Вчера российские пловцы завоевали сразу три медали: Данила Изотов стал третьим на дистанции 200 м вольным стилем, а Анастасия Зуева и Юлия Ефимова завоевали по серебряной медали в финалах на 100 м на спине и 100 м брассом
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Рима
И СНОВА О КОСТЮМАХ
Вчера во время утренних заплывов я отправилась в зону, предназначенную для спортсменов. Там, под навесом, по периметру которого специальные вентиляторы безостановочно разбрызгивают шлейфы водяной пыли, шла своя жизнь. О соревнованиях напоминало лишь электронное табло с текущими результатами. Обстановка была спартанской: установленные вплотную друг к другу массажные койки, брошенные в спешке сумки, напитки, сохнущие костюмы...
Костюмы - это, пожалуй, самая популярная здесь, на чемпионате, тема. Накануне понедельничных финальных заплывов народ с интересом наблюдал за тем, как в Jacket засовывали рослого мускулистого южноафриканца. В процессе этой манипуляции два комбинезона были безжалостно порваны. В итоге пловец плюнул, выругался и позволил тренерам впихнуть себя в более эластичный Blue Seventy.
Лопнувшие костюмы - вообще отдельная история. Когда комбинезоны только начали появляться, у пловцов было принято надевать под них плавки. Именно по той причине, что тонкая ткань имела обыкновение рваться в самый неподходящий момент. Но вскоре появилась мода надевать на себя несколько костюмов сразу. Это позволяло пловцам добиться эффекта воздушной подушки и выше лежать на воде.
Когда FINA поняла, в какие дебри могут завести новые технологии, и сформулировала список запретов, пункт о том, что костюм может быть только однослойным, значился одним из первых. И получилось, что спортсмены стали выходить на старт, рискуя в любой момент оказаться перед публикой, что называется, с голой задницей. Как оказалась в этом сезоне на Средиземноморских играх итальянка Флавия Дзоккари: ее X-Glide прямо на старте лопнул по ткани вдоль заднего шва сантиметров на 30 вниз от талии. Потом этот сюжет с удовольствием крутили чуть ли не все телеканалы мира.
ГДЕ МОКРО, ТАМ И РВЕТСЯ
Новая Arena X-Glide, в которой выступают россияне, тоже подкинула неожиданности подобного характера. На заключительный сбор в Словению российским пловцам привезли всего десять комбинезонов. Провал в Риме чемпиона страны Никиты Лобинцева на дистанции 400 метров отчасти объяснялся как раз тем, что экипировку спортсмен получил только в день старта. И просто не успел разобраться с новыми ощущениями. Вот и в финал не отобрался. Хотя именно этот вид программы считал для себя основным.
В понедельник незадолго до начала предварительных заплывов на двухсотметровке комбинезон Лобинцева неожиданно лопнул в процессе его натягивания. Пришлось Никите в спешном порядке брать костюм у Юрия Прилукова. В нем он и показал четвертый результат в полуфинале. Вот только рассчитывать на повторную аренду экипировки вчера не приходилось: Прилуков уже начал выступать сам, и отдавать костюм в чужие руки ему не следовало бы.
Многократный чемпион Европы Аркадий Вятчанин тоже благополучно угробил свой комбинезон, правда, по собственной глупости: невзирая на инструкцию - надевать костюм только на сухое тело, стал натягивать его, не вытершись. Мол, ребята уверили, что в мокром виде костюм надевается лучше. В итоге в распоряжении пловца остались лишь длинные штаны, в которых Аркадий и стартовал в понедельник в полуфинале стометровки на спине. Проплыл с максимальной выкладкой и сказал по этому поводу:
- Что-то устал. В полуфинале, как мне показалось, начал дистанцию быстрее, чем утром, вот и нагрузился чересчур ко второй половине. Хотелось проплыть если не из 53, то показать хотя бы 53 с "маленькими". По моим расчетам этого должно было хватить, чтобы выйти в финал. Так и вышло. Вот Пирсол (пятикратный олимпийский чемпион Аарон Пирсол. - Прим. Е.В.) удивил меня по-настоящему. Я даже подумал, что это задумка такая - в финал не попасть. Понять бы еще зачем. Хотя на него это совсем не похоже.
На просьбу дать оценку новой экипировке, Аркадий ответил:
- На чемпионате России я плыл в той модели, которая впоследствии не прошла сертификации в Международной федерации плавания (FINA). Потом Arena доработала костюм, и я получил его одним из первых - на коммерческом турнире в Милане, который проходил в одни сроки с российскими соревнованиями "100 сильнейших". Если честно, никакой особой разницы в ощущениях нет, за исключением того, что в новую модель постоянно заливается вода, как бы сильно я не затягивал шнурок на штанах. В прежних костюмах - тех, которые были до появления X-Glide, - такого не происходило. Зато новых костюмов, если они не рвутся, надолго хватает. Все-таки резина - это не ткань. Со временем она растягивается до определенного уровня, костюм становится легче надевать, но в воде он не болтается. То есть скоростной эффект не исчезает.
- Вы ощущаете, что положение тела в воде становится другим?
- Костюмы действительно способствуют тому, что пловца как бы выталкивает из воды. Особенно это чувствуется сразу после старта - словно поплавок к ногам привязан. Но плыть комфортно. Я вообще сейчас доволен своей техникой. Хотя, как мне кажется, на Играх в Пекине был готов лучше. Возможно, сказалось то, что после Игр я три месяца отдыхал, набрал лишний вес, начал его сгонять сразу после Нового года и вместе с жиром немного спали мышцы - исчезла привычная мощность.
- На какую из своих дистанций вы делаете более серьезную ставку?
- Лучше готов на "сотне", как мне кажется. Но не исключаю, что и на 200 метров расплывусь. По-любому настроен показать в Риме свои лучшие результаты. Те, что были в прошлом сезоне, на фоне общемировых уже не смотрятся. Например, чтобы попасть в призеры на двухсотметровке, нужно плыть из 1.54. Это на секунду быстрее моего личного рекорда.
КАК НАЙТИ БАЛАНС?
Героини понедельника Анастасия Зуева, установившая в полуфинале мировой рекорд на дистанции 100 м на спине, и Юлия Ефимова, которая попала в финал стометровки брассом со вторым временем, появились в тренировочной зоне позже других.
- Спала неважно, - ответила Настя на вопрос о самочувствии. - Сейчас немножко раскупаюсь, а вечером буду стараться не ударить в грязь лицом.
Было заметно, что на душе у рекордсменки мира слегка тревожно. Тренеры вкупе с массажистами и врачами старались вообще не поднимать в разговорах тему вечерних финалов. Раньше, когда пловцам приходилось стартовать на каждой из дистанций лишь два раза, подразумевалось, что финальный результат обязан быть выше предварительного. Но когда в программу добавились полуфиналы, стало понятно, что не так просто пройти три старта подряд, неизменно наращивая результат. Достаточно привести пример Кирсти Ковентри, рекорд которой в понедельник побила Зуева: свое достижение на стометровке олимпийская чемпионка из Зимбабве установила в полуфинале Игр в Пекине. А вот в финале, когда всем уже казалось, что золото на этой дистанции у Ковентри в кармане, она внезапно проплыла хуже. И проиграла представительнице США Натали Коглин.
Таких примеров можно привести множество. Оттого и пытаются пловцы найти идеальный баланс: проплыть в полуфинале так, чтобы гарантированно обеспечить себе место в первой восьмерке, но по возможности сберечь силы на главное выступление. Иногда это удается, но иногда случаются и просчеты - как в Риме у уже упоминавшегося Пирсола.
Четырнадцатикратный олимпийский чемпион Майкл Фелпс, в коллекции которого уже имеются 17 высших наград "больших", 50-метровых чемпионатов мира (на "коротких" он, собственно, никогда и не выступал), тоже пока темнит. Его первая индивидуальная дистанция - 200 м вольным стилем - должна была вчера показать, в какой форме находится Балтиморский дракончик. Вчера утром Фелпс боролся за попадание в полуфинал в заплыве на 200 метров баттерфляем, то есть вечером пловцу предстояло стартовать дважды с интервалом в полтора часа. На обеих дистанциях американец закончил предварительный отбор со вторым временем, потому и было интересно, что будет дальше.
"Я ОПЕРЕДИЛ ВЕЛИКОГО ФЕЛПСА!"
Начались вечерние заплывы, и сразу же грянула сенсация. На двухсотметровке вольным стилем немец Пауль Бидерманн не оставил Фелпсу ни единого шанса - финишировал с новым мировым рекордом - 1.42,00, что почти на секунду быстрее предыдущего достижения Фелпса, установленного американцем в Пекине. Причем в Риме превосходство немца над серебряным призером составило 1,22, и этот факт ошеломил Бидерманна ничуть не меньше, чем выигранное им золото.
- Это самый потрясающий день в моей жизни! - сказал чемпион в телекамеры прямо на бортике. - Я опередил великого Фелпса! Не может быть!
Бронза Данилы Изотова заслуживала отдельного восхищения. С тех пор как пловец стал тренироваться у Юрия Райхмана, он не просто вернул себе былые предолимпийские кондиции, но стал прогрессировать день ото дня. На чемпионате России Изотов установил рекорд страны, проплыв 200 м за 1.46,17. В полуфинале чемпионата мира довел свой рекордный результат до 1.45,09. А вчера остановил секундомер на 1.43,90.
Касание, проигранное Настей Зуевой в финальном заплыве, категорически не вязалось со словом "поражение". Рекордсменка мира хоть и упустила рекорд (он перешел к победительнице - британке Гемме Споффорт), но показала результат, превышающий прежнее свое достижение на 0,3. И заметила по этому поводу:
- Если бы проплыла хуже, чем в полуфинале, наверняка расстроилась бы до слез. Сейчас, наверное, должна чувствовать разочарование из-за того, что не выиграла золото, но на самом деле понимаю, что расстраиваться вовсе не стоит. Если бы мне до чемпионата сказали, что я выйду на такой уровень результатов, никогда бы в это не поверила.
Планы Вятчанина зацепиться за медаль мирового первенства, как это однажды удалось Аркадию в 2003-м в Барселоне, успехом не увенчались: он побил собственный рекорд России, проплыв стометровку на спине за 52,87, но финишировал только шестым.
Достойным завершением вечера стала серебряная награда Юлии Ефимовой на стометровке брассом: наша спортсменка уступила лишь действующей рекордсменке мира американке Ребекке Сони. При этом Ефимова установила новый рекорд Европы - 1.05,41.