Непредсказуемость погоды на французской трассе оказалась пустяком по сравнению с непредсказуемостью поведения отдельных гонщиков "Мировой серии"…
База российской команды Team RFR расположена в городе Ногаро на юго-западе Франции. От нее за несколько часов, проехав около 300 километров, можно добраться сразу до трех трасс, принимающих этапы "Мировой серии Рено". Но автодромы в Барселоне и Альканьисе находятся за границей (пусть и такой прозрачной, как франко-испанская), поэтому если выбирать из девяти этапов турнира домашний, то им для подавляющего большинства сотрудников коллектива является французский. Который проходит в эти дни на трассе "Поль Рикар" неподалеку от Марселя.
Говорят, что дома и стены помогают, но отбойники этого трека благосклонны ко всем пилотам без исключения - в зонах, где велик риск вылетов, они находятся так далеко от собственно трассы, что повредить о стену свой автомобиль имеют шанс разве что самые безбашенные пилоты. А с еще одной ключевой особенностью "Поль Рикара" - переменчивой погодой - чрезвычайно сложно совладать, будь ты хоть сто раз французом. Трасса находится между горами и морем, и прогнозы для этой области делаются скорее ради галочки. В середине недели интернет-сайты обещали на выходные сухую погоду, в пятницу вечером на листках в холлах гостиниц было написано "небольшой дождь", а на самом деле утром в субботу пошел не просто проливной дождь: с неба посыпались градины размером с куриное яйцо. К счастью, машины в этот момент находились в боксах, иначе град вполне мог побить кузовные панели и аэродинамические элементы, выполненные из пластика и карбона.
Впрочем, и без этого дождь создает гонщикам определенные проблемы. В теории все выглядит достаточно просто: намокающий асфальт становится все "медленнее", подсыхающий - все "быстрее". Поэтому лови идеальный момент, а если в чем-то не уверен - не вылезай с трассы по ходу всей сессии, ведь дождевые покрышки изнашиваются сравнительно медленно плюс у них нет того знаменитого пика, которым славятся слики. Но так ситуация выглядит только в теории. Как выяснилось во время предыдущих заездов, у дождевых шин, подготовленных к этому сезону компанией "Мишлен", тоже есть свой характер - и есть пусть не пик, но "ступенька", которая делает отходившую несколько кругов резину не такой эффективной, как свежая. Разница не такая уж большая, но при характерной для турнира плотности результатов она играет решающую роль. Поэтому наворачивать круги один за другим - не выход, тактика дождевой квалификации не должна радикально отличаться от обычной: пара попыток, в каждой из которых гонщик совершает по паре-тройке быстрых кругов.
Вдвойне сложно оказалось на "Поль Рикаре" и поймать идеальный момент для выезда. Вопреки привычной логике подсыхающая трасса вдруг оказалась более скользкой чем мокрая, - и даже быстрые пилоты вдруг поехали на пару секунд медленнее себя самих. После завершения сессии даже бывалые гоночные инженеры могли только догадываться, в чем была причина такого парадокса: то ли дело в сохранившихся с пятницы на асфальте фрагментах резины, то ли в оставшихся после дождя лужах… В такой ситуации провести на сто процентов осмысленную квалификацию сложно, поэтому и Михаил Алешин, лидер Team RFR, остался в целом доволен показанным 9-м временем. Прыгнуть на несколько позиций вперед машина все равно вряд ли позволила бы, а потерять из-за рискованного пилотажа на мокром асфальте можно было много.
Впрочем, в любом турнире найдется пара пилотов, заслуживающих звания "человека дождя" - уж слишком часто на мокрых заездах они умудряются показать результат лучше других: как будто умеют объезжать струи дождя или имеют особый орган чувств, подсказывающий им момент усиления или ослабления осадков. К примеру, Ник Йеллоли раз за разом показывает хорошие результаты под дождем - вот и на этот раз он выехал из боксов в тот момент, когда все остальные, наоборот, вернулись туда за вторым комплектом свежих покрышек. И подловил тот момент, когда трасса была в идеальном состоянии, максимально "быстром" за отведенное на квалификацию время.
Впрочем, даже если ты сам прекрасно умеешь ездить в дождь, далеко не факт, что все закончится хорошо, ведь на трассе рано или поздно придется столкнуться с менее умелыми (хоть и зачастую более быстрыми) соперниками. К сожалению, судьбе было угодно продемонстрировать справедливость такого утверждения на примере Михаила Алешина. Россиянин проводил гонку очень уверенно и вполне мог попасть на подиум - прежде всего благодаря грамотной работе с шинами. Все без исключения гоночные дождевые покрышки начинают перегреваться и быстро изнашиваться, когда на трассе появляются большие просохшие участки. Но шины, которые используют участники "Мировой серии", теряют форму особенно быстро. По ходу гонки это, кстати, было видно невооруженным глазом: к примеру, лидер чемпионата Робин Фрийнс сначала был весьма активен и быстро вышел в лидеры, но с какого-то момента резко потерял скорость, начал откатываться вниз и к финишу едва удержался в пределах первой десятки.
Алешин не стал автором впечатляющего прорыва и по сравнению с лидерами в первой части заезда двигался по трассе сравнительно медленно. Но такая тактика приносила очевидную выгоду: то и дело кто-то из лидеров внезапно терял темп - и россиянин проходил очередного неудачника (в том числе того же Фрийнса) без особого труда. Причем поначалу ситуацию не изменило даже странное поведение будущего победителя гонки, португальца Феликса да Кошты. Он некоторое время преследовал Алешина и предпринял попытку обгона в последнем повороте. Россиянин не стал сопротивляться, оставив сопернику достаточно места для маневра - но так как на внутреннем радиусе поворота было очень мокро и скользко, португальцу оказалось мало и этого. Автомобиль да Кошты снесло на машину Алешину, и от удара на формуле россиянина погнулись рычаги подвески. Машина стала сразу хуже управляться, стала по-разному входить в левые и правые повороты, но даже на "подбитом" автомобиле москвич умудрялся догонять тех, кто не уберег шины, и отыгрывать у них позиции. У зрителей и даже у телекомментаторов не возникло ни малейших подозрений, что "Даллара" россиянина была повреждена при контакте. А когда Алешин все-таки не удержал машину в одном из поворотов, многие были уверены, что причиной стала ошибка пилота…
Погнутые рычаги подвески - вдвойне неприятная вещь. Во-первых, резко ухудшается управляемость. Во-вторых, однажды согнувшись, в дальнейшем под воздействием нагрузок рычаги с каждым кругом сгибаются еще сильнее. Неважная управляемость - полбеды, если реакции машины при этом остаются стабильными, если у пилота есть возможность привыкнуть к ее далекому от идеала, но однотипному поведению. Но на деле управляемость продолжает ухудшаться - то постепенно, то рывками. Поэтому гонщик, входя в поворот на той же скорости и поворачивая руль на тот же угол, что и на предыдущем круге, не может быть до конца уверен, что машина будет двигаться по той же траектории. А не въедет в поворот задом наперед из-за того, что задние шины потеряли сцепление с дорогой во внешне безобидной ситуации.
Одним словом, 12-е место, на которое к финишу скатился российский пилот, неудачей могут счесть зрители. Для команды, которая видела и показанные россиянином времена круга, и состояние его машины после окончания гонки, - это скорее свидетельство водительского мастерства Михаила. Ведь многие его соперники в аналогичной ситуации вообще не добрались бы до финиша.
Кирилл КАЧНОВ