23 июля 2009, 09:11
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Остии
Десятикилометровый женский заплыв близился к концу, а Ларису Ильченко все еще не отпускали врачи. Несмотря на то что в серьезности травмы россиянки не сомневался ни один человек, медицинская служба чемпионата обязана была составить собственное заключение на этот счет. Лишь минут через тридцать спортсменка наконец была предоставлена сама себе. Долго стояла под душем в импровизированной времянке, а выйдя, грустно сказала:
- Воды горячей так и нет. Видимо, не суждено мне сегодня согреться.
- Как вы себя чувствовали перед стартом?
- Ночью практически не спала. Постоянно просыпалась оттого, что больно лежать. Сколько ни пыталась найти какую-нибудь более удобную позу, ничего не получалось. Со всех сторон что-то болело, к чему ни прикоснись. Левая нога, одно плечо, другое, лопатка... Все рабочие части тела как-то вдруг отказали. После первой дистанции мне чуть ли не каждый час делали массаж - настолько оказались натянуты и перенапряжены мышцы. Конечно, это тоже сыграло свою роль. Восстановиться за несколько часов после такой сумасшедшей работы, что выдалась на пяти километрах, просто нереально. Тем более для того, чтобы плыть "десятку".
- Вы говорили, что темп первой дистанции, который задала австралийка Мелисса Горман, оказался для вас непривычен. Получается, сопернице удалось вас загнать?
- Я бы так не сказала. Сама ее постоянно подгоняла. Видела, что сзади на нас надвигается толпа, которой ни в коем случае нельзя позволить себя догнать. Сразу утопят. Естественно, рассчитывала, что мне хватит сил. Накануне второго старта наши врач и массажист несколько часов возились со мной. Делали какие-то бесчисленные процедуры, собирали, как говорится, по кусочкам. Наутро я чувствовала себя вполне прилично. И настроена была хорошо - на жесткую борьбу. Решила, что ни при каких обстоятельствах не откажусь от выступления, пусть даже и высок риск проиграть.
- Когда вы поняли, что придется все-таки сняться с дистанции?
- После первых двух с половиной километров. Стала отходить заморозка, боль усилилась, и нагрузку, как и накануне, пришлось переносить на руки. А пройти на руках 7,5 км просто нереально.
- Не жалеете, что не отказались от этого старта? Вас бы никто не осудил.
- Очень хотелось не только для себя проплыть, но и заработать очки для команды. Вот по этой причине я расстроилась особенно сильно.
- Но ведь чудес не бывает.
- Ну и что? А я все равно в них верю. У меня довольно долго все получалось так, как мы планировали. Сразу после старта ускорилась, выбрала удобную позицию. Меня, правда, постоянно пытались подрезать то с одной стороны, то с другой - занять мое место в воде. И я постоянно отбивалась. Если бы не это, возможно, меня хватило бы на большее. А так на первом круге еще как-то ухитрялась давать отпор, а вот на втором уже не получалось.
- Чем это место так привлекательно, что вас постоянно пытались с него сместить?
- Наверное, тем, что его выбрала я. Давно уже заметила, что эта охота идет исключительно на нас с Катей. Куда мы - туда и все остальные. Наверное, они и в группу бы полезли, если бы мы там оказались. Даже на старте стоило нам в сторону отойти, сразу же вокруг толпа образовалась. Словно места другого нет.
- В середине дистанции просто закончилось терпение?
- Ноги уже совсем не работали. Я их просто тащила из последних сил. Дело ведь не в том, что могла проиграть. В командной борьбе имеет значение каждое очко. Как это получилось у ребят на "пятерке". Немец хоть и выиграл, но он был один. А наших - двое. И оба дали результат в зачет. Как и Катя со своим пятым местом.
- Но ведь командный результат не является официальным.
- Ну и что? Мы же привыкли быть лидерами. И тяжело от этого отвыкать, тем более что на предыдущих чемпионатах никому первого места не отдавали.
- Вам когда-нибудь приходилось выступать в столь тяжелых условиях?
- Один раз, на Кубке мира в Китае. Там было слишком жарко, что в воде, что на суше. К тому же нас перед стартом довольно долго продержали на солнцепеке. Я плыла тогда в очень плотном прорезиненном комбинезоне и в итоге сильно перегрелась.
- А что у вас с плечами?
- Тоже последствия старых травм, которые всегда обостряются от нагрузок. Между соревнованиями болячки удается подлечивать, но ненадолго. Невозможно ведь постоянно заниматься только лечением.
- Но сейчас-то сезон можно считать законченным?
- Если бы! Следующий старт у меня в самом начале августа - этап Кубка мира в Болгарии. Потом будут соревнования в Америке и Англии - четыре заплыва на милю с разницей в один месяц. Ну а потом уже все будет зависеть от состояния.
- В этом сезоне вы очень много тренировались в бассейне, причем на спринтерских дистанциях. Зачем?
- Очень хотелось отобраться на чемпионат мира и на чисто плавательных дистанциях. Я была пятой на 200 м вольным стилем. Если бы заняла четвертое место, могла бы рассчитывать на эстафету. Но не получилось, хотя и проплыла с личным рекордом. Что касается стометровки и "полтинника" - это были запланированные этапы подготовки, чтобы поскорее набрать скорость. Это очень важно, особенно после того, как проделаны большие объемы работы. Марафонское плавание имеет свою специфику. По ходу дистанции мы идем с определенным темпом. А вот на финише нужен "взрыв". Очень немногие пловцы умеют этого добиваться. Тот, у кого получается, в итоге становится первым. Только и всего.