«Большой шлем»

26 июня 2019, 17:10

Ольга Морозова: "Касаткиной надо поступать, как Федерер"

Мария Никулашкина
Заместитель шефа отдела информации
Легенда советского тенниса – о том, что делать Шараповой и другим российским звездам

Прославленная советская теннисистка и тренер, финалистка Roland Garros и Уимблдона-74 Ольга Морозова в интервью "СЭ" рассказала о том, чего ждет в будущем от женского тенниса и за кого будет болеть на травяном турнире "Большого шлема", который стартует 1 июля.

– С нетерпением ждете старта Уимблдона?

– Конечно, как и всегда. Это самый любимый турнир. Я в нем играла хорошо и люблю его очень. Тем более, он каждый раз и традиционный, и красивый, и очень новый.

– Что вам кажется особенно интригующим?

– Начнем с самого стадиона: теперь и на корте №1 есть раздвижная крыша, и погода нас больше не мучает. Теперь на Уимблдоне два закрывающихся корта, и спортсменам, конечно, будет легче себя подготовить к матчам. Это особенно важно на решающих стадиях.

А что касается самих соревнований, то ничего не могу с собой поделать: каждый раз интересуюсь, в первую очередь, игроками, которые имеют русские фамилии или русское происхождение. Во-первых, я очень рада за Хачанова и Медведева. Ребята – молодцы, идут вперед. Играю очень здорово. К тому же, я очень болею за Сашу Звереву, поскольку мне очень близки его папа и мама. С Александром Зверевым-старшим мы вместе играли микст, а Ирина тоже тренировалась вместе с нами. Естественно болею за Циципаса, потому что его мама, Юлия Сальникова, была в сборной Союза, которую я возглавляла. Конечно, переживаю и за Шаповалова, чья мама, Тесса Крылова, тоже играла в команде Советского Союза и была мне близка. Поэтому турнир буду смотреть с невероятным вниманием.

Конечно, немного огорчают наши девочки. Не все понятно с Машей Шараповой. И с Дашей Касаткиной тоже. Она так радовала в прошлом году на Уимблдоне, показывала теннис невероятной красоты. Публика овациями встречала ее. А в этом году какой-то невероятный провал. А хотелось бы, чтобы наши девочки выходили на тот уровень, который был в 2004 году, когда наших в первой десятке мира было больше, чем всех остальных. Надеюсь, что дождемся.

Шарапова – герой

– Вы очень ждали, что Шарапова после дисквалификации вернется на уровень топ-10, а травмы не дают ей играть в полную силу.

– Вообще, Маша – герой. Вспоминаю все ситуации, которые случались когда-либо с какими-либо игроками и даже со мной лично, когда я возвращалась после одной травмы, после второй… а после третьей уже не могла. Поэтому я просто преклоняюсь перед Шараповой, перед ее талантом и, главное, характером. А если говорить о ее игре, конечно, ей сложно. Ведь когда не идет подача, а это основное ее оружие, ей тяжело развивать атаку. Мария не может играть в защите – она должна атаковать. А атака начинается с подачи. Когда идет подача и прием становится лучше. Даже двойные ошибки не так страшны. Главное – чтобы первая и вторая подача были на уровне. А этого не случается. Я представляю, что в голове у нее все время что-то сидит, и она чуть-чуть аккуратничает.

Не знаю, насколько это соответствует действительности, но мне кажется, что именно это не позволяет ей вернуться. Сейчас же многие спортсмены возвращаются после травм, и все было бы реально. Но у Маши особый теннис, для которого ее организм должен работать, как швейцарские часы. А если этого не происходит, ей очень сложно.

– Как вы думаете, она задумывается о завершении карьеры?

– Любая девушка мечтает не только о невероятной карьере, которая у Шараповой уже удалась, но и о том, чтобы была семья и дети. Этого хочется любой спортсменке. Сейчас смотрю в Инстаграме, как Лена Веснина радуется своей маленькой дочке, как наслаждается материнством Надя Петрова. Эти ощущения ни с чем не сравнятся. Наверное, и Маша тоже задумывается об этом. Тем более, она девушка интересная – увлекается живописью и искусством, у нее достаточно широкий кругозор. Это от чемпионского тенниса, наверное, тоже немного отвлекает.

Серена – звезда, но не единственная мама в туре

Серена Уильямс родила дочку и пытается снова доказывать всем свое превосходство.

– Но она же не первая. В мое время были и Маргарет Корт, и Ивонн Гулагонг, которая побеждала и до появления детей, и после. И вспомните Ким Клийстерс: выиграла US Open и вышла на корт со своей маленькой дочкой. В наше время это совершенно естественно.

Просто вокруг персоны Серены огромный ажиотаж. Я понимаю, что мы все обожаем своих детей. Я очень любила свою дочь и так же люблю своих внуков. Но в случае с Сереной это немного выходит за границы. Она суперзвезда и настоящий подарок для тенниса. Но она ведь не одна такая.

Взять ту же Викторию Азаренко. Вот у нее были настоящие сложности. Представляете, что она пережила, когда ей не отдавали ее ребенка. Это ей надо посочувствовать и ее возвысить за то, что она это преодолела. А Серена, которую постоянно возносят на пьедестал… Согласна, она этого достойна. Но она же не единственная.

– То есть, она перегибает палку?

– Конечно. Может быть, не она сама, а те, кто поддерживает этот ажиотаж.

В женском теннисе больше не будет лидера

– Этим летом в женском теннисе произошло важное событие: Эшли Барти выиграла свой первый турнир "Большого шлема" и уже стала первой ракеткой мира.

Барти – девушка мощная, очень упорная. Она тоже прошла через жизненные страсти, заканчивала играть, потом вернулась. Не могу сказать, что теннис у нее красивый, но уж больно продуктивный. У нее сейчас есть внутренняя уверенность, что она может сделать то и это. Мы все ждем от других, а она показывает, что готова намного лучше. Она готова к каждому удару на секунду раньше. Она все делает правильно: она выбирает тактически верные решения, у нее хорошая техника, великолепная вторая подача. Весь арсенал суперигрока у нее присутствует. Без него она бы не была первой в мире. Так что все заслуженно.

Думаю, Барти и на Уимблдоне выступит хорошо. После Roland Garros она ведь и турнир на траве в Бирмингеме выиграла. А сейчас отдыхает. И правильно делает: практика игры на траве у нее уже есть, матчей она провела много, теперь нужно готовиться к Уимблдону. Не просто играть, но и выигрывать. Ведь победить на турнире "Большого шлема" не так легко, как кажется. Очень многое складывается из первых матчей на первой неделе. Нужно четко отыграть, не растерять все силы, не затянуть. Главное, все время помнить, что у тебя впереди будет вторая неделя, очень сложная.

– После побед в США и Австралии об Осаке говорили, что это лидер надолго. А она теперь ничего особенного не показывает, да еще и с тренером рассталась.

– Сашу Бажина (бывший тренер Осаки. – Прим. "СЭ") я знаю очень давно, и он мне всегда нравился. У него потрясающий характер и огромный опыт. Он вошел в команду Осаки и так хорошо ее направлял, это очень здорово. Но ведь нужно, чтобы команда была командой не только на корте, но и за его пределами. Ведь в теннисе – это 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Очень сложный процесс. Конечно, я сожалею, что у них не получилось дальше работать.

У Наоми особый темперамент. Не скажу, что она совсем спокойная, как хладнокровная Крис Эверт, но обладает способностью выдать в решающий момент именно то, что нужно. Вот этого все побаиваются. Необходимость работать с прессой, правильно вести пресс-конференции действуют на многих игроков. Не все справляются, когда это наваливается. К этому нужно привыкнуть – знать определенные ответы, самому себе не противоречить. Осака в этом, наверное, пока осваивается. И потом: у каждого спортсмена бывает взлет, а за ним следует спад. А потом снова взлет. Мне мой тренер все время говорила: надо шагать на две-три ступеньки вверх и только на одну назад, а потом снова на одну вверх – тогда все равно будет подъем. Осаке нужно время, чтобы переварить все, что с ней происходит.

– Барти может стать лидером надолго?

– Может. Она ведь стабильна, психологически устойчива. Ведет все матчи очень солидно. Из каких ситуаций она спасалась в матче с Анисимовой! Это ведь не каждый может. Это просто потрясающе.

Мне вообще кажется, что в будущем не будет такого сверхъестественного лидера как Мартина Навратилова и Серена Уильямс. Уж больно много теннисисток, у которых очень качественная игра. У женщин больше не бывает проходных матчей и проходных турниров. Поэтому лидеры могут меняться. И острого соперничества между двумя игроками, как Навратилова – Эверт, или Корт – Гуллагонг, или Шарапова – Уильямс, тоже больше не будет. Будет задействовано больше людей.

– Это хорошо для зрителей?

– Да, конечно, очень интересно. Просто нужно подавать каждого игрока с изюминкой. Повторюсь, я была в приятном шоке, когда люди на Центральном корте встали и аплодировали Касаткиной. Но, к сожалению, она этого не выдержала. Но надеемся, что вернется.

– У вас есть понимание, почему у Касаткиной в этом году не получается?

– Мое мнение таково: Дарья очень талантлива. Но у нее очень своеобразная техника, и ей, чтобы побеждать, нужно быть в суперфизическом состоянии. Она хорошо предвидит, хорошо двигается, но ей нужно больше времени для того, чтобы придумать и разыграть те дикие комбинации, которые мы все обожаем.

У многих современных игроков – молодой Анисимовой и той же Осаки хорошая классическая техника, которая позволяет затрачивать меньше энергии на каждый удар. Взять того же Энди Маррэя. У него более сложная техника, чем у Джоковича. Маррэй выигрывал турниры "Большого шлема", но Джокович-то выиграл больше! Джокович со своим тренером, Марианом Вайдой, в техническом плане постоянно идут вперед. Или возьмем Федерера. Он пригласил Эдберга, у которого был лучший удар слева в туре, и улучшил свой собственный бекхэнд. Он подошел к этому осмысленно. Понял, в чем ему нужно добавить в этот момент, и добавил.

Для Касаткиной с ее тренеров очень важно не останавливаться на том, что есть, а прибавляла, подводить свою технику к классике. Я не хочу, чтобы она играла проще – обожаю ее кружева, но в то же время для нее самой это сложно.

– Федерер в этом году может выиграть Уимблдон?

– Может! Он такой, что он все может. Ему, конечно, будет сложно и против Надаля, и против Джоковича, да даже против Циципаса. Очень многое зависит от сетки. Если она будет достаточно простая тогда… Расскажу такую историю: одна теннисистка выиграла Открытый чемпионат Франции, на следующий год ее спрашивают, а как ты относишься к своей подруге, которая тоже сейчас здесь играет, она отвечает: я очень ее люблю, но надеюсь, что она будет в другой половине сетки, и ее кто-нибудь обыграет до меня. Так что лучше Федереру играть с Надалем в финале. Или пусть Рафа проиграет до него. Очень много факторов должно сложиться, чтобы Роджер победил.

Ольга Морозова, родилась 22 февраля 1949 года в Москве
22-кратная чемпионка СССР, 22-кратная чемпионка Европы
Победительница 6 турниров в одиночном разряде и 16 в парном
Чемпионка Roland Garros-1974 в паре с Крис Эверт
Финалистка Roland Garros и Уимблдона-1974 в одиночном разряде
Двукратная финалистка Уимблдона (1968, 1970) в миксте с Александром Метревели
В качестве тренера работала с Ларисой Савченко, Еленой Лиховцевой, Еленой Дементьевой, Светланой Кузнецовой
Дважды доходила до финала Кубка федерации (1988, 1990) в статусе капитана сборной СССР.

4