Греко-римская

6 октября 2015, 19:00

Алексей Мишин: "Чегин поблагодарил жителей Саранска за поддержку"

Владимир Иванов
Обозреватель
36-летний олимпийский чемпион, знаменосец сборной России на Всемирных военных играх – о борьбе, Софье Великой и саранских ходоках.

Владимир ИВАНОВ
из Мунгена

– Как часто вас путают с именитым тренером по фигурному катанию Алексеем Мишиным?

– Постоянно! При этом мы с ним никогда не пересекались. Пару лет назад он приезжал в мой Саранск на турнир по фигурному катанию, и когда у него спросили про меня, Алексей Николаевич ответил, что очень хотел бы со мной познакомиться и пообщаться.

– О чем бы хотели с ним поговорить?

– Мы с ним вместе делаем одно дело – добываем медали для России и прославляем фамилию Мишиных. Поэтому общих тем хватило бы.

– Его самый звездный ученик Евгений Плющенко пропускает один сезон за другим. Возможна ли такая ситуация в борьбе?

– У нас так не получится. В борьбе незаменимых нет, замену найдут очень быстро. В России такая конкуренция, что когда один болеет, его легко может заменить второй и тут же третий. При этом если выпадешь из струи, вернуться на самый верх очень сложно. По этой причине я едва не завершил карьеру после чемпионата Европы-2014.

– Получили травму?

– Сразу несколько. У меня "отлетели" оба плеча. Решил потерпеть, вышел бороться за третье место, но в том поединке разорвал боковую связку на ноге. К счастью, разрыв оказался частичным. Через некоторое время снова вернулся к тренировкам.

– Но зачем? У вас уже есть золотые медали чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.

– Хочу поставить жирную точку в Рио. Еще один момент – моя квартира в Саранске находится прямо рядом с залом. Хочешь не хочешь, а каждый день проезжаешь рядом с ним раз по 30. И на 31-й в любом случае зайдешь. Хотя бы поздороваться со всеми, узнать новости. А там тебе говорят переодеваться. Думаешь, легонько разомнешься – и все. А в итоге начинаешь заводиться и выполняешь 2,5-часовую тренировку. Так дошел до необдуманного поступка – поехал на чемпионат России. Очень хотелось выступить на чемпионате мира в Ташкенте.

– Усугубили травму?

– Вовремя остановился. А так могло быть все, что угодно. Борьба ведь не шахматы. Тебя "случайно" так заденут в больное место…

Но уже месяца через полтора я был в основной команде. Вот только на тот момент я был только третьим номером, и отдавать позиции мне никто не собирался. Постепенно набрал форму, отборолся на ряде крепких турниров и на чемпионате России-2015 дошел до финала, который закончился с равным счетом, но победу отдали сопернику. По правилу последнего действия.

– Это незначительное преимущество Давида Чакветадзе сыграло огромную роль. В итоге именно он выступил и на Европейских играх, и на чемпионате мира.

– Фортуна была на его стороне. Но право ехать на Европейские игры он той победой заслужил. Другое дело, что в Баку не было серьезной конкуренции.

– А как же украинец Жан Беленюк, ставший месяц назад чемпионом мира?

– А кто еще? При этом большинство стран готовились к Евроиграм постольку-поскольку. Это мы ко всем стартам подводимся по максимуму. Выиграли там пять золотых, а в Лас-Вегасе все четко дали нам понять, к чему они готовились. В итоге в моей категории и в весе до 59 кг мы остались без олимпийских лицензий. Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, которая сложилась в прошлый раз, когда в 66 кг мы остались без Олимпиады. Притом что у нас в команде были олимпийский чемпион и действующий чемпион мира.

ЧЕРНЫЙ СПИСОК ОБНОВЛЯЕТСЯ

– О чем подумали, когда узнали, что на Всемирных военных играх выступит Беленюк?

– Увидел его во время церемонии открытия. Подумал: "Да ты что! И он здесь!" Конечно, обрадовался – это же действующий чемпион мира! Теперь главное, чтобы мы попали друг на друга.

– В одном из интервью вы говорили, что у вас был собственный "черный список"…

– Он есть до сих пор. Постоянно обновляется. Там записаны все, кому я проигрывал или с кем меня засуживали.

– То есть он даже реальный, а не виртуальный?

– Конечно! В голове-то я, естественно, помню всех обидчиков, но когда ты записываешь их фамилии на бумагу – это совсем другое. Кого-то добавляю, кого-то вычеркиваю черной пастой. Это как игра.

– Есть те, кого вычеркнуть уже не удастся?

– Нет. Есть те, которых я записывал, когда мне было 22-23 года. Но мы так и не пересеклись после этого, а они закончили карьеру. Зачем я буду держать их в списке, если они сошли со спортивного горизонта? Вычеркнул.

– Беленюка на открытии вы встретили, будучи знаменосцем. Понравилось?

– Конечно, это ведь такая честь! К сожалению, мне не довелось побывать на открытии Олимпиады – борцы приезжают уже во время разгара Игр. Но на этот раз мне выпал шанс. Очень понравилось! Такое количество стран, эмоции, салюты – просто потрясающе!

– Специально несли флаг в одной руке?

– Я же борец! Старался нести его выше всех, чтобы весь мир видел и помнил, что Россия – великая держава. Меня очень вдохновляло, что за мной следовала вся команда, включая спортсменов, полковников, начальника ЦСКА Михаила Барышева.

СЫН УЖЕ ФЕХТУЕТ САБЛЕЙ И ПРОХОДИТ В НОГИ

– Не пытались уговорить приехать с собой семикратную чемпионку мира по фехтованию, вашу жену Софью Великую?

– Ей самой жалко, что не получилось. Но она отправляется на этап Кубка мира в Венесуэлу. Ей нужно набирать рейтинговые очки для участия в Олимпиаде.

– Как вы познакомились?

– По-настоящему – после Олимпийских игр-2008. До этого знали друг друга по училищу. А в Пекине мы оба проиграли спорными судейскими решениями. Случайно пересеклись, поговорили, обменялись контактами. И так все потом быстро закрутилось! Даже говорил Соне: "Меня столько времени никто не мог поймать, а ты взяла и поставила сети, в которые я благополучно влетел". Теперь у нас сын, которому скоро будет два года.

– Слышал, уже гостям в ноги проходит.

– Когда прихожу домой, он сначала фехтует саблей, а потом начинает бросать мишку. Такой двоеоборец (улыбается)! Но кем бы он ни захотел стать – это не важно. Главное, чтобы был хорошим человеком.

– В вашем родном Саранске сейчас не утихают скандалы по части легкой атлетики. Слышали?

– Гремит город! Конечно. Ситуация для республики очень негативная. Практически всех ведущих спортсменов обвинили в использовании допинга. Если это на самом деле так – наши ходоки поступили очень плохо. В таком случае я склонен поддерживать Всемирное антидопинговое агентство. Но если кто-то просто перешел кому-то дорогу и вся история носит политический, а не спортивный характер, это совсем другой разговор. Такое тоже не исключено. Нужно разбираться.

– Вы лично знакомы с кем-то из ходоков?

– Со всеми. Город у нас маленький. Знаем, какая у кого машина, нередко случайно встречаемся в кафе. Мы общались после всех этих известий, но больные темы я старался особо не затрагивать. Заходил издалека, мне ответили: "Леш, мы просто надоели своими победами". Кому и почему они надоели именно сейчас, я спрашивать не стал. Им и без меня очень непросто. Еще недавно вся республика носила их на руках, а теперь лишний раз на улицу не выйдешь – будут пальцем тыкать. Я бы на месте ребят, наверное, на какое-то время вообще уехал из города.

– Что люди в городе говорят о Викторе Чегине?

– Я бы не сказал, что там много кто шушукается по этой теме. Но насколько я слышал, он объявил, что уходит со своего поста. И поблагодарил жителей города за то, что они всегда переживали и болели за своих спортсменов.