31 мая 2011, 01:40
В минувший уик-энд в Монако лауреаты обеих главных номинаций, то есть обладатель поула и победитель гонки, были определены не без вмешательства случая. И оба раза этим случаем оказались аварии и связанные с ними пейс-кары и красные флаги.
Одним из самых весомых и пугающих среди воскресных событий была авария на 69-м круге 69-го "Гран-при Монако", после которой в госпиталь Принцессы Грейс был увезен российский пилот "Лотус Рено" Виталий Петров. К счастью, ничего серьезного у него врачи не обнаружили и после обследования в тот же вечер отпустили восвояси.
Так что же точно случилось на отрезке трассы между поворотами Бюро дю Табак и Лу Широн?
На 69-м круге вплотную друг за другом "паровозиком" шли сразу пять машин - "Форс Индия" Адриана Сутиля, "Макларен" Льюиса Хэмилтона, "Рено" Виталия Петрова и две "Торо Россо" Хайме Альгерсуари и Себастьена Буеми. Сутиль, пытавшийся пройти гонку с одним пит-стопом, на очень сильно изношенной резине зашел в поворот слишком широко, ушел с траектории и заработал медленный прокол правого заднего колеса. Хэмилтон, сообразивший, что сейчас Сутиль врежется в ограждение, сбросил скорость, и на него сзади в буквальном смысле слова взлетел Альгерсуари, отстававший на круг, но зачем-то атаковавший Петрова. В результате столкновения каталонца резко отбросило влево на заграждение, и по пути он спровоцировал аварию Петрова, которого сзади слегка подтолкнул также не ожидавший подобного развития событий Буеми.
В результате Альгерсуари с гонки сошел, Петрова увезли в госпиталь, а трое остальных финишировали в очковой зоне.
Адриан СУТИЛЬ: "Я начал гонку на жесткой резине, и план был пройти ее с одним пит-стопом. Резину на суперсофт я поменял под первым пейс-каром и знал, что мне предстоит пройти на ней очень длинный отрезок до финиша. Я старался беречь покрышки, но кругов за 15 до финиша они практически перестали работать, и позади меня собрался длинный поезд машин. Ну а потом я широко зашел в 12-й поворот и проколол заднее колесо…"
Хайме АЛЬГЕРСУАРИ: "Что касается аварии на последних кругах, то в этот момент я обгонял Хайдфельда, а у Сутиля возникли проблемы с резиной, так что Хэмилтону, чтобы с ним не столкнуться, пришлось резко тормозить. Я тоже пытался тормозить изо всех сил, но было слишком поздно…"
Так вот в чем проблема! Каталонец перепутал две "Рено". Его попытки обогнать Ника Хайдфельда были бы легитимными, поскольку они оба шли в круге от лидеров и это была бы борьба за места, но Петров-то был с лидерами в одном круге, и этот обгон Альгерсуари был бессмысленным! Если бы не этот маневр пилота "Торо Россо", скорее всего, никакой аварии не было бы.
Как бы то ни было, все, что происходило в минувший уик-энд, странным образом играло на руку лидеру общего зачета и действующему чемпиону мира Себастьяну Феттелю. Авария дебютанта "Заубера" Серхио Переса в квалификации подарила немцу поул, авария Петрова преподнесла ему победу на блюдечке с золотой каемочкой. Потому что никто теперь никогда не узнает, как бы сложились события на финише гонки, если бы не красные флаги за восемь кругов…
Напомним, что в этот момент Феттель был лидером, и его "Ред Булл" шел на жесткой резине, державшейся уже 53 круга. Меньше чем в полусекунде позади был Фернандо Алонсо также на жесткой, но с продолжительностью жизни 35 кругов. И еще в полусекунде за Алонсо держался Дженсон Баттон, чья резина опшен прошла на тот момент всего 21 круг. Время испанца на круге было на одну с лишним секунды лучше времени немца, а британец проходил круги быстрее него на 2(!) секунды. Но это - Монако, тут можно быть на 4 секунды медленнее соперника и все равно не пустить его вперед. Однако нас явно ждал совершенно фантастический финиш, потому что ни Алонсо, ни Баттону терять в этой ситуации было нечего и оба не собирались оставаться пассажирами этого паровозика.
"Я знал, что здесь есть всего два места, где Алонсо мог атаковать, и в них я использовал KERS, чтобы максимально усложнить ему задачу, - сказал Феттель. - Однако же если бы не пейс-кар и красные флаги, я не знаю, чем все это закончилось. У меня были самые старые покрышки, по моим ощущениям они смогли бы нормально проработать еще кругов шесть, а парни позади шли на более свежей резине и были неприятно близки…"
Но на 69-м круге тройка лидеров настигла на круг ту самую связку из пяти машин, которые в итоге и стали соавторами аварии. И под красными флагами всем пилотам сменили резину! И многообещающий триллер закончился, к полному разочарованию публики, за 6 кругов до финиша победой Феттеля.
После чего спортивный директор "Пирелли" Пол Хэмбри обратился в FIA с петицией запретить смену резины под красными флагами, справедливо полагая, что случившееся в Монако исказило суть событий. "Я понимаю, что существует понятие безопасности, но в данный момент я сужу скорее с точки зрения обычного зрителя, у которого, по сути, украли зрелище, - сказал Хэмбри. - Хотя я не понимаю, почему было разрешено менять резину, ведь дистанция гонки не увеличилась, и если бы не остановка, она составила бы те же 78 кругов, а гонщики вынуждены были бы проехать их, как и планировали, на резине разной степени изношенности. Обгоны в Монако - это всегда такой подарок, а уж обгоны в группе лидеров, да еще в борьбе за победу, это вообще деликатес. А тут еще и возможность увидеть, как могла сработать разная стратегия, - один пит-стоп Феттеля, два Алонсо и три Баттона, в этом была интрига, изюминка, и если бы не красные флаги, схватка шла бы до последних метров, и, возможно, решающие атаки мы увидели бы именно на финише! Но нас этого шикарного зрелища лишили".
Забавная деталь - к разговору о невероятном везении Феттеля. Во время его единственного пит-стопа на 16-м круге, спровоцированного заездом в боксы Баттона (чью стратегию "Ред Булл" намеревался зеркалить), из-за проблем с радиосвязью механики по ошибке обули машину немца не в сверхмягкие, как планировалось, а в более жесткие шины! Если бы стратегии не нарушили, Феттелю пришлось бы еще раз заезжать в боксы, и тогда он бы точно не выиграл. А на ошибочно надетом жестком комплекте он понял, что может рискнуть и попробовать доехать до финиша!
Ольга ЛИНДЕ