АВТО
Мечту Романа Русинова и команды "G-Drive Racing" о победе на легендарной гонке
придется отложить еще на год
Владимир ИВАНОВ
из Ле-Мана
Подробно объяснять, что означают "24 часа Ле-Мана" для мира автоспорта не имеет смысла. Достаточно напомнить, что эта гонка, наряду с "500 милями Индианаполиса" в американской серии "Индикар" и "Гран-при Монако" в "Формуле-1", является самой престижной. При этом вчера завершились вот уже 82-е по счету "24 часа Ле-Мана": ни одна из гонок на выносливость не может похвастаться такой историей!
Предварял легендарную гонку парад пилотов, которые проехали на машинах по французскому городу, а старт и финиш проходили в самом центре, на Площади якобинцев. Именно там зрители имели возможность посмотреть на бывших звезд "Формулы-1" вроде Марка Уэббера, Джанкарло Физикеллы или Брунно Сенны, чемпиона мира по футболу 1998 года в составе сборной Франции Фабьена Бартеза, подсевшего на автоспорт, американского актера Патрика Демпси и многих других.
ОСТОРОЖНОСТЬ – ПРЕЖДЕ ВСЕГО
К моменту парада пилотов уже были известны результаты квалификации. В такой продолжительной гонке, как "24 часа Ле-Мана", это, конечно, не первостепенно, но любопытно. Тем более что разных инцидентов – несмотря на упрощение трассы в интересах безопасности – было хоть отбавляй.
Напомним, что после гибели Аллана Симонсена во время прошлогодней гонки организаторы внесли изменения в конструкцию ограждения и конфигурацию поворотов Тертр-Руж и Корвет. Также в случае незначительных инцидентов скорость на участке трассы теперь ограничивается 60 км/ч. Мало того, гонщики, ранее не участвовавшие в "Ле-Мане" или не стартовавшие более пяти лет подряд отныне допускаются до соревнований только после того, как полдня отработают на симуляторе.
Главная надежда России – основной пилот лидера общего зачета чемпионата мира в гонках на выносливость "G-Drive Racing" Роман Русинов, несмотря на повышенные меры безопасности, призывал к осторожности. "Это же "Ле-Ман" и трасса в любом случае очень опасная и непредсказуемая, – объяснял российский гонщик. – Неслучайно же она считается одной из тяжелейших на планете. Скорость на "повороте "Порше" достигает 260-280 км/ч. Если там начнутся какие-то перипетии, случиться может все, что угодно. Мы видели это на примере "Ауди" и "Феррари". Да и вообще, когда на столь коварной трассе находится 56 автомобилей, говорить о безопасности не приходится. Гонка в Ле-Мане всегда будет сложной".
Что касается упомянутых Русиновым "Ауди" и "Феррари", то их "квалификационные полеты" действительно выглядели страшно. Прошлогодний победитель квалификации Лоик Дюваль после "поцелуя" с блоками ограждения чудом не пострадал, но врачи запретили ему стартовать в основной гонке. В итоге пилота "Ауди" сменил ветеран Марк Жене. Похожая история произошла с Джеймсом Каладо из "Феррари" классе GTE-Pro. Его заменил Пьер Каффер.
Небывалое количество аварий в квалификации спутало карты многим командам. В том числе и "G-Drive Racing". "Я не смог проехать в свою силу, потому что на трассе постоянно были красные флаги, – объяснял Русинов. – По плану мы должны были выезжать на последних 45 секундах и показывать быстрый круг, но из-за большого количества инцидентов эту стратегию реализовать не удалось. Тем не менее, сказать, что я недоволен квалификацией, было бы неправильно. Мы стартуем четвертыми в LMP2 и прекрасно понимаем, что теоретически можем выйти в лидеры уже после первого часа. Другое дело, что гонка длится 24 часа, и говорить о победителе можно, по меньшей мере, по истечению 23 из них. Квалификация не влияет на реальный результат гонки. Если мы сумеем на протяжении всей гонки ровно проходить круги – все будет здорово".
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ МАШИНЫ
Действительно к итогам квалификации вряд ли стоит относиться очень серьезно. Если уж в шестичасовой гонке в бельгийском Спа Русинов и его напарник Оливье Жан, стартовав с третьей позиции, сумели уверенно победить, то за 24 часа могло произойти все, что угодно. Как бы то ни было, поул-позицию среди LMP2 заняла французское TDS Racing. Вместе с ней и "G-Drive Racing", выигравшей первые две гонки чемпионата WEC в Сильверстоуне и Спа, к фаворитам накануне можно было отнести Murphy Prototypes, KCMG и OAK Racing. Серьезную конкуренцию должна была составить команда Millenium, собравшая под своими знаменами прошлогодний экипаж Русинова и использовавшая его прошлогоднее шасси. Однако всего за неделю до старта гонки Фабьен Жируа, Джон Мартина и Оливер Терви отказались от участия.
В самом быстром классе – LMP1 – квалификацию выиграла "Toyota Racing". Что примечательно, Кадзуки Накадзима стал первым японским гонщиком, которому удалось добыть поул в Ле-Мане. "Ауди", собравшая 12 из 14 последних титулов, довольствовалась второй позицией. Неплохо проявила себя команда "Порше", которая вернулась в чемпионат WEC после длительного перерыв.
За полтора часа до гонки к журналистам на пару минут вышел Роман Русинов.
– Надеюсь, естественно, на победу, – отчеканил пилот "G-Drive Racing", когда его спросили об ожиданиях от гонки. – Но нужно быть реалистами – "24 часа Ле-Мана" очень сложные и непредсказуемые соревнования, поэтому обещать что-то не имеет смысла. Мы сумели выиграть два первых этапа чемпионата мира, показать лучшее время на официальных тестах в Ле-Мане и расклад сил перед гонкой действительно очень хороший. Но в ней самой это уже не будет иметь никакого значения. Вообще самое главное – доехать до конца. Это задача актуальна перед всеми: "Порше", "Ауди", "Тойотой". При этом не сомневаюсь, что если мы финишируем и избежим серьезных столкновений – будем на подиуме. Хотя бороться, разумеется, собираемся только за победу.
– Кто будет "ударником" в команде?
– Мы втроем планируем работать примерно на равных. Начнет Оливье Пла, а по ходу гонки станет понятно, что к чему. Стратегия напрямую будет зависеть от износа шин. Скорее всего, в первом заезде мы трижды заедем на заправку, но не будем менять колеса. Посмотрим, как будет реагировать резина у конкурентов. Стартовать будем на "медиуме", поскольку температура на трассе более 38 градусов.
– Когда по плану должна произойти смена француза?
– Минимальная смена должна быть не менее полутора часов, максимальная – не более четырех. Четыре часа планируются ночью, поскольку мы надеемся, что по прохладной погоде нам удастся проехать столько без смены резины. Но опять же, говорить наверняка очень сложно. Все будет зависеть от машины.
ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕРЕД СТАРТОМ НЕ ИМЕЮТ СМЫСЛА
После того, как Русинов ушел настраиваться на гонку, место интервьюируемого занял директор по региональным продажам "Газпром нефти", руководитель проекта "G-Drive Racing" Александр Крылов.
– Мы уже третий год участвуем в "24 часах Ле-Мана" и, как мне кажется, накопили достаточно опыта, чтобы выиграть эту престижную гонку. В тоже время все понимают, что автоспорт – очень непредсказуемый вид спорта и случиться может все, что угодно. В наших пилотах и тактике я уверен. Главное, чтобы не подвела техника.
– Первые две гонки сезона были выиграны, и "G-Drive Racing" сейчас лидирует в общем зачете с большим преимуществом. Означает ли это, что вы будете довольны просто попаданию на пьедестал?
– "24 часа Ле-Мана" стоит особняком от всего чемпионата, и если можно было бы поменять победу в общем зачете на победу в Ле-Мане – я бы с удовольствием это сделал. Ни один из выигранных ранее этапов не сравнится с легендарной французской гонкой.
– В чем нынешний "G-Drive Racing" сильнее прошлогоднего?
– Мы накопили определенный опыт и уже на базе этого принимаем более точные и правильные решения при выборе стратегии на гонку, очередности пилотов, количестве пит-стопов и прочего.
– Спать в ближайшие сутки собираетесь?
– Постараюсь, но все будет зависеть от ситуации.
– Ваше внешнее спокойствие признак уверенности в собственных силах?
– Все-таки это уже наша третья гонка. В первый раз все было совсем иначе. Уже есть понимание, что сейчас от меня уже мало что зависит. Переживать за час до старта не имеет смысла. В менеджменте профессионального спорта есть такое выражение: "Если ты хочешь делать свое дело хорошо, нужно перестать быть болельщиком". Как только ты начинаешь активно болеть, голова перестает принимать стратегически правильные решения.
НОЧНАЯ АВАРИЯ
Старт "24 часа Ле-Мана" был дан в воскресенье в традиционные 15.00 по местному времени. Интересно, что в роли стартера выступил двукратный чемпион мира в "Формуле-1" Фернандо Алонсо.
Первые полтора часа ничем особенным не запомнились. Разве что второй экипаж SMP Racing был вынужден сойти из-за проблем с двигателем. А затем в спокойное течение гонки вмешался дождь. Синоптики прогнозировали такой поворот, однако есть ощущение, что для многих пилотов он стал настоящим сюрпризом. Инциденты происходили один за другим, а апофеозом стала авария, в результате которой "Феррари" под управлением Сэма Берда и многострадальному "Ауди" с Марко Банономи за рулем, пришлось досрочно завершить борьбу. После этого на трассе появился автомобиль безопасности.
Дождь то прекращался, то шел вновь с новой силой. После четырех часов наша тройка Пла/Каналь/Русинов из-за лишнего пит-стопа шла шестой. Спустя еще четыре часа расклад в наиболее интересном для россиян классе больших изменений не претерпел. Экипаж Русинова занимал текущее пятое место.
Ночь – ключевое время для Ле-Мана. Казалось, именно в этот момент машина "G-Drive Racing" должна была включить обороты, однако произошло то, от чего на гонках никто не застрахован. Оливье Пла столкнулся с одной из машин "Феррари" – и это привело к сходу российской команды. К сожалению, мечта Русинова о покорении легендарной гонки откладывается еще, как минимум, на один год.
А победу в классе LMP2 в отсутствии фаворитов неожиданно одержала британская "Jota Sport". В самом престижном классе LMP1 очередным победным дублем отметилась "Ауди". Еще один титул теперь в коллекции трехкратного победителя этапов "Формулы-1" Джанфранко Физикеллы, который в составе "AF Corse" стал лучшим в GTEP. И, наконец, в GTEA не нашлось равных "Aston Martin". Обладатель "Золотого глобуса" и премии Гильдии киноактеров США Патрик Демси на своем "Порше" в этом классе финишировал пятым. Чемпион мира по футболу Фабьен Бартез, боровшийся с американцем на своем "Феррари", также остался за чертой призеров. Зато знаменитый французский вратарь получил бесценный автогоночный опыт и со спокойной душой провел вечер, болея за соотечественников в игре с Гондурасом на чемпионате мира по футболу.
"24 часа Ле-Мана". LMP1. Фасслер/Лоттерер/Трелюйе ("Ауди") – 379 кругов. 2. Ди Грасси/Жене/Кристенсен ("Ауди") – 376. 3. Дэвидсон/Лапьер/Буэми ("Тойота") – 374.
LMP2. 1. Долан/Тинкнелл/Терви ("Jota Sport") – 356. 2. Тирье/Бади/Гомменди ("TDS Racing") – 355. 3. Шатен/Панчьятичи/Уэбб ("Signatech Alpine") – 355.
GTEP. 1. Бруни/Виландер/Физикелла ("AF Corse") – 339. 2. Магнуссен/Гарсиа/Тэйлор ("Корвет") – 338. 3. Хольцер/Маковецки/Литц ("Порше") – 337
GTEA. 1. Поулсен/Хейнемейер-Хансон/Тим ("Aston Martin") – 334. 2. Рид/Бахлер/Аль-Кубайси ("Proton Competition") – 332. 3. Перес-Компанк/Чьочи/Вентури ("AF Corse") – 331.