Допинг
22 августа 2019, 20:45
Коулман — без всяких преувеличений, наследник Усэйна Болта. Он действующий рекордсмен мира в беге на 60 метров (6,34) и обладатель лучших результатов на стометровке на протяжении двух последних лет. Совсем недавно Коулман выиграл чемпионат США с результатом 9,81. Это, конечно, далеко не мировой рекорд, но для победы на чемпионате мира в Дохе наверняка бы хватило. К тому же, Коулману сейчас всего 23 и раскрылся он относительно поздно. Именно его называли главным претендентом на титул быстрейшего человека планеты после ухода великого ямайца. Перспектива дисквалификации атлета такого масштаба — это сравнимо, как минимум, с мельдониевым скандалом вокруг Марии Шараповой.
Британская газета Daily Mail сообщила, что Коулман временно отстранен от выступлений из-за трех пропущенных тестов в течение года. За это ему грозит от одного до двух лет дисквалификации, в зависимости от обстоятельств нарушения.
При этом Коулман пытается оспорить один из трех своих «флажков». По этому поводу прямо сейчас идут напряженные переговоры между ВАДА, Американским антидопинговым агентством и международной федерацией (ИААФ).
Дело в том, что как спортсмен мирового класса, Коулман входит во все возможные пулы тестирования и сдает внесоревновательные пробы по линии всех трех этих организаций. Сейчас единственный шанс для спортсмена избежать наказания — доказать, что хотя бы в одном из трех случаев допинг-офицеры сами допустили нарушение (например, пришли не в определенный в системе АДАМС час) и его вины в несданном тесте нет.
В принципе, такое случалось и не раз. «Флажки» за пропущенные тесты постоянно оспариваются и решения по ним принимаются в рабочем порядке, даже без слушаний и адвокатов. Другое дело, что в данном вопросе цена очень высока. Если Коулмана дисквалифицируют, он наверняка пропустит ближайший чемпионат мира и, возможно, Олимпийские игры. И там, и там он был главным фаворитом, а еще и звездой, которая будет собирать стадионы.
Парадокс этой истории состоит еще и в том, что в отсутствие Коулмана главным претендентом на победу на стометровке в Дохе становится не кто иной, как его 37-летний соотечественник Джастин Гэтлин. Тот самый спринтер, которого уже дважды ловили на допинге. Два года назад на чемпионате мира в Лондоне сам президент ИААФ Себастиан Коэ говорил о том, как ему хотелось бы увидеть на месте запятнавшего свое имя Гэтлина молодого и кристально чистого Коулмана. Теперь же все это похоже на какую-то злую шутку...
Сам по себе факт дисквалификации за пропущенные внесоревновательные тесты в современном спорте не новость. Прямо сейчас ожидают решений по аналогичным делам двое лидеров сборной России — прыгун в высоту Данил Лысенко и биатлонистка Маргарита Васильева. Еще около десятка российских спортсменов более низкого уровня свои сроки за неаккуратное заполнение системы АДАМС уже получили.
Но с Коулманом все очень непонятно. Напомним, что речь идет об одном из самых известных и богатых спортсменов мира, даже не ограничиваясь легкой атлетикой. У американца был многомиллионный контракт с Nike и куча более мелких спонсоров. Естественно, что на него работала целая команда помощников, включая сразу несколько менеджеров, агентов, не говоря уж о личном тренере...
Можно поверить, что забыл или не справился с заполнением АДАМС спортсмен уровня того же Лысенко. И речь здесь даже не о спортивных достижениях Данила (которые были очень даже высоки), а о том, что как таковой команды помощников у него не было. Кроме личного тренера Евгения Загорулько, который в силу возраста далек от электронных систем, и агента с еще несколькими десятками атлетов, подсказать Данилу было некому.
У Коулмана же ситуация принципиально иная. На него работала огромная команда, к тому же, речь идет о США, где культура заполнения АДАМС традиционно высока. Как все эти люди могли целых три раза за год ЗАБЫТЬ внести данные в систему? Есть, конечно, и другая версия случившегося: американец применял запрещенные препараты и специально не вносил данные, чтобы не сдавать пробы.
Но в таком случае риски тоже огромны. Если дисквалификация последует, Коулман может навсегда забыть о звездном статусе и больших спонсорских контрактах. Максимум, что его ждет — это возвращение в статусе изгоя, как у Гэтлина.
Плохо ли все случившееся для легкой атлетики? Конечно, да. Настоящих звезд в ней и так сейчас совсем немного. Но с другой стороны, это очередной месседж для всех колеблющихся: допинг в том или ином его виде всегда будет наказан. Где бы он ни был: в США, в России или в любой другой точке земного шара.