Автоспорт

28 марта 2014, 15:00

Михаил Алешин: "Indycar и "Формула-1" имеют много общего"

АВТО

Первый российский пилот в крупнейшей американской гоночной серии Indycar в преддверии старта сезона поделился впечатлениями от работы в США.

– На протяжении последних месяцев из-за океана приходили приятные новости о ваших результатах на предсезонных тестах, где вам случалось даже обгонять напарника по команде Симона Пажено, в отличие от вас, имеющего опыт выступлений в Indycar. Оцените предсезонную работу в целом.

– На протяжении всех предсезонных тестов, за исключением последних, где возникли технические проблемы, у нас действительно все было хорошо. И в этом большая заслуга команды. Там изначально понимали, что у меня нет опыта пилотирования этой машины и на этих трассах, которые мне совершенно незнакомы и имеют свою специфику. Мы очень много анализируем информацию прошлых лет, чтобы в процессе обучения я собрал поменьше ошибок.

– Что конкретно вы имеете в виду, говоря об американской специфике?

– За 10 дней тестов я смог опробовать только 2 трассы, на которых реально будут проходить гонки в чемпионате. Это, скажем так, здешний индикаровский стиль. Второй момент – своеобразная конфигурация трасс, а также то, что они имеют большое количество неровностей и кочек. Это далеко не Монако! Во время просмотра видео и телеметрии даже невооруженному глазу видно, насколько часто машина находится в воздухе. Большинству европейских трасс такое не свойственно, а здесь меньше заморачиваются этими вещами.

Также по понятным причинам я еще не ездил ни на одной из городских трасс, которые перекрывают только на время гонок. Придется изучать их буквально за несколько тренировок по ходу этапов.

– Вы знали об этих особенностях до своего приезда?

– Конечно. Я прекрасно понимал, куда еду. Просмотрел не один десяток гонок. Да, по сравнению с Европой здесь все совершенно иначе. Но в этом для меня и заключается прелесть. Судить, оправдаются ли мои ожидания, сейчас, пока не было еще ни одной гонки, сложно. Совместно с SMP Racing (программа поддержки российских пилотов, основанная Борисом Ротенбергом, куда входит и Алешин – Прим.Е.К.) мы очень тщательно анализировали разные варианты и пришли к самому интересному и амбициозному из всех – участие в Indycar. То что сейчас происходит – очень важно для всех нас! Пока мне здесь все очень нравится. Честно сказать, редко когда за свою карьеру я был так спокоен и уверен в чем-либо, как сейчас.

Вообще структура команды в Indycar очень интересная. Численный состав далеко не маленький. К примеру, в команде с двумя пилотами, как у нас, работает 40 человек. Это существенно больше, чем в европейских сериях. С каждым пилотом работает 4 инженера: главный, его правая рука, и два инженера по телеметрии и датчикам. Что опять же, в 4 раза больше, чем в Европе. Но это вполне оправдано, ведь объем технической работы здесь также значительно выше. Технический регламент в Indycar куда более открытый. Есть моменты, которые команды решают сами, например, какие амортизаторы использовать. Некоторые, более того, сами их и делают. И таких моментов не мало. Естественно, что все это нужно серьезнейшим образом анализировать.

Я бываю в команде практически каждый день и вижу одну и ту же картину: в инженерном офисе люди сидят с утра до вечера. У меня были тесты в "Формуле-1" и могу сказать, что в плане структуры команды и объема выполняемой работы у Indycar с ней очень много общего. Да и машина с технической точки зрения находится очень близко.

– Как складываются рабочие отношения с вашим главным инженером Алленом Макдоналдом?

– Аллен – человек старой закалки, 15 лет проработавший в "Формуле-1" и столько же – в Indycar. Я бы сказал, что у нас близкое понимание работы и того, что нужно менять в машине в тех или иных ситуациях. Это принципиальный момент. Вроде бы физика и устройство машины всем понятна. Но вы не поверите, насколько по-разному инженеры порой на это смотрят. Но в случае у нас с Алленом на лицо полное взаимопонимание. Приходится ли ему меня опекать? Разумеется, нет. Это же профессиональный спорт, а не фильм "Форсаж" (улыбается). Скорее, он просто вводит меня в курс дела. Еще в самом начале, кстати, мы в разговоре с ним практически синхронно начали говорить одну и ту же фразу: если что-то не нравится, нужно просто об этом сказать.

– Не возникало искушения расспросить его о знаменитых пилотах, с которым ему доводилось работать? Или сейчас просто не до этого?

– Вообще англичане – не тот тип людей, который будет рассказывать, с какими чемпионами они когда-то работали. Насколько я понял, в силу возраста и опыта он прекрасно понимает, что у каждого пилота есть свой стиль и нельзя никого ни с кем сравнивать. У меня вообще есть ощущение, что он сможет сработаться с любым человеком.

– Контакт с напарником Симоном Пажено также возник сразу?

– Вчера как раз вместе ужинали. Так что отношения отличные. Если у меня есть какие-то вопросы, Симон откровенно на них отвечает. И наоборот. Мы обсуждали, как нам работать друг с другом, и пришли к выводу, что устраивать слепое соперничество внутри команды было бы просто глупо. Так к результату не приходят.

– В Indycar в принципе принято делить пилотов на первых и вторых, что часто можно увидеть в "Формуле-1"?

– Никогда, если честно, о таком не слышал. В прямую, как в отношении некоторых команд "Формулы-1", здесь это не обсуждается. Наверно, это возможно в больших командах с 3-4 пилотами. Но у нас в Schmidt Peterson Motorsports такого абсолютно точно нет. Это развивающаяся команда, поэтому задача – обеими машинами заезжать максимально высоко.

– Как вам Америка в бытовом плане?

– На самом деле, не знаю, как бы я отреагировал на эту страну, будь это мое первое место проживания вдали от дома. А так желания уделять повышенное внимание каким-то несущественным мелочам не возникает. Объективно, мне все нравится, за исключением, пожалуй, еды. Но опять же, и здесь есть места с нормальной едой, а не только фастфуд.

Что касается людей, они чрезвычайно приветливые. Наступив на ногу, никто не сделает вид, что тебя не заметил (улыбается). Конечно, как и у любого нормального человека, у меня есть тоска по родине, семье и близким людям.

– Как боретесь?

– Слава богу и технологиям, есть такие вещи как скайп и телефон. Общение помогает хотя бы отчасти чувствовать себя как дома. К тому же, не так много времени, чтобы скучать. Будь у меня хотя бы три свободных дня, тоска бы наверняка начала заедать. Но их нет – нет и проблемы.

– От свободного времени отказались сознательно?

– Просто мне интересно то, чем я занимаюсь. Нравятся гонки, нравиться побеждать. Сейчас рядом нет тех, на кого я мог бы потратить это свободное время с удовольствием. Поэтому я работаю.

– Насколько активно команда собирается раскручивать бренд "первый русский в Indycar"?

– Естественно, определенное внимание по этому поводу есть. Но это же здорово! Значит, людям эта история интересна. Сезон только начинается, вся основная работа с прессой еще впереди. Посмотрим. На данный момент все вопросы в основном касаются моей карьеры, целей на сезон и того, как мне здесь живется.

– Интереса к вам со стороны американских СМИ велик?

– Честно говоря, да, что для меня немного удивительно. Первое время после переезда было относительно спокойно, но сейчас, когда старт сезона близко, какая-то активность происходит практически каждый день.

– Чем американские журналисты отличаются от своих российских коллег?

– Пунктуальностью. Это первое, что приходит в голову. Здесь все по расписанию. А в остальном все также.

– Судя по твиттеру, вы с интересом следите в "Формулой-1" не только за россиянином Даниилом Квятом. В частности, вы радовались успехам в первом гонке Кевина Магнуссена и Даниэля Риккьярдо, впоследствии, правда, дисквалифицированного. Переживаете конкретно за них или за новичков в принципе?

– За этих парней я был откровенно и честно рад. Риккьярдо – очень сильный пилот и славный парень. Его попадание в "Руд булл" – возможность , которая выпадает раз в жизни. И я могу себе представить, что творилось у него в душе, когда он в первой же гонке за эту команду финишировал на подиуме, опередив партнера по команде – 4-кратного чемпиона мира. Тем более, что это было домашнее для него "Гран-при". Очень расстроился, когда его дисквалифицировали.

Что касается Магнуссена, с ним я особенно не общался. Но его талант понятен давно. Это тот же случай, когда звезды сходятся и у достойного человека появляется возможность себя реализовать. Знаете, "Формула-1" не всегда дает шанс всем, кто этого достоин. Поэтому я всегда радуюсь за таких ребят, как Квят, Риккьярдо, Магнуссен. Они действительно этого достойны. Когда такие люди добиваются успеха, это здорово. Именно так и должен выглядеть спорт.

Квят вообще самый настоящий молодец с большой буквы: суметь в первой же гонке финишировать в очках – это очень и очень круто! У Дани очень большой потенциал, он отличный пилот – профессионал, который занимается этим спортом с детства и я уверен что у него будет прекрасная карьера в Формуле 1!

Если в целом говорить про "Формулу-1", я был немножко в шоке, когда увидел, что даже на глаз машины едут очень медленно – где-то на 3,8 – 4 секунды с круга медленнее, чем в прошлом году. Но при этом стоят дороже. Мне это странно. Будет забавно, если в Монако "ГП 2" и "Мировая серия Рено" поедет на уровне 10-х мест "Формулы-1", при том, что там машина стоит раз в 100 дешевле.

– Как думаете, могут, посмотрев на это все, какие-то моменты отыграть обратно?

– В ближайшее время вряд ли. За все, как говорится, уже уплочено (улыбается). Может быть, что-то вернут через 3-4 года. Видите, как сильно регламент ударил по некоторым командам. Колода карт опять перемешалась, а значит, цель достигнута. Понятно, что всем интересно смотреть, будет ли прогрессировать "Руд Булл", как покажет себя Феттель? Это все немножко отдает "Санта-Барбарой", но зрителю наблюдать за такими вещами, конечно, интересно.

– Что думаете по поводу перспектив в "Королевских гонках" Сергея Сироткина, который пока остается тест-пилотом?

– У каждого свой путь. Обидно, что сейчас, объективно говоря, работа тест-пилота является достаточно номинальной. Редко, когда они садятся за руль даже на пятничных тренировках, поскольку тесты нужны боевым пилотам, у которых мало наката. Плюс в том, что Сироткин сможет как минимум ездить на этапы, учиться тому, как там ведется работа с инженерами, какова структура команды. Это в любом случае очень полезно. Но я надеюсь, что он все же сядет за руль в этом году. Это было бы очень интересно. Грустно смотреть на тест-пилотов, которые, грубо говоря, сидят на скамейке запасных.

Но его результаты в "Мировой серии Рено", где Сергей будет выступать, меня порадовали. Скорость у него однозначно есть, команда хорошая. Ему нужны те же факторы, что и Даниилу Квяту в "Формуле-1", и прежде всего удача.

7