15 октября 2010, 04:00

Сочи получил "Большой приз"

Вчера в Сочи произошло историческое для отечественного спорта событие. Владелец "Формулы-1" Берни Экклстоун в присутствии премьер-министра России Владимира Путина поставил подпись под контрактом, согласно которому с 2014 года в календаре "Больших призов" появится "Гран-при России".

Сергей БУТОВ
из Сочи

- Уважаемый господин Экклстоун, я знаю, что впервые вы обсуждали возможность проведения соревнования в классе "Формулы-1" в нашей стране еще с Леонидом Брежневым, - с легкой улыбкой на лице произнес Владимир Путин. - И я очень рад, что после десятилетий переговоров мы, наконец, подошли к решению этой проблемы.

С этих слов началась официальная встреча премьер-министра России с владельцем "Больших призов", предшествовавшая официальной церемонии.

После того, как на днях подробности переговоров просочились в прессу, подписание контракта не смогло произвести громкого эффекта: общественность, особенно любители автоспорта, знали об этом заранее. Тем не менее определенная нервозность сохранялась до самого конца, то есть до того самого момента, пока стороны не поставили подписи под договором. Это было главным образом связано с тем, что переговоры Экклстоуна с различными российскими представителями за последние годы заходили в тупик множество раз, и порой в самые неожиданные моменты. Многие помнят, как в 2002 году договоренность о проведении этапа "Больших призов" в Москве была сорвана прямо в день подписания контракта, несмотря на то, что Экклстоун специально для этого прибыл в российскую столицу.

Источник из аппарата вице-премьера правительства России Дмитрия Козака сообщил корреспонденту "СЭ", что Экклстоун с тех пор действительно с большой опаской вел переговоры с россиянами, настаивая, в частности, на том, чтобы проект "Гран-при России" имел поддержку не просто на региональном, но федеральном уровне, с обязательными гарантиями первых лиц государства. Этим, вероятно, следует объяснять участие во вчерашней церемонии Владимира Путина, хотя тот вчера формально наблюдал за событиями со стороны, не участвуя в процессе подписания контракта. Путин прибыл в Сочи еще накануне для встречи с Координационной комиссией МОК, посетившей столицу Олимпийских игр-2014 в четвертый раз.

Отметим, что соглашений вчера было подписано два. Первое представляет собой, собственно, контракт с Россией на организацию этапа чемпионата мира в классе "Формулы-1". От нашей страны его подписал генеральный директор ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" Михаил Капирулин.

Второе - соглашение о сотрудничестве. Под ним стоят подписи пяти человек, которым примерно за год до дебютного "Гран-при России" предстоит образовать управляющую компанию, которая полностью возьмет на себя расходы на организацию "Гран-при" и ответственность за эксплуатацию трассы. Это президент "Лукойла" Вагит Алекперов, глава компании "Базовый элемент" Олег Дерипаска, глава "Мегафона" Сергей Солдатенков, глава "Ростехнологий" Сергей Чемезов, а также уже упомянутый Михаил Капирулин. Точная сумма средств, которую им предстоит ежегодно вкладывать в "Гран-при России", неизвестна, но, по оценкам специалистов, в 2014 году она составит не менее 50 миллионов долларов и будет возрастать ежегодно примерно на 10 процентов - таково стандартное условие промоутерского контракта, который подписывают желающие провести этап "Формулы-1".

Сергей Чемезов объявил, что одна из дочерних компаний "Ростехнологий" - "Скартел", более известная по торговой марке Yota, намерена претендовать на звание титульного спонсора российского этапа. Иными словами, она готова заплатить соответствующую сумму за то, чтобы гонка называлась Yota "Гран-при России".

Едва ли не главной особенностью нынешнего раунда переговоров с Экклстоуном, увенчавшихся в итоге успехом, стало почти полное отсутствие информации о ходе самих переговоров, начавшихся, по разным данным, более года назад. Лишь после того, как в паддоке недавних "Гран-при Бельгии" и "Гран-при Сингапура" были замечены сначала губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, а затем он же вместе с вице-премьером Козаком, стало очевидным, что переговоры идут, и идут активно.

Контракт на проведение "Гран-при России" подписан на 6 лет, начиная с 2014 года, с возможностью пролонгации еще на 5 лет. Гонка состоится на трассе, проложенной по территории будущего Олимпийского парка в Имеретинской долине. Как сообщил "СЭ" главный архитектор Краснодарского края Юрий Рысин, длина круга составит 5 - 5,5 километров. Нынешний проект расположения трассы пока не окончателен, но, как заметил Рысин, "очень похож на правду". При этом главный архитектор заверил, что демонтаж и перенос отдельных олимпийских объектов из Сочи, запланированный после окончания Олимпийских игр, никак не скажется на проведении "Гран-при России", так как трасса уже в проекте проложена таким образом, чтобы не мешать ходу работ.

Отметим, что трасса будет, по сути, возведена в ходе строительства непосредственно Олимпийского парка, то есть за счет "олимпийского бюджета". Стоимость дальнейших работ по приведению асфальтовой дороги в полноценную трассу "Формулы-1" будет определена во время проектировочных работ. По словам Дмитрия Козака, в них должен принять участие архитектор Герман Тилке, спроектировавший большинство современных трасс.

Основная головная боль организаторов будет заключаться в укладке и постоянном обновлении специфического асфальтового покрытия. Но при мягком климате Сочи это не должно составить большой проблемы, даже несмотря на то, что будущая трасса "Формулы-1" будет открыта для проезда по ней гостям и жителям Сочи.

Точная дата проведения "Гран-при России" официально не определена, однако губернатор Ткачев вскользь упомянул о "сентябре-октябре". Примерно те же сроки назвал в коротком интервью "СЭ" Экклстоун.

- Протяженность круга и дата гонки принципиально не столь важны, как сам контракт, - отметил владелец "Формулы-1". - Длину точно определят организаторы и проектировщики, что касается даты, то, вполне возможно, гонка пройдет в то же время года, что и сейчас на дворе.

Отдельный вопрос - может ли подписанный вчера контракт как-то повлиять на будущее в "Формуле-1" Виталия Петрова. По мнению вице-президента Федерации автомобильного спорта России Игоря Ермилина, напрямую одно с другим не связано, однако руководители "Рено" наверняка "примут это обстоятельств во внимание" при решении о продлении или непродлении контракта с Петровым на 2011 год. Экклстоун на мой вопрос о Петрове ответил более определенно, правда, без привязки конкретно к "Рено".

- Я считаю, что какая-то из команд должна подписать с Петровым многолетний контракт, - заявил глава "Формулы-1". - Потому что его талант очевиден, и он определенно будет только прибавлять.

45