15 октября 2012, 19:52

О бойцовых петухах и красном "курятнике"

Какой будет борьба за чемпионский титул на финише сезона между Себастьяном Феттелем и Фернандо Алонсо? И соответствуют ли действительности слухи о том, что в 2014 году они вместе будут выступать за "Феррари"?

Следует признать, что результат воскресного "Гран-при Кореи" оказался весьма логичным и в какой-то степени предсказуемым. Дело тут не только в очередной, четвертой в сезоне-2012, третьей подряд и 25-й в карьере победе двукратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля на "Ред Булле", а в том, что в 63-м чемпионате мира сменился лидер общего зачета.

Положение, в котором с июньского "Гран-при Европы" находился двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо на "Феррари", по чести сказать, не выглядело устойчивым. Скорее наоборот: лидерство испанца было чудом, ярким доказательством того, что даже в насквозь технологичной "Формуле-1" человек бывает сильнее машины и обстоятельств. И то, что Феттель в итоге сумел всего за три гонки превратить свое отставание в 39 очков в лидерство с отрывом "+6", лично меня нисколько не удивляет.

И в принципе не удручает. По крайней мере пока, ибо, как резонно заметил в Йонаме Алонсо, эти шесть очков не значат ровным счетом ничего. Как не значили и те четыре, что составляли преимущество испанца над Феттелем перед корейским этапом. Впереди еще четыре гонки, в которых каждый из них теоретически может добыть сто очков. Так что цыплят, сводя дебет с кредитом и сальдо с бульдо, мы будем считать не сейчас, а уж совсем по осени – в ноябре, через шесть недель.

Не торопятся ни горевать, ни праздновать и в "Ред Булле" с "Феррари". Босс "быков" Кристиан Хорнер убеждает всех, что в команде о победе в чемпионате пока, как говорится, ни сном, ни духом: "Мы ничего не принимаем как гарантию. Себ вырвался вперед всего на шесть очков, и на подиуме в Корее Алонсо стоял рядом с ним. Схватка в этом чемпионате будет идти до последнего. Хотя я все же считаю, что у нас есть козырь. Себ в этом сезоне пилотирует лучше, чем когда бы то ни было. Он многому научился в 2010-м и, что важнее, умело применяет полученный опыт на практике".

Держит лицо и босс "Феррари" Стефано Доменикали: "В команде нет ни намека на панику. Мы трезво оцениваем ситуацию и ни на секунду не забываем, что в двух из пяти последних гонок Алонсо фактически не участвовал. Не вынеси его соперники в первых же поворотах Спа и Сузуки, ситуация в чемпионате сейчас была бы совсем другой. Это не оправдание и не утешение, а всего лишь повод задуматься над тем, что в "Формуле-1" не стоит недооценивать такую составляющую, как удача. Сейчас наша задача - дать Фернандо все лучшее, что в наших силах. В первую очередь - с точки зрения надежности техники. А затем постараться не делать ошибок. Например, в выборе стратегии. Надо сделать так, чтобы нам было не стыдно смотреть в глаза друг другу и нашему пилоту. А о чемпионстве я пока и слышать ничего не хочу. Сезон в этом году очень длинный, и борьба в нем будет такой же долгой и трудной".

В принципе Доменикали и Хорнер правы. Не стоит бежать впереди паровоза. Поэтому предлагаю поломать голову на другим: кто станет напарником Алонсо в "Феррари" в обозримом будущем?

Теоретически уже ясно, что в сезоне-2013 ничего не изменится. Фелипе Масса двумя отличными выступлениями в Японии и Корее обезопасил свое будущее в команде на следующий сезон, который станет для него уже восьмым.

Все-таки Масса - в каком-то смысле уникум. По молодости он был рисковым парнем, но полминуты чемпионства-2008 и авария в Венгрии в 2009-м здорово подкосили его психологически. С тех пор уже не первый год с бразильцем происходит одна и та же история. Начало чемпионата у него получается более-менее приличным. Затем следует беспросветный провал в середине сезона, но едва в кулуарах начинаются разговоры, что "Феррари" срочно нужно что-то делать со вторым пилотом, и неотвратимо подступает время перезаключения контракта, как у Массы открывается второе дыхание. Он своевременно выдает пару-тройку результативных гонок - и вопрос о дальнейшем трудоустройстве решается сам собой. Нынешний сезон - не исключение. Несмотря на статистические изыскания британских журналистов, подсчитавших, что в этом чемпионате Масса набрал всего 15 процентов очков от результата Алонсо против 45 процентов в прошлом году, сохранить бразильца - самый разумный, по мнению многих, вариант для "Феррари".

Команде из Маранелло нужен не только опытный и быстрый второй пилот, но и такой, чтобы не создавал конфликтных ситуаций. Говоря аккуратно - чуть менее расторопный, чем пилот №1. Поэтому сразу же отпадает, например, кандидатура Льюиса Хэмилтона. Алонсо дал понять, что не хочет повторения печального опыта "Макларена". И дело тут не в скорости и агрессивности британца, а в его бестактности, которая порой переходит все границы.

С этой точки зрения лучшими партнерами для Алонсо стали бы Марк Уэббер и Дженсон Баттон. Оба умные, интеллигентные, быстрые, сдержанные, но с чувством юмора - и при этом умеющие работать на команду. Однако и у того, и у другого уже есть действующие контракты. Уэбберов с баттонами на всех не напасешься.

Неплохо рядом с Алонсо смотрелся бы, наверное, и Кими Райкконен. Но вряд ли финн, которому в свое время приплатили, чтобы освободить место для испанца в "Феррари", так легко забудет подобное оскорбление. Есть, конечно, и другие кандидаты, в теории имеющие шанс подойти под высокие стандарты Скудерии. Однако Лука ди Монтеземоло привык иметь если не все лучшее, то все самое практичное - и заодно продуктивное в применении. Поэтому, как мне кажется, тем же Нико Хюлькенбергу и Полу Ди Ресте придется еще подождать.

И тут мы плавно переходим к свежему слуху, стремительно распространившемуся в паддоках после корейской гонки. По сведениям журналистов ВВС, нынешний контракт Массы (о котором, кстати, пока еще не объявляли) - всего лишь мостик для "Феррари", чтобы в 2014-м заполучить в пару к Алонсо Феттеля. Якобы испанец дал добро на такой "финт ушами", и якобы между итальянской командой и немецким пилотом уже подписано соответствующее соглашение о намерениях. С массой взаимных оговорок, которые могут понадобиться на случай "если что" – чтобы отыграть назад и не подписывать окончательного контракта. Например, это может сделать Феттель, если "Феррари" окажется недостаточно конкурентоспособной.

Насколько реально появление пары Алонсо - Феттель? Хочется ответить словами героя советского телесериала "Тени исчезают в полдень": "Сумлеваюсь я, однако". Уж слишком немец привык в "Ред Булле" к политике полного благоприятствования, которую обеспечивает неусыпный надзор доктора Хельмута Марко. Хотя вообще-то любому человеку рано или поздно нужно покидать теплые насиженные места - просто для того, чтобы не заплесневеть и продолжать совершенствоваться. Самый наглядный пример - предстоящий переход Хэмилтона из "Макларена" в "Мерседес". Шаг для британца очень рискованный – но именно поэтому он заслуживает уважения.

Найдет ли в себе силы на нечто подобное Феттель? Не знаю... Все будет зависеть от того, выиграет ли он этот чемпионат и как немцу будет ехаться в "Ред Булле" в следующем сезоне. Если так же, как в 2011-м, то ни в какую "Феррари" он, боюсь, не уйдет.

Хотя, возможно, мы снова бежим впереди паровоза. Лука ди Монтеземоло довольно жестко опроверг информацию ВВС, заявив, что Феттель не будет партнером Алонсо в "Феррари": "Мне не нужны два бойцовых петуха в одном курятнике. Мне нужны гонщики, которые выступают за команду, а не за себя. Только тогда в "Феррари" сохранится гармония".

Что ж, все верно: пилоты типа Феттеля плохо уживаются с амбициозными партнерами и могут внести в жизнь команды серьезный дисбаланс. Не зря же в "Ред Булле" так держатся за Уэббера. Вот бы и "Феррари" найти своего такого же "идеального второго"...

Ольга ЛИНДЕ

22