В миролюбивом парусном спорте, которому совершенно несвойственны скандалы, намечается серьезный шторм. Украинская федерация по этому виду спорта обратилась с жалобой на российских коллег в Международную федерацию (Worldsailing). Причина: соревнования, которые проводятся в Крыму. Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС) грозит дисквалификация. По крайней мере, украинская сторона намерена добиваться именно этого. Все идет к тому, что вопрос будет решаться на заседании Генеральной ассамблеи Международной федерации, которое пройдет в американской Сарасоте с 27 октября по 4 ноября.
– Насколько все серьезно? – уточнил я у генерального секретаря ВФПС Олега Ильина.
– Безусловно, ситуация серьезная. Украинская федерация парусного спорта подала на нас жалобу. Мы уже подготовили развернутый ответ на английском языке и послали его в соответствующий орган. В тот же день он был опубликован. Сейчас наша позиция переводится на русский и через день-два все смогут ознакомиться с ней на сайте ВФПС.
– Но "российский вопрос" будет рассматриваться на Генеральной ассамблее в любом случае?
– Есть вероятность, что его отложат. Все-таки вопрос непростой, там масса процедурных тонкостей. Ведь сначала информация поступает в конституционный комитет, который сам по себе крайне придирчив к деталям. Затем вопрос перейдет в исполком и дальше, если он будет принят к обсуждению, уже в совет – верховный орган международной федерации.
– Украинская федерация перед тем, как подать жалобу в World sailing, пыталась урегулировать вопрос напрямую с ВФПС?
– У нас была большая переписка. Но в основном там повторение претензий с их стороны. Мы каждый раз на них отвечали, но они не особенно идут на контакт.
– В каком смысле?
– Мы предлагаем проводить соревнования вместе, самим проводить их в Крыму. В общем, пытаемся предлагать разные формы, чтобы прийти к консенсусу. Но с их стороны постоянно звучит: "Нет, вы не должны там ничего проводить"…
Но то, что не должны, мы оттуда давно убрали. В Крыму не проводятся ни чемпионаты России, ни международные соревнования. Но мы не может запретить активничать местным федерациям. Да, они члены ВФПС, но вместе с тем – независимые органы. Они вправе проводить свои соревнования. Плюс есть различные частные проекты, которые вообще могут выходить на свои старты где угодно. Ежегодно за пределами России проводится порядка 50 подобных регат. Как им можно что-то указывать?
– Украинская федерация хочет, чтобы в Крыму не проводилось вообще никаких соревнований?
– Вот именно.
– Ни себе, ни людям?
– Получается так. Если им туда доступа нет, как они считают, то пусть лучше там не будет вообще ничего? Они же там хозяйничали с 1993 по 2014 годы. И, по сути дела, парусный спорт там умирал.
– Почему они не хотят идти навстречу и проводить соревнования вместе?
– Отказываются категорически.
– Тут политический подтекст?
– Политические рожки торчат, это понятно. Хотя президент Украинской федерации Родион Лука – не просто коллега, а наш большой друг. Но он пожимает плечами и говорит: "Что вы хотите, мой президиум требует, чтобы мы отказали России. Я должен выполнять требования". Вполне вероятно, за этим всем стоит и национальный олимпийский комитет Украины, а, может, и выше. Они об этом не говорят, ссылаются на правила, согласно которым все соревнования, которые проводятся на территории страны, должны быть согласованы с Федерацией парусного спорта Украины.
– Безысходность?
– Не мы проводили референдум. Вот так вот сложилось. Но мы же не занимаемся политическими вопросами, нам интересен парусный спорт. Мы готовы вместе искать какие-то варианты в этой ситуации, но запретить местным региональным федерациям проводить соревнования никак не можем.
– Каков потенциально худший расклад событий в этой истории?
– Ну, это очень маловероятный вариант. Все-таки Россия есть Россия. Самая большая страна в мире, политический вес – серьезный.
– Все это не помешало забанить нашу легкую атлетику.
– Там был более конкретный вопрос. Но если все-таки предположить, что предложение Украины будет принято, то, конечно, больше всего это заденет наших олимпийцев. Все-таки до Токио-2020 осталось всего ничего.
А закрыть парусный спорт в России вообще – невозможно. В каких-то формах он будет развиваться все равно. Но даже обсуждать этот вариант не очень хочется, потому что он крайне маловероятный. Могу заверить, что с нашей стороны делается все.
– Что, например?
– Есть документы, согласно которым мы свои договоренности с Украиной выполнили. В свое время составлялся список соревнований, которые мы бы хотели провести в Крыму. Согласовывали его с Международной федерацией. То, что нам запретили, мы изъяли из календаря. Там остались разве что частные гонки.
– Насколько у нас дружные отношения с World Sailing?
– У нас очень хорошие и тесные деловые связи. Мы более полувека в этой федерации, лично знакомы и с президентом, и с членами исполкома. Я сам – члена совета, верховного органа.
– То есть предвзятого отношения не будет?
– Там другое дело. Все решения, которые принимаются из-под колес, опасны. Непонятно ведь, какой будет у голосующих настрой в тот день, как эта тема будет связана с другим вопросами. Все-таки сейчас как у нас здесь, так их них там идет массированная пропаганда.
Мы даже готовим специальный буклет, чтобы люди понимали, где Крым вообще находится. Ведь далеко не все знают, что это за территория, у многих представление, будто она всегда была украинский, а теперь вдруг стала российской. Мы предоставим историческую справку, напомним, что когда-то в Крыму были татары, древние римляне, древние греки. Да кого там только не было!
– Устроите Международной федерации исторический экскурс?
– Очень короткий. Плюс дадим небольшую справку по поводу референдума и того, что население Крыма практически единогласно проголосовало за воссоединение с Россией.
– В Сарасоте все тоже будет решаться путем голосования?
– Если включат в повестку дня – да. Но вопрос могут отложить. И даже если все пойдет по неблагоприятному сценарию, то не стоит говорить именно о дисквалификации федерации. Меры могут быть разными: обращение внимания, предупреждение, выговор. Не обязательно сразу же станут рубить голову топором. Мы смотрим на ситуацию с оптимизмом. И по-прежнему предлагаем Украинской федерации любые формы сотрудничества. Наше дело – парусный спорт, а не политика.