В российский прокат вышла «Субстанция» — хоррор француженки Корали Фаржа с Деми Мур и Маргарет Куолли в главных ролях. Лента, премьера которой состоялась в рамках основной программы Каннского кинофестиваля, получила там приз за лучший сценарий — это невероятно кровавый и при этом смешной фильм о культе красоты и месте женщины в мире современного шоу-бизнеса, открыто критикующий устоявшийся в Голливуде и не только пресловутый мужской взгляд. Впрочем, форма, выбранная французским режиссером, делает фильм чем-то более интересным, нежели просто очередное высказывание на безусловно вечную тему.
Осторожно, в этой главе есть спойлеры. Если вы еще не смотрели фильм, листайте к следующей.
Элизабет с говорящей фамилией Спаркл, что можно перевести как «искра», или «сверкание», — актриса, чей пик давно прошел. Когда-то она сияла на красных дорожках и, казалось, была на вершине мира, но время и возраст неумолимо берут свое. Теперь Элизабет ведет свое утреннее фитнес-шоу, которое, кажется, тоже дышит на ладан. Босс героини по имени Харви всей своей душой желает отправить постаревшую знаменитость на пенсию и найти кого-то помоложе.
Находящаяся в не самом лучшем психологическом состоянии актриса решается на эксперимент и прибегает к использованию инновационного препарата, той самой «Субстанции» из названия. После всех инъекций и манипуляций с колбочками тело героини расходится вдоль по позвоночнику и на свет появляется новая — усовершенствованная версия Элизабет, которая называет себя Сью.
Теперь Элизабет и Сью связаны: каждые семь дней они должны меняться местами, и пока одна проживает жизнь, другая безжизненно лежит на холодном кафельном полу ванной, давая второму телу материал для существования.
За время своей активности молодая и подтянутая Сью вытесняет свою прародительницу с ее места работы, с невероятной легкостью проходит кастинг на телешоу и начинает путь к вершинам славы. Но еще при заказе препарата загадочный голос предупреждает Элизабет, что не существует двух разных людей, они — одно целое и нарушать порядок смены ни в коем случае нельзя.
Несложно догадаться, что в какой-то момент все пойдет не по плану и непреложные правила будут нарушены, тем самым поставив под угрозу существование обеих женщин, являющихся на самом деле одним и тем же человеком, а не самостоятельными личностями.
Казалось бы, в посыле фильма, его критике «мужского взгляда» и излишней зацикленности общества на молодости и внешности женщин нет ничего нового, но именно дерзость и остроумие делают из «Субстанции» незабываемое зрелище. Вдохновлющаяся фильмами Дэвида Кроненберга, Фаржа создает на экране невероятное представление из трансформации женского тела, которое не раз заставит поморщиться даже людей с самыми крепкими нервами.
При этом фильм не просто мастерски использует все жанровые особенности, являясь чистейшим представителем боди-хорроров, но и хорошо сделан визуально. Картинка «Субстанции» идеально выверена и наполнена множеством отсылок и оммажей к кино прошлого, среди которых даже работы таких мастеров, как Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик.
Лента Корали Фаржа не стесняется избыточности: кажется, что все возможные ползунки при создании были выкручены на максимум. В какой-то момент «Субстанция» превращается в абсурдную карикатуру, глядя на которую зритель, несмотря на всю неприятность изображения, начинает невольно хихикать и смеяться. И вся эта сумасшедшая вакханалия не лишена критики, точнее она наполнена ей под завязку.
Мужчины в фильме или отвратительны до карикатурности, как продюсер телешоу и его свита, или выступают лишь в качестве секс-кукол, нужных для удовлетворения физиологических потребностей. При этом субстанция удивительно точно экранизирует страхи современной женщины, которая старается всеми силами приблизиться к идеальному образу. Насколько точно это наблюдение, настолько же и яростна критика массовой культуры, несмотря на все изменения, все еще не избавившейся от стереотипов.
Вряд ли бы «Субстанция» получилась такой, какая она есть, без двух главных героинь и актрис, исполнивших эти роли. И если от Маргарет Куолли, сыгравшей молодую Сью, в первую очередь нужна была эффектная внешность и умение ее презентовать, то Деми Мур становится главной звездой фильма.
Не каждая актриса согласится на участие в подобной ленте жанра категории B, и не каждая актриса может так смело выглядеть в кадре даже в самые неприятные и отталкивающие моменты. Уже за это звезда Голливуда заслуживает уважения, только вот кроме смелости Мур, в образе героини которой можно при желании рассмотреть сходство с биографией артистки, демонстрирует и невероятную актерскую игру, за которую не жалко отдать ей какую-нибудь из премий.
Из второстепенных же героев запоминается продюсер телешоу Харви. Созданный Деннисом Куэйдом образ отвратительный настолько, что вызывает смех, а способ съемки героя лишь подчеркивает его ничтожные черты.
От «Субстанции» волосы на голове встают дыбом. Лента француженки Корали Фаржа — это безусловно зрелище не для слабонервных, в котором при этом визуальная часть неотделима от смысловой нагрузки и добавляет ей весомости и важности. Не самая новаторская идея именно за счет визуала приобретает новые грани. «Субстанция» ловко совмещает на экране отталкивающие и сатирические моменты, так что морщиться и смеяться зрителю часто придется одновременно.
Даже если вы не большой любитель жанра, взглянуть на обладателя награды Каннского кинофестиваля за лучший сценарий стоит хотя бы ради актерской игры Деми Мур и невероятно абсурдной и сумасшедшей концовки, которая тоже совсем не для слабонервных.