4 июля 2009, 04:00
Вчера 18-летний Андрей Кузнецов из подмосковной Балашихи стал первым за 43 года россиянином, вышедшим в финал юниорского Уимблдона.
Евгений ФЕДЯКОВ из Лондона
Россиянин - в финале: такого на юниорских турнирах "Большого шлема" не было ровно 10 лет, а на Уимблдоне - аж 43 года! Вот какой приятный сюрприз преподнес нам вчера 18-летний Андрей Кузнецов, всего лишь 34-й номер мирового юниорского рейтинга, обыгравший со счетом 6:3, 7:6 (8:6) "посеянного" под 3-м номером австралийца Бернарда Томича! Из 88 минут, которые продолжался их поединок на 18-м корте Всеанглийского лаун-теннисного клуба, 64 секунды пришлись на фантастический по упорству розыгрыш матчбола. Это время засекла по своему секундомеру профессор Анна Скородумова, руководитель научной группы Федерации тенниса России, которая во время игры то и дело подбадривала Андрея, а после искренне радовалась за него вместе с нашим известным тренером Ларисой Преображенской.
Еще полчаса спустя Кузнецов пришел в пресс-центр на интервью с корреспондентом "СЭ" - свое первое на Уимблдоне.
- Ну что, Андрей, - принимайте поздравления! И для начала все-таки расскажите немного о себе нашим читателям, для которых ваша фамилия в первую очередь пока ассоциируется с чемпионкой US Open-2004 и Roland Garros-2009.
- Так ведь в официальном справочнике Международной федерации тенниса все правильно написано, - улыбается Андрей той самой открытой улыбкой, которая частенько появляется на его лице на корте после удачных ударов. - Родился 22 февраля 1991 года в Туле. Живу сейчас в подмосковной Балашихе, куда моя семья перебралась шесть лет назад. Тренируюсь там же, на балашихинских кортах, а также в РГУФКе на Сиреневом бульваре. Сейчас вот перешел на второй курс.
- Чем занимаются ваши родители?
- Папа - профессиональный теннисный тренер, который кроме меня работает и с другими ребятами. Мама занималась лыжами, тоже имеет тренерское образование и сейчас в Балашихе занимается ОФП с маленькими детьми. Еще у меня есть старший брат, он закончил уже четвертый курс РГУФКа.
- Как у вас получается учебу в институте совмещать с теннисом?
- Когда приезжаю в Москву, стараюсь посещать занятия в вузе. За три дня до отъезда на Уимблдон сессию закрыл.
- Тройки есть?
- (Улыбается.) Да. Но только потому, что пропускаю много. Впрочем, в РГУФКе существует специальная система учебы для ребят, которые занимаются теннисом. У нас свободное посещение.
- В последнее время много ездите на турниры?
- Да. Больше двух недель подряд в этом году дома не проводил. Но и сериями по пять-шесть недель я турниры не играю. Стараюсь не просто так ездить, а к каждому соревнованию готовиться.
- В справочнике написано, что хобби у вас - футбол. За какую команду болеете?
- В футбол я больше люблю играть. А болею за сборную России.
- А любимые теннисисты ваши - Агасси и Федерер?
- Да.
- Слышал, что вы знакомы с Михаилом Южным и его тренером Борисом Собкиным. Они в чем-то вам помогают?
- С Михаилом мы иногда пересекаемся, когда посещаем одного и того же специалиста по медицине, Евгения Блюма. А с Борисом Львовичем мой папа временами советуется. В частности, насчет того, как лучше переходить из юниорского тенниса в мужской.
- И как же лучше?
- Папа старается меня не перегружать. Тренируемся в основном два-три часа в день, максимум - четыре, в то время как другие юниоры занимаются по шесть-восемь часов. Турниры мы тоже выбираем, а не играем все подряд. У меня больше 22 соревнований за год не набирается. Причем в последнее время стараюсь выступать в основном со взрослыми на "фьючерсах". Не исключено, что после Уимблдона поеду на российские "челленджеры" в Пензу и Саранск.
- И чего вы успели добиться на взрослых турнирах?
- В одиночном разряде в марте и апреле на двух "фьючерсах" в Египте был сначала в финале, а потом в полуфинале. А после Roland Garros выиграл один "фьючерс" в Италии. В одиночном рейтинге стою сейчас 557-м. Еще в парном разряде дважды на "фьючерсах" побеждал.
- Какие стороны в своей игре считаете самыми сильными?
- Думаю, что я достаточно универсальный игрок. Явных козырей у меня нет, как, впрочем, и дыр.
- Для вас выход в финал - неожиданность?
- Конечно. О финале я по ходу турнира не думал. Хотя понимал, что если сумею показать хороший теннис, то шансы появятся.
- Вы ведь всего лишь в третий раз участвуете в юниорском турнире "Большого шлема" - после двух выступлений на Roland Garros...
- Да, в прошлом году я на Roland Garros прошел квалификацию и один круг основной сетки, а на Уимблдон не поехал, поскольку не хотелось менять покрытие. На US Open тоже не полетел. Во-первых, далеко, во-вторых, к тому времени уже начинал играть взрослые турниры.
- То есть на траве вы сейчас выступаете впервые в жизни?
- Да. После юниорского Roland Garros мы нашли во Франции травяной корт, на котором я потренировался всего полтора часа. И потом приехал сюда.
- И как вам это покрытие?
- Неожиданно понравилось. Раньше считал себя скорее грунтовым игроком, поскольку на медленных покрытиях у меня, как правило, лучше получается.
- Слышали, как вас поддерживали во время полуфинала Преображенская и Скородумова?
- Конечно. За границей приятно, когда тебя подбадривают по-русски. Лариса Дмитриевна, по-моему, все мои матчи на этом турнире смотрела. С Анной Петровной же мы сотрудничаем. Уже два или даже три года она составляет мне планы подготовки. Кроме того, примерно два раза за сезон я прохожу у Скородумовой тесты. Например, во время работы на беговой дорожке при разнообразной нагрузке у меня измеряют различные показатели - частоту сердечных сокращений и другие. Потом отслеживают их динамику и советуют, над чем надо работать.
- Сегодняшний розыгрыш на матчболе был для вас самым затяжным на этом турнире?
- Наверное, да. Чего уж там говорить - невероятный получился розыгрыш! По ходу дела мне несколько раз казалось, что уж этот мяч австралиец точно не отобьет, но он бился до последнего. А в раздевалке признался, что перед последним ударом уже не чувствовал ни рук, ни ног и просто не мог напрячь мышцы.
- Томич - сильный игрок?
- Да. И раскрученный. Он стоит в рейтинге АТР в районе 350-го места и прошел один круг в основной сетке мужского Australian Open, где получил wild card. Но оказывается, что и таких соперников побеждать можно. Томич ведь ничего особенного на корте не делает, побеждает зачастую за счет чужих ошибок.
- Как оцениваете свои шансы в финале против американца Джордана Кокса?
- Кокс - в основном игрок задней линии. А что у меня получится - посмотрим. Шанс есть всегда.