27 февраля 2013, 23:28

Тестовые заезды в Барселоне: зачем Грожану "печка" в болиде

Сегодня в столице Каталонии начинается третья серия предсезонных тестов - в ее преддверии "СЭ" подводит итоги заездов, состоявшихся на прошлой неделе.

Героем недели стал Серхио Перес. Он оказался автором как самого быстрого круга (1.21,848 в среду – на 0,27 с быстрее, чем Фернандо Алонсо днем позже), так и самой яркой фразы, незамедлительно разлетевшейся по страницам и гиперссылкам: "Если так будет продолжаться и дальше, в Мельбурне каждому придется делать по семь пит-стопов – или даже по десять".

Перес был одним из многих, кого озадачило поведение новых шин – точнее, их неожиданно быстрый износ. "Покрышки действительно быстрее прогреваются и выходят на пик сцепных свойств, - рассказывал Фернандо Алонсо. – Но в полную силу ты порой не можешь проехать больше одного круга: после этого начинаешь проигрывать самому себе четыре, а то и шесть секунд." Впрочем, причиной общего недовольства была не столько перспектива гонки с десятью пит-стопами в Австралии, сколько вызванные быстрым износом резины проблемы со сбором данных. В идеальной для инженеров ситуации пилот выезжает из боксов и проезжает некоторое количество кругов в одном и том же темпе. Если время на круге "пляшет", да еще в пределах четырех-шести секунд, команда рискует получить бессистемные, а значит – не слишком полезные и не слишком ей нужные данные. По ходу барселонских тестов длинные серии пришлось сокращать или существенно уменьшать темп на них, а короткие серии – и вовсе ужимать до пары-тройки кругов. Само собой, все это не прибавило полученным командами результатам определенности, а инженерам команд – уверенности.

Впрочем, некоторые эксперты припоминают, что похожие приступы паники случались на предсезонных тестах не раз. Мол, на чрезмерный износ некоторые команды жаловались и в прошлом году – а потом в конце сезона смело ехали гонку с одним-единственным пит-стопом. Вполне возможно, что виновата во всем холодная погода, когда в отдельные дни столбик термометра не поднимался выше 5 градусов тепла. Ромен Грожан даже пошутил, что неплохо бы установить в кокпите обогреватель, на что журналисты отреагировали другой шуткой: ФИА наверняка тут же запретит такие устройства – ведь команды тут же начнут изыскивать способ направить теплый воздух в заднюю часть машины для "термоизоляции" диффузора!

Если на предыдущей серии тестов в Хересе команда "Лотус" ходила в отличниках, то после Барселоны впечатления остались противоречивыми. С одной стороны, за первые два дня Кими Райкконен проехал всего 87 кругов (болид "Уильямса" под управлением Пастора Мальдонадо и Валттери Боттаса за это время намотал почти 200): во вторник возникли проблемы с телеметрией, а в среду пришлось потратить время на замену коробки передач. С другой стороны, сменивший финна Грожан не просто быстро ехал, но и мог поддерживать хороший темп в течение достаточно долгого времени. К примеру, в четверг он проехал рекордно длинную для барселонских тестов серию - 66 кругов, включая 24 круга в полноценном боевом ритме.

Впрочем, дольше всего в четверг на трассе находилась опять-таки машина команды "Уильямс": сменяя друг друга, Мальдонадо и Боттас в сумме совершили 147 кругов. Оба выполнили имитацию гонки, а по результатам тестов в целом остались более чем довольны своим автомобилем. Причем люди знающие утверждают, что высказанные венесуэльцем комплименты вовсе не являлись дежурными. Мальдонадо - не тот человек, которому удается держать эмоции внутри себя, а в Барселоне он постоянно улыбался от уха до уха и по паддоку ходил, чуть ли не приплясывая. Проанализировав угол наклона губ и амплитуду подпрыгивания, особенно проницательные эксперты сделали вывод, что машина позволит "Уильямс" бороться за попадание в первую пятерку Кубка конструкторов.

Куда меньше оптимизма было в боксах "Мерседеса" и "Макларена". Но если осторожные жалобы Росберга и Хэмилтона на недостаток прижимной силы были повторением уже сказанного в Хересе, то слова Дженсона Баттона прозвучали неожиданно: "Иногда машина ведет себя как надо - мы понимаем ее и можем изменить ее поведение в нужном нам направлении. А иногда эта картина рассыпается и нам приходится тыкаться туда или сюда вслепую". В то же самое время англичанин был одним из немногих, кто наряду с высокой скоростью износа новых шин "Пирелли" отметил и их достоинства: "Резина действительно начинает "плыть" уже после третьего-четвертого круга. Зато у тебя нет проблем с пониманием того, как работают покрышки. Это не похоже на прошлый сезон, когда команда могла выиграть гонку, но ее инженеры даже вечером в воскресенье не могли толком понять, как им удалось выжать из шин максимум возможного. Вряд ли нам стоит ждать такой же лотереи, как год назад". Перес между тем нашел новый повод пожаловаться - по словам мексиканца, прославившее его в прошлом году умение корректировать свою манеру езды и сберегать таким образом резину с новыми "Пирелли" не даст преимущества над более легкомысленными и расточительными конкурентами. "Резина слишком мягкая, чтобы разница между двумя пилотами повлияла на результаты гонки, - сказал в частности мексиканец. - Раньше я мог оттянуть пит-стоп на пять, десять, даже пятнадцать кругов, сейчас речь идет об одном-двух…"

Разговоров вокруг шин было так много, что в них едва не утонули упоминания о том, какие новые, не виданные в Хересе элементы появились на машинах той или иной команды. Новинок было не так много, как хотели бы пишущие о гоночных технологиях "сумасшедшие профессора", но и на голодном пайке интересующимся вопросом сидеть не приходилось. За звание самой впечатляющей новинки соперничали "продувные" передние оси "Уильямса" (это решение помогает оптимизировать воздушные потоки за передними колесами) и установленная на "Заубере" система DRD (в прошлом сезоне ее называли пассивной DRS). Первому решению стоить посвятить отдельный материал, а с помощью второго швейцарская команда громко заявила о своей готовности - несмотря на сравнительно скромный бюджет - поиграть с большими мальчиками в большие аэродинамические игры. В первый день тестов на Sauber C32 появилось новое заднее антикрыло дельтавидной (с "провисшей" центральной частью) формы, а во второй - воздуховод, по форме напоминающий рожок и находящийся между капотом двигателя и той самой "провисшей" частью крыла. По мнению экспертов, дельтавидная форма нужна как раз для того, чтобы облегчить задачу по срыву потока с нижней поверхности соответствующего аэродинамического элемента. То есть антикрыло изначально разрабатывалось не само по себе, а как одна из составных частей системы DRD.

Второй серии барселонских тестов формульные технофилы ждут с особым нетерпением: по общему мнению, большинство команд именно на эти четыре дня отложили обкатку считающихся наиболее эффективными решений (чтобы у конкурентов было меньше времени на копирование). Вдобавок ближайшие четыре дня будут очередной - и последней перед "Гран-при Австралии" - возможностью "подружить" гонщиков и болиды с новыми покрышками "Пирелли". Но есть большой риск, что размеры белых пятен, имеющихся сейчас в головах инженеров, сильно не уменьшатся: сегодня и завтра в Барселоне обещают дожди, да и в выходные температура поднимется в лучшем случае до + 15 градусов. Марк Уэббер описал эту ситуацию кратко и емко: "Худший из всех возможных сценариев".

Кирилл КАЧНОВ 

Вторая серия предсезонных тестов. Трасса "Каталунья Монтмело" (Барселона, Испания).
Количество пройденных пилотами кругов

Пилот Команда Количество кругов в конкретный день Всего кругов В среднем за день
19.02 20.02 21.02 22.02
Фернандо АЛОНСО Ferrari 110 76 97   283 94,3
Макс ЧИЛТОН Marussia 65 67 57 51 240 60
Пастор МАЛЬДОНАДО Williams 86   79 23 188 62,6
Жан-Эрик ВЕРНЬ Toro Rosso     106 80 186 93
Валтери БОТТАС Williams   98 68 13 179 59,6
Нико ХЮЛКЕНБЕРГ Sauber   88 91   179 89,5
Серхио ПЕРЕС McLaren 77 97     174 87
Льюис ХЭМИЛТОН Mercedes   121   52 173 86,5
Марк УЭББЕР Red Bull     108 64 172 86
Эстебан ГУТЬЕРРЕС Sauber 68     96 164 82
Нико РОСБЕРГ Mercedes 54   108   162 81
Ромен ГРОЖАН Lotus     119 41 160 53,3
Шарль ПИК Caterham 49 102     151 75,5
Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull 66 84     150 75
Пол ди РЕСТА Force India 82 62     144 72
Гидо ван дер ГАРДЕ Caterham     93 50 143 71,5
Даниэль РИККЬЯРДО Toro Rosso 73 70     143 71,5
Дженсон БАТТОН McLaren     71 70 141 70,5
Кими РАЙККОНЕН Lotus 44 43     87 43,5
Фелипе МАССА Ferrari       80 80 80
Адриан СУТИЛ Force India     78   78 78
Жюль БЬЯНКИ Force India       61 61 61

Вторая серия предсезонных тестов. Трасса "Каталунья Монтмело" (Барселона, Испания).
Лучшие времена на круге

Пилот Команда Время Дата
Серхио ПЕРЕС McLaren 1.21,848 20.02
Фернандо АЛОНСО Ferrari 1.21,875 21.02
Нико ХЮЛКЕНБЕРГ Sauber 1.22,160 21.02
Ромен ГРОЖАН Lotus 1.22,188 21.02
Себастьян ФЕТТЕЛЬ Red Bull 1.22,197 20.02
Нико РОСБЕРГ Mercedes 1.22,611 21.02
Кими РАЙККОНЕН Lotus 1.22,623 19.02
Пастор МАЛЬДОНАДО Williams 1.22,675 21.02
Льюис ХЭМИЛТОН Mercedes 1.22,726 20.02
Валтери БОТТАС Williams 1.22,826 21.02
Дженсон БАТТОН McLaren 1.22,840 21.02
Адриан СУТИЛ Force India 1.22,877 21.02
Марк УЭББЕР Red Bull 1.23,024 21.02
Жан-Эрик ВЕРНЬ Toro Rosso 1.23,366 19.02
Даниэль РИККЬЯРДО Toro Rosso 1.23,718 20.02
Пол ди РЕСТА Force India 1.23,971 20.02
Макс ЧИЛТОН Marussia 1.25,115 20.02
Эстебан ГУТЬЕРРЕС Sauber 1.25,124 19.02
Жюль БЬЯНКИ Force India 1.25,732 22.02
Гидо ван дер ГАРДЕ Caterham 1.26,117 21.02
Шарль ПИК Caterham 1.26,243 20.02
Фелипе МАССА Ferrari 1.27,563 22.02

3