Российский пилот "Катерхэма" рассказал, как провел перерыв в чемпионате
Олег КАРПОВ
из Спа
- Виталий, что делали последние пять недель?
- Был в России - в Ростове, в Улан-Удэ. Там очень интересно. Думаю, вряд ли бы когда-нибудь приехал туда сам, без приглашения. Принимали отлично. Очень много собиралось болельщиков, все желали удачи, поддерживали.
- Вы встретились с молодыми картингистами...
- Да, жаль, что мероприятия получились короткими. Мы привезли в подарок ребятам гоночные перчатки, я пожелал им удачи. Я бы с радостью пообщался с ними подольше, провел мастер-класс. В принципе очень доволен тем, что предоставилась возможность побывать на Байкале. Хотелось бы провести там чуть больше времени, побегать по горам, потренироваться. А так и времени особенно не было, да и шея болела. Потянул ее на одной из тренировок во время бега. Неделю после этого ходил в корсете, не мог ничего делать. После этой или следующей гонки полечу в Англию к доктору, надо сделать несколько уколов. В принципе ничего страшного не случилось. Мы сделали снимки. Один из шейных позвонков немного сдвинут, он давит на нерв, и это, конечно, мешает.
- Перед гонкой это дополнительный повод для волнения?
- В принципе да. Потому что трасса требовательна, на шею нагрузка большая. Сейчас вроде бы чувствую себя нормально, но в гонке все может быть.
- Что говорит тренер по физподготовке?
- Он организовал мне встречу с доктором. Я прилетел из России в Лондон и сразу поехал к врачу. Она профессионал, работала с олимпийцами. Тут же сказала, что надо делать.
- То, что она работала со спортсменами, наверное, важно еще и в плане допинга.
- Конечно, мы все время следим за подобными вещами. Нас тоже проверяют, пусть и не так часто, как других спортсменов. Мы должны предоставлять информацию о том, где и когда находимся. В любое время могут позвонить и пригласить сдать анализы. Со мной такое происходило дважды. Просто раздается звонок: "Мы вас ждем в течение часа там-то и там-то".
- Команда переехала на новую базу. Вы уже были там?
- Нет. Хотел заехать, но из-за шеи пришлось отказаться от визита. Плюс мы тренировались на симуляторе. И на базу я просто физически не успел. Может быть, заеду после гонки, в понедельник - вторник.
- Во второй половине чемпионата у пилотов очень плотный календарь...
- Мы отдохнули, набрались сил. Ничего страшного. Пусть хоть каждую неделю гонки проходят. Я готов.
- Спа - подходящее место, чтобы начать вторую половину чемпионата?
- Да, трасса всем нравится. Думаю, здесь есть все типы поворотов, которые любят сами пилоты. У меня о Спа приятные воспоминания - я дважды набирал здесь очки. Интересно, что будет с погодой. Условия здесь всегда меняются.
- У команды было много времени проанализировать те новинки, которые были опробованы незадолго до перерыва. Уже можно говорить, что вы не добились того результата, на который рассчитывали?
- Работа до сих пор продолжается. Но мы действительно рассчитывали на большее. Связывали с этим комплектом определенные надежды... Посмотрим, может на других трассах машина покажет себя лучше.
- Ваш менеджер, Оксана Косаченко, сделала несколько резких заявлений. Действительно ли ситуация с контрактом на будущий год настолько непростая?
- Она всегда была непростой. Все три года, что мы здесь, мы были на грани. Каждый раз зимой с трудом подписывали новый контракт. В этом году ситуация была самой сложной, потому что оставалось мало времени. Это не секрет, что нужны средства, нужны спонсоры. И в России их найти действительно тяжело. Любой вид спорта нуждается в инвестициях - и дзюдо, и футбол. А "Формула-1" - очень дорогой вид. Чтобы начать показывать хорошие результаты, необходима поддержка. И она есть здесь у каждого пилота. Свой спонсор - это возможность вести переговоры с другими командами, возможность показывать более высокие результаты. Потому что чем больше у команды денег, тем легче ей работать над автомобилем. Все взаимосвязано. У нас в России много крупных компаний. Но, возможно, они боятся приходить в "Формулу-1", просто не понимая, что это за мир.
- Оксана говорила и о том, что в нашей стране не так много внимания уделяется "Формуле-1" в средствах массовой информации.
- Так и есть. Достаточно посмотреть на то, что делают в других странах. У нас показываются только квалификации и гонки, иностранные же зрители получают гораздо больше информации. Там эфир начинается за полтора часа до гонки, а заканчивается через два после нее. Плюс какие-то тематические специализированные передачи. У нас много аналитических программ про футбол, хоккей, но не про "Формулу-1". А это ведь очень интересный вид спорта. Здесь столько интересных тем! Можно говорить о гонщиках, о технике, о работе команд. Да о чем угодно.
- Когда бы вы лично хотели получить определенность относительно будущего сезона?
- Чем раньше, тем лучше. Так я буду понимать, остаюсь ли здесь, в "Катерхэме", либо мы переходим куда-то еще. В прошлом сезоне последние три гонки я посвятил работе над какими-то решениями для следующей машины. Потому что мы были уверены, что останемся в команде. Увы, этого не произошло. Если бы я знал это заранее, работа складывалась бы по-другому.
CIRCUIT DE SPA-FRANCORCHAMPS: ЦИФРЫ И ФАКТЫ
Предстоящая гонка станет 57-м "Гран-при Бельгии".
Впервые "Гран-при" на автодроме в Спа состоялся в1925 году. Тогда выиграл Антонио Аскари - отец будущего двукратного чемпиона мира в классе "Формула-1" Альберто Аскари (1952, 1953). После своего триумфа в Бельгии Аскари-отец разбился на следующем этапе во Франции.
В первой гонке "Формулы-1" в Бельгии 18 июня 1950 года победу одержал аргентинец Хуан Мануэль Фанхио на Alfa Romeo.
"Гран-при Бельгии" 44 раза проводился в Спа, 10 - в Зольдере, а еще дважды гонку принимал автодром Нивелль. Окончательно этап перебрался в Спа в 1985 году.
Переносы "Гран-при" на другие автодромы были вызваны серьезнейшими авариями, произошедшими в Спа. На 19-м круге гонки 1960 года погиб британец Крис Бристоу, а на 24-м - его соотечественник Алан Стэйси, в чей шлем угодила птица. Кроме них пострадали Майк Тэйлор (врезался в дерево во время практики) и Стирлинг Мосс (перелом обеих ног). В 1966 году легендарный Джеки Стюарт разбил свою машину о сельский дом, в результате чего получил множественные переломы ребер и рук.
Трасса в Спа является самой длинной в календаре чемпионата мира-2012. Протяженность одного круга 7004 метра, всего же кругов 44 (308,052 километра).
Трасса насчитывает 19 поворотов (10 правых и 9 левых). Перепад высот составляет около 180 метров. Максимальная скорость - 310 км/ч. Переключать передачи на одном круге в Спа приходится приблизительно 52 раза. Вместимость трибун - 70 000 зрителей.
Быстрейший круг в квалификации на новейшей конфигурации трассы в прошлом году показал австралиец Марк Уэббер - 1.45,778. В самой гонке лучшим было время, показанное 30 августа 2009 года Себастьяном Феттелем на 38-м круге - 1.47,263 (со средней скоростью 235,071 км/ч).
Чаще остальных в Спа побеждал немец Михаэль Шумахер - шесть раз. Пять побед у Айртона Сенны, по четыре - у Кларка и Кими Райкконена.
12 раз первыми становились пилоты Ferrari, 11 - McLaren.
Среди конструкторов лидерство пока удерживает McLaren (10), которого преследует Ferrari (9).
Быстрейшие круги чаще всех здесь оформлял Ален Прост (6 раз), а среди конструкторов - Ferrari (12) и McLaren (11).
На подиум чаще остальных поднимался Шумахер-старший - девять раз. Семь пьедесталов у Проста, шесть - у Сенны, пять - у Брюса Макларена. Среди конструкторов по этому показателю лидирует Ferrari (35), заметно оторвавшись от McLaren (24).
Больше всех очков на "Гран-при Бельгии" добыли Шумахер (96) и Сенна (58). Всего же в очках здесь финишировали 135 пилотов из 43 команд.
Самой успешной командой в Бельгии остается Ferrari - 370,5 очков. У McLaren 253 очка, у Williams - 138.
Свою первую победу в "Формуле-1" небезызвестная команда Jordan одержала в Спа в 1998 году (Дэмон Хилл). Тогда же эта команда единственный раз в своей истории сделала дубль (вторым финишировал Ральф Шумахер).
Хет-трики (поул-позишн+победа в гонке+быстрейший круг) удавалось сделать Аскари (1952), Фанхио (1954), Джону Сертису (1966) и Шумахеру (2002).
Шумахер-старший дебютировал в гонках класса "Формула-1" именно в Бельгии - 25 августа 1991 года. Год спустя он впервые в карьере одержал здесь победу в "Больших призах". А выигрыш бельгийской гонки 2 сентября 2001 года позволил немцу побить рекорд Проста по количеству побед в истории "Формулы-1" (52 против 51). Сейчас же на счету немца 91 победа. В 2004 году Шумахер, выиграв в Спа, застолбил за собой седьмой (последний на данный момент) чемпионский титул.
Поул-позишн по четыре раза доставалась Фанхио и Сенне.
Четыре года подряд в Бельгии первенствовали только Кларк (1962 - 1965) и Сенна (1988 - 1991).
В 1966 году в Спа финишировали лишь пять гонщиков из 15 стартовавших (еще пять пилотов не смогли выйти на старт после квалификации). Меньшее количество финишировавших в истории "Формулы-1" было зафиксировано лишь дважды - оба раза в Монако: в 1996 году до финиша добрались только три пилота, а в 1966-м - четыре.
Лидер нынешнего чемпионата Фернандо Алонсо принимал участие в восьми "Гран-при Бельгии" и лишь в четырех смог добраться до финиша. А Дженсон Баттон сошел в шести случаях из десяти.
Райкконен одержал в Бельгии четыре победы (в том числе свою последнюю, 18-ю - в 2009 году). Никакой другой "Гран-при" финн не выигрывал хотя бы три раза. Во всех остальных гонках в Спа (еще 3) Райкконен неизменно сходил.
Шумахер-старший свой первый быстрейший круг в карьере показал в Бельгии в 1992 году. Тогда же он впервые захватил лидерство в гонке - 11 кругов или 77 километров. Да и первый сход у немца тоже произошел в Спа (1991 год).
"Гран-при Бельгии" является для бразильца Фелипе Масса единственным, где он побеждал (2008), но при этом ни разу не завоевывал поул-позишн.
Свой первый в карьере сход (из 19) Феттель совершил в Спа в 2007 году (на 8-м круге из-за отказа рулевого управления). Впервые в карьере в Бельгии сошел и Ромэйн Грожан (в 2009 году).
Льюис Хэмилтон дважды не добрался в Спа до финиша (в 2009 и 2011 годах). По два схода у британца было также в Канаде и в Монце.
Павел ОСИПОВ
ПОДИУМЫ В XXI ВЕКЕ
Год |
1-е место |
2-е место |
3-е место |
2001 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Дэвид КУЛТХАРД |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
|
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
Benetton |
2002 |
Михаэль ШУМАХЕР |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
Хуан Пабло МОНТОЙЯ |
|
Ferrari |
Ferrari |
Williams-BMW |
2004 |
Кими РАЙККОНЕН |
Михаэль ШУМАХЕР |
Рубенс БАРРИКЕЛЛО |
|
McLaren-Mercedes |
Ferrari |
Ferrari |
2005 |
Кими РАЙККОНЕН |
Фернандо АЛОНСО |
Дженсон БАТТОН |
|
McLaren-Mercedes |
Renault |
BAR-Honda |
2007 |
Кими РАЙККОНЕН |
Фелипе МАССА |
Фернандо АЛОНСО |
|
Ferrari |
Ferrari |
McLaren-Mercedes |
2008 |
Фелипе МАССА |
Ник ХАЙДФЕЛЬД |
Льюис ХЭМИЛТОН |
|
Ferrari |
BMW-Sauber |
McLaren-Mercedes |
2009 |
Кими РАЙККОНЕН |
Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
|
Ferrari |
Force India |
Red Bull |
2010 |
Льюис ХЭМИЛТОН |
Марк УЭББЕР |
Роберт КУБИЦА |
|
McLaren-Mercedes |
Red Bull |
Renault |
2011 |
Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
Марк УЭББЕР |
Дженсон БАТТОН |
|
Red Bull |
Red Bull |
McLaren-Mercedes |
ЧЕМПИОНАТ МИРА-2012
1. Фернандо АЛОНСО |
164 |
2. Марк УЭББЕР |
124 |
3. Себастьян ФЕТТЕЛЬ |
122 |
4. Льюис ХЭМИЛТОН |
117 |
5. Кими РАЙККОНЕН |
116 |
6. Нико РОСБЕРГ |
77 |
7. Дженсон БАТТОН |
76 |
8. Ромэйн ГРОЖАН |
76 |
9. Серхио ПЕРЕС |
47 |
10. Камуи КОБАЯСИ |
33 |
11. Пастор МАЛЬДОНАДО |
29 |
12. Михаэль ШУМАХЕР |
29 |
13. Пол ДИ РЕСТА |
27 |
14. Фелипе МАССА |
25 |
15. Бруну СЕННА |
24 |
16. Нико ХЮЛЬКЕНБЕРГ |
19 |
17. Жан-Эрик ВЕРНЬЕ |
4 |
18. Даниэль РИККЬЯРДО |
2 |
КУБОК КОНСТРУКТОРОВ
1. RED BULL |
246 |
2. MCLAREN |
193 |
3. LOTUS F1 |
192 |
4. FERRARI |
189 |
5. MERCEDES GP |
106 |
6. SAUBER |
80 |
7. WILLIAMS |
53 |
8. FORCE INDIA |
46 |
9. TORO ROSSO |
6 |