Смотреть
Фильмы и сериалы

20 сен 20:00

6 мин.

Помните, вы одно целое: каким получился хоррор «Субстанция»

Алиса Бондаренко
Киноман и игроман
Читайте нас в ВКонтакте Дзен

В российский прокат вышла «Субстанция» — хоррор француженки Корали Фаржа с Деми Мур и Маргарет Куолли в главных ролях. Лента, премьера которой состоялась в рамках основной программы Каннского кинофестиваля, получила там приз за лучший сценарий — это невероятно кровавый и при этом смешной фильм о культе красоты и месте женщины в мире современного шоу-бизнеса, открыто критикующий устоявшийся в Голливуде и не только пресловутый мужской взгляд. Впрочем, форма, выбранная французским режиссером, делает фильм чем-то более интересным, нежели просто очередное высказывание на безусловно вечную тему.

Сюжет фильма «Субстанция»

Осторожно, в этой главе есть спойлеры. Если вы еще не смотрели фильм, листайте к следующей.

Элизабет с говорящей фамилией Спаркл, что можно перевести как «искра», или «сверкание», — актриса, чей пик давно прошел. Когда-то она сияла на красных дорожках и, казалось, была на вершине мира, но время и возраст неумолимо берут свое. Теперь Элизабет ведет свое утреннее фитнес-шоу, которое, кажется, тоже дышит на ладан. Босс героини по имени Харви всей своей душой желает отправить постаревшую знаменитость на пенсию и найти кого-то помоложе.

Находящаяся в не самом лучшем психологическом состоянии актриса решается на эксперимент и прибегает к использованию инновационного препарата, той самой «Субстанции» из названия. После всех инъекций и манипуляций с колбочками тело героини расходится вдоль по позвоночнику и на свет появляется новая — усовершенствованная версия Элизабет, которая называет себя Сью.

Кадр из фильма «Субстанция»
Фото Кадр из фильма «Субстанция»

Теперь Элизабет и Сью связаны: каждые семь дней они должны меняться местами, и пока одна проживает жизнь, другая безжизненно лежит на холодном кафельном полу ванной, давая второму телу материал для существования.

За время своей активности молодая и подтянутая Сью вытесняет свою прародительницу с ее места работы, с невероятной легкостью проходит кастинг на телешоу и начинает путь к вершинам славы. Но еще при заказе препарата загадочный голос предупреждает Элизабет, что не существует двух разных людей, они — одно целое и нарушать порядок смены ни в коем случае нельзя.

Кадр из фильма «Субстанция»
Фото Кадр из фильма «Субстанция»

Несложно догадаться, что в какой-то момент все пойдет не по плану и непреложные правила будут нарушены, тем самым поставив под угрозу существование обеих женщин, являющихся на самом деле одним и тем же человеком, а не самостоятельными личностями.

Каким получился фильм «Субстанция»

Казалось бы, в посыле фильма, его критике «мужского взгляда» и излишней зацикленности общества на молодости и внешности женщин нет ничего нового, но именно дерзость и остроумие делают из «Субстанции» незабываемое зрелище. Вдохновлющаяся фильмами Дэвида Кроненберга, Фаржа создает на экране невероятное представление из трансформации женского тела, которое не раз заставит поморщиться даже людей с самыми крепкими нервами.

Кадр из фильма «Субстанция»
Фото Кадр из фильма «Субстанция»

При этом фильм не просто мастерски использует все жанровые особенности, являясь чистейшим представителем боди-хорроров, но и хорошо сделан визуально. Картинка «Субстанции» идеально выверена и наполнена множеством отсылок и оммажей к кино прошлого, среди которых даже работы таких мастеров, как Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик.

Лента Корали Фаржа не стесняется избыточности: кажется, что все возможные ползунки при создании были выкручены на максимум. В какой-то момент «Субстанция» превращается в абсурдную карикатуру, глядя на которую зритель, несмотря на всю неприятность изображения, начинает невольно хихикать и смеяться. И вся эта сумасшедшая вакханалия не лишена критики, точнее она наполнена ей под завязку.

Кадр из фильма «Субстанция»
Фото Кадр из фильма «Субстанция»

Мужчины в фильме или отвратительны до карикатурности, как продюсер телешоу и его свита, или выступают лишь в качестве секс-кукол, нужных для удовлетворения физиологических потребностей. При этом субстанция удивительно точно экранизирует страхи современной женщины, которая старается всеми силами приблизиться к идеальному образу. Насколько точно это наблюдение, настолько же и яростна критика массовой культуры, несмотря на все изменения, все еще не избавившейся от стереотипов.

Актеры фильма «Субстанция»

Вряд ли бы «Субстанция» получилась такой, какая она есть, без двух главных героинь и актрис, исполнивших эти роли. И если от Маргарет Куолли, сыгравшей молодую Сью, в первую очередь нужна была эффектная внешность и умение ее презентовать, то Деми Мур становится главной звездой фильма.

Кадр из фильма «Субстанция»
Фото Кадр из фильма «Субстанция»

Не каждая актриса согласится на участие в подобной ленте жанра категории B, и не каждая актриса может так смело выглядеть в кадре даже в самые неприятные и отталкивающие моменты. Уже за это звезда Голливуда заслуживает уважения, только вот кроме смелости Мур, в образе героини которой можно при желании рассмотреть сходство с биографией артистки, демонстрирует и невероятную актерскую игру, за которую не жалко отдать ей какую-нибудь из премий.

Из второстепенных же героев запоминается продюсер телешоу Харви. Созданный Деннисом Куэйдом образ отвратительный настолько, что вызывает смех, а способ съемки героя лишь подчеркивает его ничтожные черты.

Стоит ли смотреть фильм «Субстанция»

От «Субстанции» волосы на голове встают дыбом. Лента француженки Корали Фаржа — это безусловно зрелище не для слабонервных, в котором при этом визуальная часть неотделима от смысловой нагрузки и добавляет ей весомости и важности. Не самая новаторская идея именно за счет визуала приобретает новые грани. «Субстанция» ловко совмещает на экране отталкивающие и сатирические моменты, так что морщиться и смеяться зрителю часто придется одновременно.

Кадр из фильма «Субстанция»
Фото Кадр из фильма «Субстанция»

Даже если вы не большой любитель жанра, взглянуть на обладателя награды Каннского кинофестиваля за лучший сценарий стоит хотя бы ради актерской игры Деми Мур и невероятно абсурдной и сумасшедшей концовки, которая тоже совсем не для слабонервных.