ГРАН-ПРИ ТУРЦИИ
В пятницу по окончании свободных тренировок российский пилот "Лотус-Рено" ответил на вопросы "СЭ"
Олег КАРПОВ
из Стамбула
- Сегодня первая тренировочная сессия прошла на мокрой трассе. У вас наконец появилась возможность поработать с дождевыми шинами от "Пирелли"...
- "Поработать" - это слишком громко сказано. Поскольку у нас ограниченное количество дождевых покрышек, мы не хотели расходовать их на тренировках. Если дождь будет идти всю гонку, то покрышки нам еще пригодятся. Конечно, это не слишком приятно - сидеть в боксах большую часть сессии. Никто не проехал много кругов, и потому даже сложно сказать, насколько быстро эти шины изнашиваются, скажем, по сравнению с дождевыми составами, которые были у "Бриджстоуна".
- Вы пробовали и промежуточные шины, и дождевые?
- Нет, только дождевые.
- По ходу первой сессии было много вылетов. У вас "мокрая" тренировка прошла без проблем?
- Я чуть-чуть вылетел в третьем повороте, но не стал бы называть это ошибкой. Просто хотел кое-что попробовать, выбрал несколько иную траекторию. В итоге не получилось, но проблем это не вызвало. Можно сказать, это была часть плана. Так что обошлось без неприятностей.
Не могу сказать, что я осторожничал. И атаковал, и рисковал, пытался показать хорошее время на круге. Естественно, не хотел вылетать с трассы, но от этого нельзя быть застрахованным. Многие ошибались сегодня в одиннадцатом повороте - там в дождь действительно очень опасно. Вода течет прямо по трассе...
- Какие новинки привезла команда в Стамбул?
- У нас несколько новых элементов. В частности, переднее антикрыло. В первой, дождевой, сессии мы его не использовали - было слишком рискованно, не хотелось разбить. Плюс мы вряд ли смогли бы на мокрой трассе оценить, насколько эффективно оно работает. Знали, что вторая часть тренировок пройдет посуху, и решили опробовать крыло после обеда. Вроде бы все нормально. Работает.
- Машина стала быстрее?
- Она каждый уик-энд становится быстрее. Команда находится в постоянном поиске, и, естественно, когда она привозит новинки, все ждут, что они дадут нам какую-то прибавку. Те, что мы привезли сюда, работают как надо. Нам еще есть над чем поработать в субботу, но в целом ощущения позитивные.
- А насколько дождь, который шел во время первой сессии, нарушил ваши планы? Ведь команде нужно было не только опробовать новинки, но и найти оптимальные настройки…
- Это жизнь. Мы же не можем влиять на погоду. Зато мы смогли хоть немного попробовать дождевые колеса. Ну а на новинки нашлось время после обеда. Вы правы, важно найти правильные настройки. На этой трассе всегда очень плотная борьба, и мы ожидаем, что разрывы в первой десятке будут минимальными. Так было в прошлом году, и, я думаю, так будет и в этом. Вывод прост: правильные регулировки очень важны для хорошего результата в квалификации.
- Дженсон Баттон в четверг сказал, что холодная погода поможет провести в гонке меньше пит-стопов, чем команды ожидали перед началом уик-энда…
- Не думаю. Износ резины достаточно большой.
- Многие говорят про восьмой поворот…
- Я бы не сказал, что он оказывает решающее влияние на степень износа покрышек. Есть и другие повороты, в которых шины стираются достаточно интенсивно. Может быть, даже больше, чем в восьмом повороте. После того как колеса проработают десять кругов, на них уже сложно показывать хорошее время.
- В прошлом году вы именно здесь, в Стамбуле, впервые пробились в десятку лучших в квалификации. А сейчас приехали, имея на своем счету серию из пяти подряд попаданий в топ-10. Можно ли говорить о том, что серия будет обязательно продолжена?
- Наша машина быстра и позволяет постоянно бороться в десятке. Мы обязаны попадать в финальный сегмент.
- Позади три этапа чемпионата. Насколько вы довольны его стартом?
- Бесспорно, мы сделали большой шаг вперед по сравнению с прошлым сезоном - наша машина быстра, у нас уже было два подиума в этом году. В то же время мы опять боремся с "Феррари", "Мерседесом". Нам все еще сложно претендовать на победы на этапах. В последних двух гонках не все было в порядке в плане выбора тактики. Но так или иначе, команда движется в верном направлении. Мы проанализировали, что произошло в Китае и Малайзии, и готовы к борьбе.
- В Шанхае выбор тактики "Рено" многих действительно удивил. С тремя пит-стопами вместо двух было бы намного проще?
- Конечно. Мне пришлось по два раза опережать одних и тех же пилотов - и, естественно, это не способствовало достижению хорошего результата.
- После "Гран-при Австралии" вы были довольны тем, как отработал ваш новый гоночный инженер Айо Комацу. Что можете сказать сейчас, когда позади уже три этапа?
- Он до сих пор не совершил ни одной серьезной ошибки. Мне кажется, вся команда им очень довольна. Айо всегда спокоен, на сто процентов уверен в том, что делает. Это важное качество.
- Как вы провели перерыв между гонками?
- Съездил домой, увидел родных и близких, пообщался с друзьями - мы поиграли в покер, в футбол. Потом заехал на базу, чтобы обсудить некоторые моменты с инженерами, провести работу над ошибками.
- Сейчас, когда уже существует представление о расстановке сил, у команды появилась четко сформулированная задача на сезон? Вы попытаетесь остаться впереди "Мерседеса" или все же рассчитываете догнать "Феррари"?
- Мы не знаем, какие новинки они привезли сюда и насколько быстры окажутся. Многое станет понятно после этого уик-энда. Но, естественно, хотелось бы с ними побороться.
- У организаторов "Гран-при Турции" заканчивается контракт на проведение этапа, и, вполне возможно, уже в следующем году эта гонка исчезнет из календаря...
- Лично мне будет жаль. Это отличная, сделанная по уму трасса. Широкая, интересная и безопасная. Да, здесь собирается не так много болельщиков на трибунах, но сам автодром очень хорош. К тому же мне в Турции всегда удавалось показывать неплохие результаты. В GP2 в 2008 году я поднялся на подиум, а в следующем сезоне стал победителем. Наконец, в "Формуле-1" в прошлом году впервые пробился в десятку в квалификации, да и гонка была неплохой.
- Марк Уэббер в Китае стартовал из хвоста пелетона, но из-за того, что у него осталось много свежих комплектов на гонку, в итоге смог финишировать третьим. Очевидно, что наличие неиспользованных покрышек дает большое преимущество. "Рено" в предыдущих квалификациях использовала мягкие шины даже в первом сегменте. Может быть, на этот раз стоит рискнуть и попытаться преодолеть первый барьер на жестких колесах, а мягкие приберечь для гонки?
- Это невозможно. То есть возможно, но очень рискованно. Если бы у нас была настолько же быстрая машина, как у "Ред Булла", мы, наверное, попытались бы. Но даже им сложно гарантировать себе попадание во второй сегмент на жестких шинах - разница между составами очень велика.
Следующий номер "СЭ" выйдет во вторник, 10 мая, на 16 страницах