25 июля 2009, 10:20

Танец на воде

ВОДНЫЕ ВИДЫ. ЧЕМПИОНАТ МИРА

В пятницу российский дуэт синхронисток в составе чемпионок мира-2009 Натальи Ищенко и Светланы Ромашиной завоевал еще одну золотую медаль - на этот раз в произвольной программе. Оставшиеся два места на подиуме заняли представительницы Испании и Китая.

Медальный расклад в состязаниях дуэтов, как это часто случается, стал ясен уже в предварительных соревнованиях. Правда, там Ищенко и Ромашина сумели опередить Гемму Менгуаль и Андреа Фуэнтес аж на 1,167. Испанки сами дали повод - допустили немало мелких ошибок. Возможно, сказалось то, что Менгуаль так и не успела отойти от потрясения в своем "сольном" финале.

Дело было даже не в том, что она проиграла Ищенко. На чемпионате Европы-2008 в Эйндховене Гемма стала чемпионкой, но уже там ее предупредили: нельзя постоянно выдерживать программы в одном и том же стиле. Мол, если продолжать рассчитывать на победу, нужно предложить судьям что-то новое. Но Менгуаль на это не согласилась. Заранее зная, что мировое первенство в Риме станет для нее последним, она выбрала наиболее близкий для себя стиль. Другими словами, сознательно пошла на то, чтобы проиграть.

Расстроило спортсменку другое: не слишком высокие оценки, полученные за артистизм.

Постфактум, имея в распоряжении протоколы, вполне можно было пофантазировать, почему баллы Менгуаль оказались именно такими. Первая (техническая) бригада судей по своему составу представлялась более "испанской". И выставила Гемме точно такие же оценки, какие получила Ищенко. Вторая пятерка арбитров могла просто испугаться взять на себя ответственность за свержение уже определившегося фаворита. И бросилась "ставить Испанию на место" единственным доступным образом. Естественно, для Менгуаль, да и для всей испанской команды, проигрыш второй оценки был плевком в душу. Слишком очевидным был тот факт, что в артистизме испанской солистке до сих пор по большому счету в мире нет равных.

За несколько часов, что прошли от сольного финала до дуэтного, Менгуаль успела успокоиться, официально объявить, что уходит из спорта и вернуть себе состояние собранности и одновременно внутренней свободы. Итоговое второе место испанки восприняли спокойно: на этот раз оценка за артистизм оказалась точно такой же, как у чемпионок. Уступить в технике было не обидно: все-таки не зря дуэтное золото на четырех последних чемпионатах мира доставалось России.

Ищенко и Ромашина никогда еще не выступали вместе на столь крупном турнире. Дважды принимали участие в Кубке Европы, но при этом соревновались лишь в полуфинале: по правилам соревнований в финальной части этого турнира позволено выступить лишь одному дуэту от каждой страны.

Светлана выросла в той же школе, что и Наталья, на юношеском уровне выступала с Вероникой Федуловой, на юниорском - с Александрой Ельчиновой. В Риме Ромашина уже успела получить "дуэтное" золото - в технической программе, где ее партнершей была четырехкратная олимпийская чемпионка Анастасия Давыдова, а до этого начиная с 2005-го завоевывала высшие титулы в составе российской группы. Другими словами, опыта набрала достаточно.

Для совместного дебюта девушки выбрали современную композицию "Секретный агент" в стиле брейк-данса, заметив, что старались уйти от прежних (Ермаковой и Давыдовой) стилевых постановок, показать что-то новое. Это "новое" заключалось прежде всего в обилии оригинальных мелких элементов и количестве поддержек. Большинство дуэтов ограничивалось одной, максимум - двумя акробатическими связками. Россиянки выполнили три.

- Мы сделали акцент на четких и резких движениях, которые помогают подчеркнуть синхронность выступления, - более подробно объяснила идею программы Ромашина. - Мне вообще современная музыка нравится больше, чем классическая. А Ермакова и Давыдова все-таки больше тяготели к классике. Отсюда - танцевальный характер программы. При этом мы постарались сохранить высокий темп, и, думаю, нам это удалось.

- С какой из партнерш вам было комфортнее выступать в Риме?

- К чемпионату мира мы столько времени работали над программами, что для меня уже не имело значения, с кем именно выходить. Но могу сказать точно, что у Давыдовой я научилась настраиваться на выступление. Выбрасывать из головы все, что может помешать и концентрироваться на каждом своем движении в воде.

Китаянки Цзян Тинтин и Цзян Веньвень - сестры-близнецы, обеспечившие своей стране очередную бронзовую медаль, запомнились чистотой, высотой и синхронностью движений. За их выступлением я наблюдала, сидя рядом с известной в прошлом синхронисткой, чемпионкой мира Ганой Максимовой, и она вдруг сказала:

- Не случайно, наверное, так распространена теория, что каждый человек на земле постоянно ищет свою вторую половинку. И когда находит, испытывает состояние абсолютной внутренней гармонии. Мне иногда кажется, что наибольшая прелесть дуэтов заключается именно в умении двух спортсменок создать одну картинку. Когда спортсменки кажутся отражением друг друга, сливаются в одно целое. Китаянки очень близки к этому. Хотя есть и недостатки. Например, не самый высокий темп. В некоторых частях программы - там, где мы привыкли делать движения на каждый такт музыки, китаянки работают медленнее. И это пока не позволяет им подняться выше третьего места.

Кстати, Китай, как и Россия, идет пока в Риме по рекордному графику: завоевал первые в истории страны медали во всех видах программы, кроме соло: тратить силы на неолимпийский вид не в традициях китайской государственной политики. Зато в "комбинации", в которой россиянки не выступали, китаянки взяли серебро. И наверняка окажутся на подиуме в заключительном виде синхронной программы - групповом финале.

Чемпионат мира по водным видам спорта. Рим. Синхронное плавание. Дуэты. Произвольная программа. 1. РОМАШИНА/ИЩЕНКО - 98,833. 2. Фуэнтес/Менгуаль (Испания) - 98,333. 3. Цзян Тинтин/Цзян Веньвень (Китай) - 97,000... 7. Юшко/Сидоренко (Украина) - 93,000.

Рим