Статьи

17 августа 2013, 22:00

Светлана Школина: "Смотрела эстафету и поняла: на 2,03 нужно прыгать именно сейчас"

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Светлана Школина, ставшая чемпионкой мира в прыжках в высоту, призналась, что этот финал дался ей непросто в смысле психологии и эмоций

Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Лужников

– Сегодня мне было волнительно, – призналась Школина, хотя по ее как всегда спокойному лицу предположить это было крайне затруднительно. – Обычно во время соревнований я очень хорошо сплю. А тут вскочила в 8 утра – для такой совы, как я, это очень рано. Очень волнительно. Такого даже на Олимпиаде не было – в Лондоне я была совершенно спокойна. А когда сегодня пришла на стадион, меня начало колбасить еще сильнее. Но я смогла собраться. Хочу сказать сегодня спасибо всем, своим близким и не только – за ту поддержку, которую я ощущала до кончиков пальцев рук и ног.

– Честно говоря, по вам ни в секторе, ни сейчас совершенно нельзя сказать, что внутри бушуют такие эмоции.

– Это внешнее впечатления. Просто я могу скрывать свои эмоции очень хорошо. А внутри, когда я прыгаю, творится что-то невероятное. Но почему-то я всегда держу это в себе.

– Когда после третьей неудачной попытки американки Барретт на высоте 2,03 стало ясно, что вы – чемпионка, вы просто встали и пошли. Не было ни сальто, ни прыжков от радости. Почему так сдержанно?

– Ну я же не Елена Исинбаева (смеется). Кстати, я сальто и не умею делать. Если бы я его сделала, наверно, шею бы себе свернула.

– Вы выполняли свою попытку на 2,03, которая стала победной, в тот момент, когда весь стадион гнал к финишу участниц эстафету 4х400 м. Почему?

– Специально выбрала этот момент. В этот момент на стадионе стоял такой ор – что-то невероятное! Трибуны так поддерживали наших девчонок. Меня это завело. Я видела, что девчонки идут на лидирующей позиции. Меня это очень взбудоражило, внутри что-то заиграло. И я поняла, что нужно прыгать именно сейчас. Знала, что возьму. Почему-то была в этом уверена. Когда взяла 2,03 с первой попытки, поняла, что выиграла.

– Почему уже в статусе победительницы вы заказали высоту 2,05, что выше вашего личного рекорда (Школина выполнила два попытки, после чего завершила выступления. – Прим. Е.К.)?

– Хотела попробовать. Но из-за эмоций, которые к тому моменту уже захлестнули меня полностью, не смогла собраться. Сложно это очень.

– В чем причина вашей первой осечки на высоте 1,93?

– Тоже эмоции. Я стала понимать всю меру ответственности того, что происходит. Из-за этого мне очень тяжело далось начало соревнований. Но тренер, Сергей Клюгин, к счастью, вовремя заметил, что происходит. Спасибо ему. Он грамотно мне сказал успокоиться. И все пошло. Наверно, мне даже нужно была эта ошибка – просто чтобы собраться, понять, что происходит. Где я вообще и что надо делать.

– Показалось, что первые высоты брали словно с удивлением: как это планка устояла. И потом долго сидели на матах. С чем была связана такая реакция?

– Все эмоции. Мне же нужно было как-то придти в себя. На самом деле, ничего удивительного для меня там не было: я знала, что готова на самом деле сейчас намного лучше. Просто, понимаете, дома выступать тяжело. Это одновременно и очень приятно, и очень ответственно. Нельзя было оплошать перед родителями – они впервые смотрели вживую, как я прыгаю. Не могла же я в такой ситуации проиграть!

– У вас были сомнения, пускать их на трибуну или нет?

– Еще какие! Они еще с зимы говорили, что хотят приехать. Но я говорила: нет, иначе буду волноваться. Но в последний момент, буквально за неделю, передумала. И сказала, что если они хотят, пусть приезжают. Они и приехали. Может быть, теперь стоит всегда брать их на соревнования? Подумаю над этим.

– После того, как на высоте 2,00 завершила борьбу Анна Чичерова, почувствовали дополнительную ответственность?

– Честно говоря, я не смотрела, как прыгала Аня. Видела только третью попытку. Мне показалось, что тогда она взяла 2,00. Но потом посмотрела на зрителей, увидела, что они расстроены – и тогда, обернувшись, заметила, что планка упала. Честно говоря, жалко, что так с Аней получилось. Она заслуживает большего.

– Высоту 2,00 можно назвать определяющей в финале ЧМ?

– Если честно, я думала, что 2 метра прыгнут человека четыре, не больше. Обычно это не такая уж большая высота. Поэтому сама я как-то сразу настраивалась, что нужно будет прыгать выше.

– Вы в нынешнем сезоне довольно мало выступали. Копили энергию?

– И это тоже. Но вообще у меня тоже были всякие проблемы и со спиной, и с эмоциями, и со всем подряд.

– Эмоции связаны с постолимпийским годом?

– Да нет. Просто были такие перепады настроения. Еще раз хочу сказать спасибо тренеру Сергею Клюгину. Не знаю, как он меня в нынешнем сезоне смог выдержать. Ему спасибо и его жене Вике.

– После бронзовой медали Лондона-2012 вы как-то изменились в личностном или профессиональном плане?

– Вы знаете, нет. Никак не изменилась. Я же была третья. А у нас в России этих третьих мест – выше головы. В нашей стране имеет значение только первое место, а все остальное уже неважно.

– Ну лично для вас эта бронза наверняка значение имела?

– Для меня это, конечно, было очень радостный момент. Правда, я тогда тоже настраивалась на борьбу за победу (улыбается).

– Вы наверняка представляли себе, как выйдете в сектор домашнего чемпионата мира, как трибуны начнут вам кричать. Все было так, как вы думали?

– Да.

– Вы специально не стали смотреть забег в финале 200-метровки с участием Усэйна Болта?

– (Удивленно.) А был забег с Болтом, да?

– Можете сравнить свою подготовку к чемпионату мира с тем, что было после Олимпиады?

– В этом году я вообще пропустила по своим причину зимний сезон. Да и летом не все поначалу получалось, по крайней мере, мне так казалось. Может быть, тренер считает иначе.

– После чемпионата России многие говорили, что дорожка в секторе "Лужников" своеобразная.

– Дорожка своеобразная, да. Но я выиграла. Значит, для меня это хорошо.

– Справедливо говорить, что сегодня вы прыгали немного за Ивана Ухова, вашего партнера по группе Сергея Клюгина, которого в мужской высоте постигла неудача?

– Конечно! Очень сильно, кстати, болела на Ваню. Не думала, что в мужском финале будут такие безумные результаты. Что 2,35 с первой попытки хватит только для четвертого места. Давно, мне кажется, такого не было.

– Болели на трибуне или по телевизору?

– По телевизору. Я вообще на стадион не ходила – это было слишком волнительно. Даже смотря соревнования по телевизору, как будто сама выступала. Вчера, например, прыгала с Меньковым в длину и молот метала вместе с Татьяной Лысенко (смеется). И бежала 4х400 с нашими парнями.

– Как будете отмечать эту победу?

– Не знаю. Поеду домой, наверное. Мои родные, думаю, уже купили бутылочку шампанского. Мы ее разопьем: одну, вторую, третью (смеется).

– Елена Исинбаева после своей победы обещала гулять по Москве всю ночь.

– Думаю, что сегодня я так не смогу. Скорее всего, освобожусь ближе к утру, когда ночные клубы уже закроются. А на следующий день будет видно.