29 июня 2011, 23:00

Андрей Родионенко: "Уровень сложности настолько вырос, что впору останавливать этот процесс"

В ходе открытой для журналистов тренировки на подмосковной базе "Озеро Круглое" главный тренер российской сборной Андрей Родионенко заметил, что не считает ветеранов команды Максима Девятовского и Антона Голоцуцкова бесспорными претендентами на место в составе национальной сборной и совершенно не уверен в том, что этим гимнастам удастся отобраться на октябрьский чемпионат мира в Токио - до такой степени выросла внутренняя российская конкуренция. А после окончания занятия Родионенко ответил на несколько вопросов корреспондента "СЭ".

- Если бы вам нужно было сформировать сборную прямо сейчас...

- Это было бы невозможно. Потому что еще не проводились соревнования, где все ребята выступали бы вместе. На турниры они ездили только порознь. Следует учитывать и формат соревнований. А он у нас на чемпионате мира ожидается жутчайший. Надо будет пройти квалификацию, потом начинается командный финал, после него – финал многоборья и, наконец, финалы на отдельных снарядах. Каждое из этих соревнований проходит в своем формате. А спортсменов в команде должно быть всего шесть.

- Чем вы объясняете столь мощный взлет конкуренции в российской сборной?

- Это происходит во всей мировой мужской гимнастике. Высочайшая конкуренция была на апрельском чемпионате Европы, что на недавнем исполкоме Европейского гимнастического союза (UEG) отметили все мои коллеги. Сразу после этого прошел симпозиум по новым правилам олимпийского цикла, там тоже говорили о том, что мужская гимнастика прогрессирует гигантскими шагами в то время как женская заметно сдает позиции.

Лично я объясняю это прежде всего тем, что в мужской гимнастике спортсмены "живут" намного дольше, чем в женской. Спортивный век девушек очень короток. Долгожителей типа Светланы Хоркиной сейчас нет. Условия настолько суровы, что выдержать больше одного олимпийского цикла в женской гимнастике невозможно. Те, кто остается в спорте на более долгий срок, либо теряют конкурентную способность, либо ограничиваются выступлениями на одном – двух снарядах. Как экс-чемпионка мира на брусьях Элизабет Твиддл из Великобритании.

- Кроме этого гимнастика постоянно усложняется.

- Уровень сложности, действительно, вырос до такой степени, что впору задуматься, как остановить этот процесс.

- Считаете, это возможно?

- Почему нет? Для этого нужно просто сделать так, чтобы оценка за качество исполнения превалировала над оценкой за сложность. Чтобы спортсменам стало выгоднее демонстрировать хорошее качество, нежели плохо исполненные элементы ультра-си.

- Какую информацию и от кого получают сейчас тренеры и спортсмены в отношении экологической и радиационной обстановки в Токио?

- На исполкоме Международной федерации гимнастики (FIG), который в мае прошел в Калифорнии, были оглашены результаты исследований, проведенных медицинской комиссией FIG. Согласно им в районе Токио никакой угрозы не существует. Несмотря на это определенное беспокойство мы испытываем. Особенно – в отношении женской команды, поскольку большинство девочек – несовершеннолетние и за них переживаем не только мы, но и родители, которые хотят слышать здравые и обоснованные ответы на все свои вопросы. К нам в Россию приезжал генеральный секретарь японской федерации гимнастики господин Ватанабе, который тоже заверил, что ситуация в Токио находится в рамках нормы, тщательно контролируется и никаких опасений не вызывает. Приезд Ватанабе был неким жестом доброй воли. Как он сам отметил, Япония испытывает колоссальное уважение к России и к российской гимнастике, которую во многих отношениях считает для себя эталоном качества. Все ребята имели возможность задать Ватанабе любые вопросы, на которые он ответил и пообещал прислать нам официальные бумаги, подтверждающие все то, что было сказано устно.

Все эти материалы я уже получил. Так что беспокойство хоть и остается, но оно уже не такое острое, как было вначале.

- Планируете ли вы выезд команды на заключительный этап подготовки в какие-то более близкие к Японии места – для акклиматизации?

- Нет. Поедем в Токио вплотную к соревнованиям – 1 октября, поскольку 3 октября у нас запланирована первая официальная тренировка на помосте. Длительное пребывание в Японии до начала соревнований действительно дает более полную акклиматизацию, но в этом нет необходимости. Мы полностью готовы к выступлению на тех снарядах, на которых будет проводиться чемпионат мира, у нас на "Круглом" стоят практически аналогичные модели, поэтому три дня перед первым выходом на помост – вполне достаточный срок. До начала самих соревнований у нас будет 5-7 дней, а это как раз тот самый срок, за который организм успевает приспособиться к новым условиям. В этом отношении у нас есть достаточно успешный опыт Олимпийских игр в Пекине.

- С учетом того, что чемпионат мира является отборочным для Игр в Лондоне, самой важной для нас частью чемпионата будет квалификация?

- Теоретически это так. А практически борьба будет идти на протяжение всех финалов. В Токио будет отобрано восемь команд. Еще четыре добавятся по результатам январских тестовых соревнований. А вот в личных видах предстоит жесткая и затяжная борьба. Достаточно сказать, что одна только квалификация будет идти на протяжении двух дней. В общей сложности мы будем находиться в Японии с первого до 17-го октября, а это – очень долго. Олимпийский регламент в этом отношении более "щадящий" – дает возможность спортсменам больше отдыхать.

- У вас в команде предусмотрена должность психолога, который бы работал со спортсменами в ходе подготовки?

- Давайте начнем с того, что в России спортивных психологов просто нет. К тому же я всегда придерживался той точки зрения, что лучший психолог для спортсмена – его личный тренер. И помогать психолог должен прежде всего тренеру. Да, мы нуждаемся в такой помощи. Но найти квалифицированного специалиста не так просто.

В плане медицины российская федерация гимнастики сейчас пригласила нам в помощь очень хороших специалистов. Руководитель медицинской группы – русский. Сам он профессор, который уже много лет возглавляет кафедру нетрадиционной китайской медицины в одном из новосибирских научно-исследовательских институтов. В сентябре он должен приехать к нам на сбор, а кто-то из его группы обязательно поедет вместе с нами в Токио.

- Насколько действенна такая помощь?

- Она выходит за рамки традиционных медицинских рекомендаций. Это китайское иглоукалывание, всевозможные травяные снадобья, ряд методических приемов, которые используются только в этой клинике. Все это очень серьезно. Без серьезной медицины большой спорт влачил бы сейчас очень жалкое существование.

 Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

1