и нынешняя гонка.

Очертив замысловатую дугу вдоль Петропавловской крепости, яхты причаливали к пирсу со снятыми парусами - на моторах, во время соревнований строго-настрого опечатываемых жюри. Закаленные немыслимым для обычного человека кругосветным переходом моряки ступали на землю Заячьего острова со скромными улыбками людей, совершивших великое дело. И сразу попадали в пламенные объятия жен, детей и подруг. Несмотря на всю праздничность обстановки, в глазах мореплавателей явственно читалась печаль: приключения завершились, и теперь придется окунуться в скучную сухопутную жизнь. Кто знает, доведется ли им снова выйти под парусами вместе?

Членов экипажа "Косатки" тем временем публика встречала как героев. Под дружные крики: "Россия, Россия!" - первым ступил на твердую землю Стиг Вестаргорд, занявший должность шкипера на последнем отрезке гонки.

- Санкт-Петербург очень красивый, - произнес на практически безупречном русском датчанин.

Остальные экипажи прощались со сказкой как могли. Веселая "шайка" с Puma Ocean Race и вовсе ознаменовала свое прибытие огнем всех имевшихся в наличии сигнальных ракетниц. Файера удивительно точно дополняли хулиганский облик черно-красной красавицы. А поджарый шкипер ирландско-китайского проекта Green Dragon предстал перед общественностью в стандартном головном уборе российских вооруженных сил. И где он его в море только взял?

Удивительно, но все моряки, с которыми удалось пообщаться, произвели впечатление вдумчивых, рассудительных и интеллигентных людей. Быть может, суровые условия заставляют людей совершенствоваться? Кстати, ни на одной из яхт вы не встретите зеленого юнгу. Все сплошь - матерые, умудренные опытом морские волки. Солидный возраст участников регаты даже поставил в смятение организаторов Volvo Ocean Race. И те, дабы обеспечить своему детищу перспективное будущее, внесли в правила обязательное условие - наличие в экипаже не менее двух спортсменов моложе тридцати лет.

- В кругосветных гонках я раньше не участвовал. И океан никогда не пересекал, - признался отнюдь не мальчик, но весьма крепкий физически участник нового состава "Косатки" серебряный призер Атланты-1996 в классе "Солинг", а с недавних пор и государственный тренер Федерации парусного спорта России Георгий Шайдуко. - Моей основной специализацией были спринтерские гонки. Однако известно, что длинные гонки выходят из олимпийских.

- Чем вам запомнится пусть и кратковременное, но все же участие в Volvo Ocean Race?

- Эта гонка относится к спорту самых высших достижений, поэтому здесь собраны сильнейшие гонщики - олимпийские чемпионы, призеры Игр, триумфаторы мировых первенств. А какие тут яхты!..

Наша, например, спроектирована настолько уникально, что прямо из-под ног вырывается и уходит. Скорость запредельная! Кстати, рекорд "Косатки" - 39 узлов. На других яхтах и 42 развивали - это примерно 70 километров в час! Спорт и технологии идут вперед, и нужно держаться за них.

Пока мы беседовали с Шайдуко, который внешне вполне мог бы стать эталоном морского волка из советского приключенческого фильма, любопытные события развернулись на концертной сцене, куда не привыкшей к твердой земле походкой один за другим поднимались герои вечера. Отменным получилось выступление оркестра, особенно во время исполнения "Города над вольной Невой". Затем моряков поздравили высшие чины города, а ведущий праздничную программу телекомментатор и колумнист "СЭ" Виктор Гусев наградил лауреатов соревнований.

Очередная Volvo Ocean Race финишировала. Кто-то выйдет на старт в будущем году?

Volvo Ocean Race. 10-й этап

Стокгольм - Санкт-Петербург. 400 морских миль. 1. Telefonica Black (Испания, шкипер Фернандо Эчаварри). 2. Puma Ocean Racing (США, шкипер Кен Рид). 3. Telefonica Blue (Испания, шкипер Боуве Беккинг). 4. Ericsson 3 (Швеция, шкипер Магнус Олссон). 5. Ericsson 4 (Швеция, шкипер Торбен Грэль). 6. Green Dragon (Китай/Ирландия, шкипер Иан Уокер). 7. Delta Lloyd (Голландия, шкипер Роберто Бермудес).

Итоговый зачет гонки. 1. Ericsson 4 - 114,5 балла. 2. Puma Ocean Racing - 105,5. 3. Telefonica Blue - 98. 4. Ericsson 3 - 78,5. 5. Green Dragon - 67. 6. Telefonica Black - 58. 7. Delta Lloyd - 41,5.