Допинг
12 июня 2019, 14:35
Карьеру спортсмена Сильнов закончил в 2016-м и последние два с половиной года занимал пост первого вице-президента Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА).
При этом олимпийское золото Пекина-2008 прыгун точно сохранит – восемь лет, которые проба должна была храниться по действовавшим на тот момент правилам, давно истекли, перепроверить ее невозможно. Вряд ли речь идет и о новых данных, полученных ВАДА из Московской лаборатории. В своем докладе глава рабочей группы ИААФ Руне Андерсен отметил, что независимый антидопинговый орган (AIU) получит от ВАДА большую часть информации о пробах, хранившихся в Москве, только 18 июня. То есть на данный момент AIU вряд ли мог успеть получить и обработать данные из Москвы и выслать Сильнову уведомление.
Получается, что почти наверняка Сильнова заподозрили по результатам очередной перепроверки проб. Отголоски прошлого нам вообще-то "прилетают" регулярно: сейчас уже отбыли или отбывают дисквалификации очень многие участники московского чемпионата мира-2013. Сильнов на тот турнир не отобрался, но продолжал выступления вплоть до 2016 года, когда, собственно, был избран первым вице-президентом ВФЛА.
То есть все "темные" годы Московской лаборатории, когда там процветали махинации Григория Родченкова и компании, Сильнов выступал. Он был на Олимпийских играх-2012 в Лондоне, где отдал свою соревновательную майку Ивану Ухову. Тот Олимпиаду выиграл, но впоследствии лишился золотой медали из-за допинга. Та же судьба постигла еще троих выдающихся прыгунов в высоту этого поколения: Анну Чичерову, Елену Слесаренко и Светлану Школину. При этом Чичерова и Слесаренко тренировались как раз у наставника Сильнова – Евгения Загорулько. С Анной они готовились к Играм в Лондоне по идентичной схеме.
Из всего вышесказанного следует, что обвинения в адрес Сильнова – это отнюдь не неожиданность. "Чистых" звезд того поколения у нас сейчас вообще в стране можно пересчитать по пальцам. При этом Сильнов оставался одним из немногих, кто пытался помочь родной федерации и открыто баллотировался на выборные должности. В отличие от той же Татьяны Лебедевой, которая даже до появления официальных обвинений предпочла остаться в стороне.
В 2016 году Сильнов выставил свою кандидатуру на должность президента ВФЛА. В конкурентах у него тогда были Дмитрий Шляхтин, Елена Исинбаева и Михаил Бутов. Исинбаева, не дожидаясь голосования, сняла свою кандидатуру в пользу Шляхтина. Бутов в первом туре набрал меньше всех голосов, а вот Сильнов был близок к победе: 31 голос против 36 у Шляхтина.
Сейчас даже страшно подумать, что было бы, если бы Сильнов тогда победил. ВФЛА и так, мягко говоря, далека от процветания: уже четыре года у нас нет признания со стороны ИААФ, и недавно отстранение снова продлили на неопределенный срок. А тут еще допинг у первого вице-президента – то есть человека, который как раз отвечает за соблюдение условий "дорожной карты", внедрение в стране культуры нетерпимости к допингу, соблюдение условий дисквалификаций и отстранений у пойманных спортсменов...
Получается какой-то сюрреализм. Кто и кого в этом порочном круге ловит, уже непонятно. Но перспективы вернуться в ИААФ все это точно не улучшает.
"Вопрос о временном приостановлении деятельности Андрея Сильнова на посту первого вице-президента ВФЛА в связи с фактом возможного нарушения им антидопинговых правил будет рассмотрен в пятницу, 14 июня", – говорится в официальном заявлении ВФЛА.
Сам Сильнов пока предпочел ничего не комментировать, но в интервью "РИА Новости" подтвердил, что получил уведомление от AIU и изучает документы.
Если следовать обыкновенной логике, первое, что должен/может сделать человек в такой ситуации – это добровольно уйти в отставку. Должность у Сильнова выборная, чтобы его отстранить насильственно, теперь нужно собирать президиум, а то и Конференцию. Допустим даже, что Андрей уверен в своей невиновности и потом сумеет ее доказать. Но зачем бросать тень на федерацию, которая и так тонет? Как нахождение в президиуме человека, получившего официальные обвинения в допинге, может помочь ВФЛА на пути к возвращению в ИААФ?
Скажете, что на момент избрания к Сильнову не было никаких вопросов? Безусловно. Но теперь они есть, и нет ни одной причины совмещать работу по очищению своего честного имени и деятельность в федерации. Хотя, пример такой в российском спорте был – Александр Зубков, который параллельно судился по поводу сочинских медалей и руководил российским бобслеем.
Но в итоге уйти пришлось даже Зубкову. Почти стопроцентно, та же судьба постигнет и Сильнова, но мы снова, вместо того, чтобы сделать это красиво и публично, заметаем хвосты. Проблема ведь даже не в допинге Сильнова как таковом – в конце концов, то же дело прыгуна в высоту Данилы Лысенко в плане перспектив для ВФЛА куда опаснее. Проблема в отсутствии адекватной и своевременной реакции. Представьте: красивая пресс-конференция еще до того или сразу после, как информация стала публичной; слова Сильнова о добровольной отставке и обещание во всем разобраться; слова президента Шляхтина о нулевой терпимости к допингу и необходимости немедленного отстранения человека, которого в нем подозревают; избрание нового первого вице-президента.
При таком раскладе мы бы не только набрали вистов в глазах международного сообщества, но и лишний раз напомнили о нулевой толерантности собственным спортсменам и тренерам. А так, получается, что например, известный британский журналист Ник Батлер теперь делает вывод о том, что Сильнов мог быть причастен к махинациям по делу Лысенко.
Just to clarify, sounds like IAAF still not received Moscow Lab data. One theory, not confirmed, is that Andrey Silnov was implicated by Daniil Lysenko for involvement in forging the documents to cover up his whereabouts violation. Details not yet clear though https://t.co/jqg1S2NKby
— Nick Butler (@NickJMButler) 12 июня 2019 г.
По информации "СЭ", это не соответствует действительности, хотя было бы удобной версией. Теперь на Сильнова можно свалить вообще все.
Хотя, нет, нельзя – ведь пока он по-прежнему остается первым вице-президентом федерации и никуда не уходит...?