Мария НИКУЛАШКИНА
из Парижа
О РОЛИ ФАВОРИТА ROLAND GARROS
– Да, все говорят мне: "Ты – фаворит и бла-бла-бла". Но если бы в сетке были Мария Шарапова или Серена Уильямс, все бы говорили, что они фавориты, и на меня было бы меньше давления. А сейчас все только и твердят: "Давай, давай!". Друзья сообщили мне, что будут здесь на второй неделе. А я: "Так-так-так, стоп! Я только во втором круге". Люди не понимают, что каждый матч – это битва. Битва до последнего. И вполне может случиться так, что ты не выйдешь в третий круг. Ваша работа – делать прогнозы. А моя – бороться до конца. Я стараюсь оставаться профессионалом и оставлять все эти разговоры в стороне.
Сейчас я в Топ-10, поэтому люди обращают на меня больше внимания. Когда я была двадцатой, никто не называл меня фаворитом. Но я-то не чувствую разницы. Знаю, что могу далеко пройти, независимо от своего рейтинга. Рейтинг складывается из множества обстоятельств. От сетки на каждом турнире, от того, как ты себя чувствуешь, от климата, в котором играешь и еще от много-много чего. Ряд вещей должно сойтись, чтобы ты мог выиграть "Большой шлем". Это очень сложно. Для меня промежуток между первым и третьим матчем как целый месяц жизни.
О ВОЗРАСТЕ
– Возраст для меня – лишь цифры. Некий базовый код. Но я прекрасно себя чувствую. Играю в игру, которую люблю. И каждый день провожу на корте. На днях я разминалась и думала про себя: "О боже, а ведь я буду скучать по этому. Буду скучать без ударов по мячу, без движения по корту. Это мой спорт, и я получаю от него удовольствие. Это моя страсть. А возраст при этом совершенно не важен. Я даже не знаю, сколько мне лет.
О ЖУРНАЛИСТАХ
– Нам нужно быть осторожными в отношениях с прессой. Многие честно делают свою работу, но есть и те, кто перевернет твои слова. Все мы знаем, как это бывает. Поэтому многие приходят на пресс-конфнренцию и говорят: "Я в порядке. Матч прошел хорошо. Я готова к завтрашнему дню". Люди ставят стену, чтобы защитить себя. Они боятся общаться, потому что много раз обжигались. Но я все равно на пресс-конференциях начинаю болтать и не могу остановиться. А это очень опасно.
О НАСТРОЕ
– Я никогда не играю от злобы. Считаю, что это разрушает. Обида, злоба, негатив, зависть – все это разрушает. Лично я не могу злиться на трибуны. Но у всех по-разному. Я просто отпускаю ситуацию. Трибуны отчаянно болеют за соперницу? Пожалуйста. Но я не позволю себе сломаться. Я буду лучше. Меня это только взбодрит.
О ПСИХОЛОГИИ
– Все мы разные. Все по-разному играют. У каждого своя судьба и карьера, свой характер и темперамент. Все разное. Я всегда думаю: ты приходишь в этот мир один и уйдешь один. Твой самый лучший друг – это ты сам. И, в конце концов, только ты сам себе помощник. Конечно, есть родители, которые всегда будут с тобой и будут поддерживать, кем бы ты ни был и что бы ни делал.
Мы очень много оглядываемся на других людей, просим у них помощи. Я тоже время о времени ищу поддержки извне. Но потом сама себя переключаю. Говорю: "Кроме тебя самой никто тебе не поможет". Очень важно себя подбадривать. Когда мы позитивно думаем, все в жизни происходит гораздо лучше. На дверь можно смотреть по-разному. Можно думать, что она закрыта и не откроется, а можно быть уверенным в том, что ты сам можешь ее открыть.
О ВЫБОРЕ
– Все в жизни происходит потому, что мы хотим этого. И нельзя сожалеть о прошлом. Потому что мы делали то, что хотели делать. В любом случае, это опыт. Можно смотреть на прошлое, как на ошибку, а можно – как на опыт. Можно переворачивать это в позитив, а можно думать: "Блин, вот это я тогда плохо сделал" и жить прошлым. Я к себе отношусь, как к артисту по жизни. Сегодня я справилась с трибунами, а завтра могу не справиться. Я же не машина. Но я знаю, что выйду и буду бороться. Упаду – буду подниматься.
О РАЗЛИЧИЯХ
– Мы все очень разные – маленькие, худые, толстые, большие. И все играем в одну игру, но все по-разному. У всех разная жизнь, разная психология. А побеждает сильнейший. И то не всегда. Этим и интересна наша игра. Можно много лет учиться и открывать, а все равно в теннисе остается столько всего неизведанного и неувиденного. Все воспринимают все по-разному. У моего тренера вообще особый взгляд. Я-то его понимаю, но не перестаю удивляться: "Это же правда! А почему другие-то этого не замечают?".
О ТРЕНЕРЕ КАРЛОСЕ МАРТИНЕСЕ
– Даже вот в матче с Доден я в какой-то момент ошиблась, а он не смотрит на меня, отворачивается. Мол, что ты такой мяч-то легкий смазала? А мне-то обидно! Я для него настолько крутая, что в принципе не могу этот мяч смазать. Он в меня верит больше, чем я сама в себя. Это, конечно, круто. Но периодически с этими его ожиданиями бывает сложно. Хотя это заставляет меня работать и верить еще больше.
О ТАТУИРОВКАХ
– Татуировка – это очень личное. И каждым она воспринимается по-разному. У меня разные татуировки, и я не очень люблю их обсуждать. Каждая из них для меня что-то означает. Я воспринимаю их как часть себя, часть истории. Но не стоит думать, что я каждый раз читаю, что написано у меня на запястье. Но, знаете, некоторые хочу вывести. Они меня уже не устраивают.
ОБ УВАЖЕНИИ
– Любой соперник опасен. Я во многом беру пример с Рафы. А он любого оппонента воспринимает очень серьезно. Вообще Надаль меня очень мотивирует. И то, как он борется, то, как все воспринимает. Никогда не расслабляется.