10 марта 2012, 19:03
WTCC
Год назад проиграв чемпионский титул своему партнеру Иван Мюллеру, англичанин Роберт Хафф из команды "Шевроле" надеется на реванш в этом сезоне. Выбранный им рецепт успеха прост: поменьше думать!
Выступающий в чемпионате мира WTCC заводской коллектив "Шевроле" (на деле американскую марку представляет независимая британская команда Ray Mallock Limited, но этот факт можно оставить за скобками) - идеальный кандидат на почетное звание "дрим-тим". Глядя на результаты прошлого сезона, соперники могут только скрипеть тормозными колодками от злости: пилоты "Шевроле" из 24 состоявшихся заездов выиграли 21. Причем три оставшиеся победы были упущены в пресловутых вторых гонках уик-энда, где с поула благодаря странным правилам турнира стартует гонщик, показавший 10-е время в первой части квалификации. А по-настоящему быстрых спортсменов судьи в то же самое время запихивают в конец первой десятки - чтобы те по ходу гонки развлекали зрителей обгонами.
Обычно команда, чье превосходство над соперниками настолько очевидно, имеет хорошие шансы на корню убить интригу турнира. "Шевроле" удалось избежать этого неприятного побочного эффекта: в прошлом году француз Иван Мюллер и англичанин Роберт Хафф, которых в турнирной таблице разделило жалких три очка, боролись за титул до самого последнего заезда. И боролись отнюдь не по написанному руководством сценарию: пару раз Хафф получал пинка от своего партнера, а Мюллер получал за это полноценные штрафы. Кстати, "Шевроле" заслуживает титула "дрим-тим" еще и потому, что подобные инциденты не приводили к трениям внутри команды, а руководству не приходилось мирить своих гонщиков или проводить многочасовые разборы полетов. "Если мы с Иваном или Аленом (Меню, третьим пилотом команды. - Прим. "СЭ") не поделили дорогу во время гонки, то после финиша у каждого есть время прийти в себя, собраться с мыслями, - рассказывает Хафф. - Но после этого мы обязательно садимся за стол, разбираем случившееся, высказываем свое мнение, выслушиваем чужое - и в итоге приходим к некоему общему знаменателю. По-моему, это уникальный случай: я не слышал, чтобы три столь сильных и амбициозных гонщика могли решить все сами, без посредников"
В этом году расклад сил вряд ли изменится: пока "Шевроле" - единственный полноценный заводской проект в WTCC, да еще и находящийся на пике формы. По свидетельству Роберта Хаффа, автомобиль Chevrolet Cruze сейчас настолько хорош, что тестовая программа в межсезонье была существенно сокращена по сравнению с прошлым годом. Да и о каких-то серьезных доработках в конструкции боевых машин речи не идет - имела место, скорее, тонкая настройка подвески и отдельных систем двигателя. Теоретически проблемой может стать лишний вес. Организаторы чемпионата, стремясь уравнять потенциал машин с разными моторами, разными коробками передач и разными типами привода, предписывают, сколько должен весить тот или иной автомобиль. В соответствии с их решением, масса Cruze должна быть на 10 килограммов выше, чем у самого тяжелого из автомобилей-конкурентов. Плюс на первые два этапа каждый "Шевроле" получит по 40 кг балласта "в награду" за свои успехи в прошлом году. Но, как говорят знающие люди, наличие на борту этих лишних килограммов конструкторы держали в уме еще на этапе проектирования Cruze - поэтому маловероятно, что перевес всерьез скажется на скорости.
Приход в чемпионат новых производителей обещает обострение интриги в будущем, но этот сезон и для "возвращенцев", и для дебютантов станет, скорее, пристрелочным. Возрожденная команда российской "Лады" собирается провести всего две гонки, а "Хонда" с помощью итальянского коллектива JAS начнет выступления в середине сезона (имена гонщиков до сих пор не названы). Команда Arena Motorsport, которая в этом году выставит на гонки два Ford Focus, пользуется поддержкой гоночного отделения концерна "Форд", а ее гонщики на тестах проехали около двух тысяч километров без каких-либо серьезных проблем. А под псевдонимом Lukoil Racing (за нее выступают чемпион мира Габриэле Тарквини и россиянин Алексей Дудукало) скрывается заводская команда SEAT Sport, подготовившая к этому сезону автомобили Seat Leon с новым бензиновым турбомотором. Но оба автомобиля - и Focus, и Leon - представляют собой весьма "сырые" конструкции, которым предстоит небыстрый процесс доводки и настройки, пока они смогут бросить вызов "Шевроле".
Одним словом, чемпиона 2012 года надо искать среди гонщиков в голубых комбинезонах с золотыми крестами. Швейцарец Ален Меню вряд ли может записать прошлый сезон себе в актив: он проиграл своим товарищам по команде больше ста очков – примерно столько же, сколько сам выиграл у самого быстрого представителя других марок, выступающего на BMW голландца Тома Коронеля. Зимой Меню сменил своего гоночного инженера на располагающего огромным опытом Фила Баркера и на тестах провел за рулем машины ощутимо больше времени, чем Мюллер и Хафф. Но одно это вряд ли позволит швейцарцу на равных вступить в борьбу за чемпионский титул. Неоднократно отмечалось, что Меню становится непобедим, когда звезды сходятся правильно – но чтобы стать полноценным претендентом на победу в чемпионате мира, надо показывать хороший результат, наплевав на все звезды в мире.
Таким образом, спор за титул, скорее всего, второй сезон подряд сведется к дуэли между Иваном Мюллером и Робертом Хаффом. В прошлом году оба заработали по 8 побед, 4 поул-позишн и 4 быстрых круга. Хафф блестяще начал сезон, заработал приличный отрыв - но летом вдруг сдал и начал проигрывать товарищу по команде гонку за гонкой. Сможет ли британец опередить своего более опытного и более титулованного (Мюллер - трехкратный чемпион WTCC) партнера - во многом зависит от эффективности работы над ошибками по результатам прошлого года. Сам Хафф считает, что проиграл титул из-за того, что… слишком много думал! "В начале сезона я завоевал три поул-позиции подряд, чего никому до меня не удавалось. Это были три идеальных круга, на которых я выжал из машины если не 100, то 99,9% процентов возможного. Такие круги - исключение, а у меня получилось их выдать на трех квалификациях подряд. Из-за этого я начал волноваться. Удастся ли мне проехать так же идеально на следующем этапе? Где наиболее вероятен риск ошибки? На мой взгляд, из-за этих сомнений я и стал терять концентрацию, совершать невынужденные ошибки… В этом году я собираюсь меньше размышлять и больше атаковать! "
Кирилл КАЧНОВ