Статьи

30 июля 2015, 18:00

Букмекерский рынок ждет перезагрузка

Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фоторедактор
Главная новость букмекерского рынка последних дней: на стадии публичного обсуждения находится законопроект о внесении изменений в статью 27 Федерального закона от 13 марта 2006 года №38-ФЗ "О рекламе", который предлагает легализовать рекламу букмекеров и тотализаторов в интернете, на радио и телевидении без ограничения по времени показа, на спортивных объектах и в пунктах приема ставок.

Объем букмекерского рынка России в 2014 году, по оценкам экспертов, составил 0,9-1,0 миллиарда долларов. Отечественный рынок ставок относительно молод в сравнении с европейским и одним из главных факторов, сдерживающих его развитие, является ограничение рекламы букмекерских контор, в частности - запрет на рекламу на стадионах и в дневное время. Таково взвешенное мнение опрошенных представителей отрасли.

К примеру, в Европе, где букмекерство имеет давнюю историю и традиции,  успешно практикуется размещение рекламы на информационных экранах стадионов, на форме игроков. Это позволяет привлечь в спорт крупные суммы денег и направить их на развитие отрасли. В России же действуют существенные ограничения, которые практически сводят на нет возможность тесного сотрудничества букмекеров и спортивных организаций по данному вопросу.

Сейчас рекламировать букмекерские конторы на радио и ТВ можно только с 22 вечера до 7 утра. В прессе - только в изданиях, специализирующихся на рекламе. Таким образом, рекламные возможности БК сильно ограничены и рекламные бюджеты невелики. Общий рекламный бюджет российских букмекеров, по оценкам экспертов, составляет до 100 миллионов рублей в год - это небольшая часть всех расходов.

Для сравнения, расходы на рекламу у крупных иностранных БК составляют в среднем от 20 до 50 процентов всех расходов. Betfair: в 2014 году расходы на продажи и маркетинг - 193,3 миллиона долларов, в 2013 году - 175,8. Paddy Power: в 2014 году маркетинговые расходы - 109,6 миллиона долларов, в 2013 году - 82,7 миллиона долларов.

Возможное принятие законопроекта наверняка изменит пропорцию рекламных бюджетов, а заодно изменит специфику отношений представителей спортивной отрасли и букмекеров.

МНЕНИЕ ОТРАСЛИ

Антикризисный шаг со стороны государства на фоне экономических проблем спортивной отрасли и рекламного рынка (падение последнего достигает 15-40 процентов в зависимости от сегмента) поможет пополнить бюджеты команд, федераций, госорганов, а также дать новую точку для роста объемов продаж рекламы в СМИ - такова одна из основных заявленных целей авторов законопроекта. В пояснительной записке к тексту, опубликованному на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, отмечается, что годовой объем рынка букмекерских контор в России составляет 150 миллиардов рублей, чистая прибыль - почти 2,5 миллиарда.

При этом ограничения по содержанию рекламы букмекерских контор и тотализаторов остаются: в своих коммуникациях владельцы букмекерских контор не должны обращаться к несовершеннолетним, преувеличивать вероятность получения выигрыша или, наоборот, преуменьшать степень риска.

Рынок в целом позитивно воспринял возможные изменения. Российские букмекеры давно ожидают внесения соответствующих поправок. Негативную оценку у участников букмекерского рынка получило лишь уточнение, что после ЧМ-2018 обозначенную инициативу могут отменить.

"Многие положения этого документа соответствуют тем, что разрабатывали юристы нашей СРО, - поделился своим видением нового законопроекта глава СРО букмекеров Константин Макаров. - Поэтому в какой-то степени это реализация нашей отраслевой инициативы. Возможно, какие-то детали нужно будет отточить, но концептуально нас все устраивает. Получив возможность размещать свои логотипы на стадионах, на форме спортсменов, операторы начнут более активно поддерживать спорт. Поэтому, если лица, от которых зависит прохождение законопроекта, будут руководствоваться здравой логикой развития спорта, документ будет принят. К тому, что инициатива после ЧМ-2018 может быть отменена, отношусь скептически. Для операторов это сигнал отсутствия стабильности в решении ключевых проблем рынка, а значит, никто не пойдет на долгосрочные инвестиции в спорт".

В большинстве европейских стран, в отличие от России, организаторы пари могут рекламировать свою деятельность вне зависимости от времени суток, раскрывать информацию об оборотах тотализатора и объемах собранных средств. Тотализатор позиционируется как вид развлечения и отдыха, поэтому ограничения на его рекламу вводиться не должны.

Руководитель коммерческого департамента Российского футбольного союза Петр Голунов: "Конечно, целиком и полностью поддерживаю данную идею. Ведь это серьезный источник дополнительного финансирования, которого раньше не было. Лишним он точно не станет. Все понимают, что наш футбол необходимо развивать. У нас очень много социальных проектов, и эти деньги могли бы пойти на их поддержку. Если нашим партнером станет "белая", открытая букмекерская компания, зарекомендовавшая себя на рынке, отчисляющая налоги, то почему бы с ней продуктивно не посотрудничать? Тем более мы знаем об очень успешном взаимодействии такого рода на Западе. Имею в виду топ-клубы и крупнейшие конторы".

Итак, авторы законопроекта обратились к мировому опыту и учли положительный эффект аналогичных законодательных актов европейских стран. В чем, собственно, он заключается?

В Великобритании, Франции, Испании, Германии, Италии и других государствах Европы давно пришли к выводу, что гораздо эффективнее, когда владельцы клубов, стадионов, СМИ и букмекеры на равных организуют рекламную кампанию и все стороны заинтересованы во взаимодействии. В нашем случае речь идет только об одном из первых шагов по налаживанию такого сотрудничества.

Основных направлений сотрудничества четыре: это спонсорство клубов, спонсорство спортивных организаций, спонсорство спортсменов и спонсорство спортивных объектов.

БУКМЕКЕРЫ В ЕВРОПЕ И США

В Великобритании, где особенно сильны традиции спортивных ставок, многие клубы премьер-лиги имеют контракты с букмекерами: "Челси" спонсирует Betvictor, а "Ливерпуль" на днях заключил соглашение с хорошо знакомым российским пользователям "Марафоном", по условиям которого будет дополнительно зарабатывать 5 миллионов фунтов (ранее контора спонсировала "Фулхэм").

В Германии "Вердер" несколько лет назад пытался сделать BWIN своим титульным спонсором, однако правительство Саксонии отозвало лицензию букмекерской конторы. Несмотря на это основанная в Австрии компания заметно повысила благодаря многочисленным спонсорским контрактам свою узнаваемость и авторитет в глазах заядлых игроков. В разные годы Bwin была партнером "Реала", "Манчестер Юнайтед", "Ювентуса", "Марселя", "Андерлехта" и "Милана". С 2006 года букмекер - официальный спонсор ФИБА во всем мире, а также партнер чемпионатов Европы и мира по баскетболу.

Начало осени может ознаменовать собой черный период для букмекерских контор, работающих на Апеннинском полуострове. Как сообщают местные СМИ, правительство государства рассмотрит законопроект, который полностью парализует рекламу букмекерских контор и гемблинг-операторов в Италии. Хотя детали законопроекта и не разглашаются, известно, что речь идет о запрете рекламы на всех медиа-площадках страны. Ранее сразу два крупных итальянских гранда имели соглашения с букмекерами: "Ювентус" с Bwin и Betclic, "Милан" - с Bwin, который платил 16 миллионов долларов в год за титульное спонсорство.

Фото ФК "Милан"

С Испанией связано рекордное по сумме партнерство футбольного клуба и представителя букмекерского сообщества: в 2007 году уже неоднократно упоминавшийся Bwin заключил контракт с мадридским "Реалом". Сотрудничество продолжалось шесть лет и за право размещения своего логотипа на груди футболистов "Королевского клуба" компания платила от 18 до 29 миллионов долларов ежегодно. Активно сотрудничают букмекеры и с испанской лигой: в конце прошлой недели местный оператор Sportium продлил партнерское соглашение до конца сезона-2016/17. Реклама конторы будет и дальше размещаться на официальной веб-странице высшего футбольного дивизиона чемпионата Испании. Кроме того, Sportium сможет использовать изображения футболистов и логотипы клубов примеры в своей рекламной кампании.

Одним из самых перспективных рынков Европы для букмекеров становится Франция. Сразу несколько команд заключили перед стартом сезона соглашения с онлайн-операторами: Winamax стал спонсором "Ниццы" (логотип компании появится на передней части шорт футболистов; кроме того, букмекер получит рекламную площадь на домашней арене Ниццы), а другой оператор Partouche, продлил договор с "Лиллем" (логотип букмекера продолжит красоваться на передней части футболок игроков команды плюс к тому компания будет пользоваться рекламной площадью на домашней арене клуба).

Несколько иная ситуация в США: ставки на территории страны разрешены только в штате Невада, так что весь рынок фактически сводится к одной территории. В ней насчитывается 191 официально зарегистрированная букмекерская контора, а нелегальный рынок ставок (особенно заметно это становится во время Супербоула) с каждым годом обновляет рекорды.

5