28 апреля 2011, 02:00
Вчера в Олимпийском комитете России состоялся тренерский совет Федерации лыжных гонок, где был назван тренерский штаб сборной. Главным тренером станет глава ФЛГР Елена Вяльбе, а наставником женской команды - Григорий Меньшенин. Юрий Каминский и Олег Перевозчиков, как и ожидалось, свои посты сохранили. Впрочем, в том, что эти решения правильные, ФЛГР еще предстоит убедить министерство спорта.
Сергей БУТОВ
из Москвы
Если бы не какое-то важное заседание федерации борьбы, тренерский совет ФЛГР не закончился бы, наверное, никогда. Прения без перерыва шли с десяти утра до третьего часа пополудни. Борцы, претендовавшие на зал коллегии ОКР начиная с 14.00, волновались, и уже начали готовить силовые приемы в тот момент, когда двери зала распахнулись. Обе интриги, связанные с тренерскими должностями, умерли сразу. Ни Мати Алавер, ни Николай Лопухов не согласились прийти в сборную.
Лопухов после довольно продолжительной паузы дал официальный отказ. Пауза, несомненно, была связана с неопределенностью в тренерском штабе биатлонной сборной, ведь Лопухов последние годы достаточно успешно работал в этом виде спорта с экспериментальной группой "Сочи-2014". По слухам, дальнейшие перспективы Лопухова в биатлоне напрямую зависели от фигуры главного тренера. При Валерии Польховском, который, судя по всему, и будет назначен на эту должность в ближайшее время, Лопухов может рассчитывать на пост наставника юниорской сборной, в которую перейдут многие его подопечные из экспериментальной группы.
Отказ Лопухова можно интерпретировать по-разному, хотя суть его проста: зарплата в биатлоне выше, а спортивные перспективы биатлонных юниоров лучше, чем женской лыжной команды. Дважды два четыре.
С Алавером ситуация была не менее запутанной. На его решение однозначно повлиял грандиозный скандал в эстонских лыжах, который разразился после чемпионата мира в Осло: на допинге был пойман олимпийский чемпион Андрус Веерпалу - вывеска эстонского спорта.
Наружу информация о проблемах Веерпалу вышла в марте, но Алавер, очевидно, узнал об этом еще до начала чемпионата. Иначе не сорвалась бы его с Юрием Нагорных заранее запланированная и внесенная в график заместителя министра встреча в Осло, в ходе которой должен был быть согласован ряд принципиальных позиций. Уйти из сборной Эстонии в такой драматический момент Алавер не смог.
Тренерский совет вчера рекомендовал на пост главного тренера Елену Вяльбе. И это было предсказуемо. Вяльбе занимала эту должность в Турине-2006, а затем, после прихода на пост главы федерации, заявила о готовности исполнять обязанности главного, чем фактически и занималась, пусть и без соответствующей приставки.
С женской командой теперь будет работать Григорий Меньшенин. До этого он был помощником Николая Седова, который, не дожидаясь конца сезона, объявил об отставке.
- Я неплохо знаю Меньшенина как спортсмена (он выступал в Нагано-1998. - Прим. С.Б.), - сказала Вяльбе. - Он хороший исполнитель. Зарекомендовал себя в работе с моим первым тренером Виктором Ткаченко, а в прошлом году - в качестве помощника Седова.
Об известности Меньшенина в журналистских кругах говорит простой факт: чтобы взять у нового старшего тренера интервью, репортерам пришлось просить прежнего старшего тренера - Николая Седова - отыскать Меньшенина в толпе и подвести к ним. Когда это произошло, Меньшенин стал говорить загадками.
- Пока не могу назвать фамилию своего помощника, - сказал он. - Этот человек пока не дал своего согласия. Виктор Смирнов (старший тренер женщин в Ванкувере-2010. - Прим. С.Б.)? Он точно будет в команде, его пригласила Елена Вяльбе, но в каком качестве - не могу сказать наверняка. Решение возглавить команду далось мне нелегко. Но девушки согласились работать под моим началом.
По словам нового тренера, к прошлогоднему составу команды добавятся Наталья Матвеева, вернувшаяся в спорт после дисквалификации, и Ирина Хазова, вышедшая из декрета. Кроме того, фактически расформирована женская спринтерская группа, которая перейдет в подчинение дистанционной группы Меньшенина. У Юрия Каминского, сохранившего пост старшего тренера по спринту, помимо звездного состава мужчин, останутся готовиться лишь два спринтера: Наталья Коростелева и Мария Давыденкова.
- В том, что Елена Вяльбе станет главным тренером, оставаясь президентом федерации, конечно, есть и плюсы и минусы, - сказал Каминский, у которого на протяжении прошлого сезона случались локальные конфликты с Вяльбе. - Основной плюс в том, что власть будет сосредоточена в одних руках. То, что женский спринт перешел в подчинение к Меньшенину, в какой-то степени развяжет мне руки в плане работы с мужчинами - будет время на более конкретную подготовку с каждым спортсменом. Но перед Меньшениным, конечно, встает серьезная проблема. Лично я недоволен тем, как проявляли себя дистанционщицы в спринте в прошлом сезоне, регулярно вылетая на четвертьфинальной стадии.
Если где и могут возникнуть проблемы с утверждением кандидатур главного и старших тренеров, то это будет явно не завтрашний исполком ФЛГР, а министерство спорта. Юрий Нагорных, с которым я вчера связался, дал понять, что не считает совместительство Вяльбе правильным шагом.
- О возможных кандидатурах министерство узнало еще в начале апреля, - сказал заместитель министра. - Недавно у нас состоялся экспертный совет, в ходе которого, если говорить вкратце, Елене Вяльбе не рекомендовали совмещать два этих поста. Аргументировали тем, что федерация занимается не одной только первой сборной. Это еще внутренний календарь, подготовка резерва, масса других вопросов, требующих внимания со стороны президента ФЛГР. Елена Валерьевна решила взять всю ответственность на себя, но позиция министерства осталась прежней.
По словам Нагорных, где-то между майскими праздниками министерство созовет новое заседание совета. Там Вяльбе предстоит повторно отстаивать перед экспертами свою точку зрения. 14-кратной чемпионке мира не привыкать выступать против чьих-либо рекомендаций. В июне прошлого года она фактически пошла на открытую конфронтацию с нынешним руководством ОКР, у которого была готова собственная кандидатура на пост президента ФЛГР. В данном же случае Вяльбе поставила министерство в довольно неловкое положение. Открыто вмешиваться в дела федерации, которая является общественной организацией, государство не имеет права. Но и согласиться с неугодным для себя решением, когда на кону - государственные интересы, тоже не считает возможным.
Остается искать разумный компромисс.